Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:58, курсовая работа
Трудовые отношения выполняют в обществе две функции: производ-ственную и защитную, способствуя тем самым, с одной стороны, правовому обеспечению развития экономики, а с другой - осуществлению гарантий прав человека в сфере труда.
В России и в настоящее время сохраняется высокий уровень нарушений трудовых и иных социальных прав работников. Нередко случаются случаи незаконных увольнений. До последнего времени массовыми были такие явления, как несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трудовых отношений и заработной платы
1.1. Понятие и содержание трудовых отношений.....................................6
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений и направления его совершенствования. Правовое регулирование………………………. ..............9
1.3. Понятие заработной платы и методы ее регулирования ..................11
Глава 2. Современное состояние трудовых отношений и заработной платы в России
2.1. Анализ современного состояния трудовых отношений...............17
2.2. Формирование и функционирование трудовых отношений…………..............................................................................................20
2.3. Динамика развития заработной платы в 2013-2014 ...................25
Глава 3. Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы
3.1. Пути улучшения трудовых отношений………………………….....29
3.2.Направления стимулирования заработной платы……………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................38
По словам заместителя главы ведомства Константина Лайкама, в среднем по итогам 3 кварталов зарплата бюджетников в России выросла на 15% и перешагнула психологическую отметку в 30 тысяч рублей в месяц (уровень, который раньше сами бюджетники считали недостижимым).
По данным мониторинга Росстата, после нескольких индексаций 2013 года (с 1 января, 1 октября, а в некоторых регионах с 1 мая или 1 сентября), лидерами по размеру зарплаты в стране являются врачи и все медработники с высшим образованием, минимальный размер — у младшего медперсонала и социальных работников. Уровень зарплат школьных учителей в 2013 году в регионах доведен до среднего по экономике. При этом, у разных категорий работников образования зарплаты существенно отличаются.[3,4]
Зарплата некоторых категорий работников бюджетной сферы по итогам 9 месяцев 2013 года.
Категория работников бюджетной сферы |
Средний по стране размер ежемесячной зарплаты (тыс. рублей) |
Врачи и работники медучреждений с высшим образованием |
39,5 |
Научные сотрудники |
37 |
Преподаватели ВУЗов |
35,8 |
Школьные учителя |
27,5 |
Мастера производственного обучения |
23,6 |
Средний медперсонал |
22,7 |
Воспитатели детских садов |
21,8 |
Педагоги учреждений дополнительного образования |
19,8 |
Работники культуры |
19 |
Социальные работники |
14 |
Младший медперсонал |
13,2 |
Ранее, выступая в Госдуме и говоря о необходимости исполнения майских указов президента и сохранении в бюджете-2014 социальных обязательств в полном объеме, премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал: «Я хочу подчеркнуть, что в условиях мировой депрессии только мы повышаем зарплаты бюджетникам, никто больше этого не делает».
Рост зарплат будет способствовать притоку в бюджетную сферу квалифицированных кадров, считают эксперты. С другой стороны, после повышения автоматически снизится зарплата младшего персонала.
Относительно роста зарплат в наступившем году, эксперты пока не берутся прогнозировать. В интервью «Российской газете» представитель известного рекрутингового портала рассказал, что в 2014 году ожидается, что рост зарплатных предложений составит 5,5-6,5%. Есть взять в расчет официальный прогноз по инфляции до 5%, реальный рост зарплат может составить 0,5-1,5%.
Доходы в России, согласно консервативному (базовому) сценарию развития экономики до 2030 года, в ближайшие годы будут расти в два раза медленнее, чем предполагалось. Зарплаты населения увеличатся в 1,8 раз вместо 3,5 , которые прогнозировались ранее.
Номинальные доходы к 2025 году увеличатся с текущих 30,1 тысяч в месяц до 74,4 тысяч рублей (рост составит 147,2%), подразумевается в консервативном варианте развития экономики. Согласно инновационному и форсированному сценариям, средняя зарплата в России может достигнуть 84,2 тысяч и 120 тысяч рублей соответственно. Средний размер трудовой пенсии вырастет согласно базовому сценарию с нынешних 10,3 тысячи до 22,3 тысячи рублей, пишет «Российская газета».
По оценке главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, текущая экономическая модель развития изжила себя и создает реальные риски в экономике. Ее сохранение приведет к издержкам производства, износу фондов, ухудшению демографической ситуации, сокращению среднегодового роста инвестиций с 5,9 до 4,3%. У страны не хватит ресурсов конкурировать ни с развивающимися странами, ни с развитыми. С одной стороны Россия не обладает дешевыми факторами производства, с другой — необходимым уровнем развития технологий.
Доля среднего класса, считают в Минэкономразвития, будет составлять около трети населения, а не половину, как ожидалось ранее. А уровень жизни в стране будет по-прежнему отставать от развитых государств.[5]
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
3.1 Пути улучшения трудовых отношений.
В Российской Федерации созрела объективная необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, основанной не на принципах реагирования на страховые случаи, как это имеет место сегодня, а на их профилактике.
За последние годы накопилось немало проблем, с которыми СУОТ не справляется, и необходимы коррективы по ее совершенствованию. При этом основной целью реформирования является постепенный переход от реагирования на страховые случаи к управлению процессами снижения рисков повреждения здоровья работников в процессе трудовой деятельности.[11]
На основе выделенных выше проблем регулирования трудовых отношений в области условий и охраны труда в России, рассмотрим основные пути совершенствования регулирования трудовых отношений.
1. Самая важная задача,
которая сейчас стоит в
Что касается охраны труда - изменена минимальная численность работников, со 100 до 50 чел., при которой работодатель обязан создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. Это усиливает позиции служб по охране труда. Дополнительно предусматривается, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Увеличен минимальный размер финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда работающих с 0,1 % от суммы затрат на производство до 0,2%, т. е. в 2 раза.
Внесены поправки, которые позволяют применять единый подход с предоставлением компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда на основе единых санитарно-гигиенических критериев оценки и классификации условий труда.
С целью прекращения избыточного государственного регулирования, уточнены полномочия органов государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства.
2.Решение проблемы
Основная задача, которую следует решать при этом, заключается в правильном определении рисков, которые оказывают воздействие на здоровье и жизнь работника. Основанием для такого определения в полной мере могут служить результаты АРМ по условиям труда по всему комплексу производственных факторов.
Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний необходимо направить на приобретение работниками сертифицированных средств индивидуальной защиты, проведение аккредитованными организациями аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест работ по приведению к уровню запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах. И санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
3. Совершенствование схемы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда. Здесь также накопилось достаточно проблем, основной из которых является главенство компенсационных мер на возмещение вреда над превентивными мерами по устранению вредных и опасных производственных факторов. Это по существу стало основной причиной сдерживания проведения профилактических и защитных мероприятий по охране труда и сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.
При этом особого внимания потребует реализация мероприятий, направленных на реформирование системы социального страхования, включая досрочное (льготное) пенсионное обеспечение работников, подвергшихся воздействию вредных производственных факторов.
4. Уменьшение числа неофициально занятых работников с помощью Российского законодательства. Усовершенствование административной, налоговой и уголовной ответственности за неофициальное трудоустройства граждан.
5. Практическими путями совершенствования законодательства в области регулирования трудовых отношений является разработка и скорейшее принятие ряда законов на федеральном уровне Трудового процессуального кодекса, закона об объединениях работодателей, закона о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров, закона об усилении ответственности сторон за невыполнение взятых на себя обязательств, закона, обеспечивающего возврат профсоюзам прав по общественному контролю за соблюдением трудового законодательства; на региональном уровне в субъектах федерации: законов, устанавливающих пени за каждый день задержки выплаты заработной платы, законов, устанавливающих рамочные сроки выплаты заработной платы на предприятиях в регионе.[15,20]
Среди первоочередных мероприятий в области улучшения условий и охраны труда следует выделить такие направления, как :
1.создание государственного
реестра рабочих мест
2.создание единой
Чтобы коренным образом повлиять на сложившуюся ситуацию, недостаточно перечисленных мер совершенствования регулирования трудовых отношений, если смотреть через призму демографической ситуации. Необходимо главным образом улучшать демографическую ситуацию в стране, снижать смертность и производственный травматизм, а также необходима профилактика заболеваний на производстве.
Проведенных мер по совершенствованию регулирования трудовых отношений не достаточно. Необходимо учитывать, что требования к регулированию трудовых отношений будут меняться в зависимости от ситуации в нашей стране и в других странах. Поэтому необходимо регулярное совершенствование трудовых отношений в области условий и безопасности труда работников организаций.[7]
3.2 Направления стимулирования повышения заработной платы.
Стимулирующая функция и стимулирующая роль заработной платы еще обстоятельно не раскрыты в современной экономике.
Стимулирующая функция и стимулирующая роль – понятия одно-порядковые, но их нельзя полностью отождествлять. Стимулирующая функция заработной платы – ее свойства направить интересы трудящихся на достижения требуемых результатов труда за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в результате обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников. Таким образом, стимулирующую роль можно представить в виде «двигателя» стимулирующей функции. Стимулирующую функцию нельзя количественно измерить, она может только существовать или отсутствовать. А стимулирующая роль заработной платы измерима. Стимулирующая роль может повышаться или понижаться в зависимости от того, соответствуют ли размеры оплаты труда трудовому вкладу работника, и его результатам.
Стимулирующую роль можно оценить, анализировать и сопоставить через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.[14]
Повышение уровня стимулирующей роли заработной платы зависит от ряда факторов, поэтому важно наиболее полно выявить их совокупность и степень их влияния на данный процесс. Целесообразно классифицировать такие:
Факторы, от которых зависит стимулирующая роль заработной платы, можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним относится организация заработной платы. Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов.
Информация о работе Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы