Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:58, курсовая работа
Трудовые отношения выполняют в обществе две функции: производ-ственную и защитную, способствуя тем самым, с одной стороны, правовому обеспечению развития экономики, а с другой - осуществлению гарантий прав человека в сфере труда.
В России и в настоящее время сохраняется высокий уровень нарушений трудовых и иных социальных прав работников. Нередко случаются случаи незаконных увольнений. До последнего времени массовыми были такие явления, как несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трудовых отношений и заработной платы
1.1. Понятие и содержание трудовых отношений.....................................6
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений и направления его совершенствования. Правовое регулирование………………………. ..............9
1.3. Понятие заработной платы и методы ее регулирования ..................11
Глава 2. Современное состояние трудовых отношений и заработной платы в России
2.1. Анализ современного состояния трудовых отношений...............17
2.2. Формирование и функционирование трудовых отношений…………..............................................................................................20
2.3. Динамика развития заработной платы в 2013-2014 ...................25
Глава 3. Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы
3.1. Пути улучшения трудовых отношений………………………….....29
3.2.Направления стимулирования заработной платы……………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................38
Условия труда также вносят негативный вклад в увеличение смертности в трудоспособном возрасте .
Ситуация, сложившаяся со смертностью, связана с производственным травматизмом и профзаболеваниями и требует принятия безотлагательных мер на государственном уровне.
По свидетельствам международной и отечественной практики, уровень опасности для профессиональной деятельности работающего населения за последние годы в ряде видов экономической деятельности имеет динамику постоянного роста. По оценке МОТ, в мире от несчастных случаев на производстве каждые 15 секунд погибает один человек, или 6 тысяч ежедневно.
2. Особую тревогу вызывает
состояние условий труда, где
практически каждый четвертый
работник трудится на рабочем
месте, не отвечающем санитарно-
По данным Росстата, на конец 2013 года 29% работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. При этом данный показатель имеет тенденции к увеличению. В 2012 году в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях работали всего 27,5% работников. [2]
Такова общая обстановка на сегодня с охраной и условиями труда. Она остается напряженной и требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления на принципиально новых подходах к ее оценке как важнейшей составляющей рыночных отношений и демографической политики страны
3. Проблема доверия в трудовых отношениях. Именно доверие служит основой взаимопонимания и согласия, является неотъемлемым условием делегирования полномочий, успешной командной работы и, безусловно, детерминирует организационную эффективность. В связи с этим изучение проблемы доверия между работниками и работодателями представляется чрезвычайно важной задачей.
Результат социологического опроса 2013 г.
По данным видно, что имеется наличие положительной тенденции роста доверия в отношениях работников и работодателей. Соответственно, если в 2011 году нами отмечался кризис доверия в трудовых отношениях, то в 2013 состояния доверия в трудовых отношений явно улучшилось.
4.Проблема неформальной занятости. В России относительно широко распространена неформальная занятость, т. е. занятость без оформления трудового договора.
Официально не оформляя трудовые отношения с работником, работодатель обрекает его на полуголодное существование в старости, т.к. работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, из которых в будущем должна была бы формироваться трудовая пенсия. В таком случае при выходе на пенсию, работник будет получать только базовую часть трудовой пенсии, что, безусловно, не совместимо с принципами достойного человеческого существования. Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т.к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Работая в условиях официально не оформленных трудовых отношений, работник ущемляется во множестве социальных правах. В частности, у такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный трудовой стаж, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
2.2 Формирование и
Формирование трудовых отношений определяется огромным количеством факторов. К числу основных можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.
Социальная политика
представляет собой
Серьезной проблемой
здесь становятся границы
Опыт зарубежных
стран свидетельствует, что степень
коммерциализации трудовых
Такой фактор как
глобализация экономики все
Недостаточная
социальная ориентация
Третьим значимым
фактором, определяющим формирование
и развитие трудовых отношений,
являются закономерности
Разделение и
кооперация труда в структуре
трудовых отношений формируют
сферы и виды занятости, профессии
и специальности, место каждого
работника в процессе труда, требования
к качеству труда и рабочей
силы. Опыт регулирования трудовых
отношений показывает, что эффективность
труда значительно выше, если
работники выступают не как
изолированные индивиды, а как
совокупность
Основной целью функционирования трудовых отношений является повышение уровня социально-экономического развития каждого региона страны, которое обеспечивается вследствие активизации деятельности субъекта ведения хозяйства: населения, государства и предприятий. Значительное влияние на функционирование трудовых отношений осуществляет государство в виде законодательной власти и программ экономического развития региона и государства в целом. Законодательная власть базируется на совокупности законов относительно функционирования всех субъектов хозяйствования.
Управление трудового механизма, рассматривается как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ с помощью специализированных приемов и средств - функций управления качестве функции трудового механизма выделено: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Каждая из четырех функций имеет жизненно важное значение. Вместе с этим, планирование обеспечивает основную для других функций и является наиболее важной. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических программ развития производства, предпринимательской деятельности и социальной защищенности населения в региона.[20]
Стратегическое планирование предполагает формирование долгосрочных, на 5-10 лет, программ и путей ее реализации. Каждая программа включает ряд подразделений, содержание которых базируется на поставленных задачах, а с именно: занятость населения, социальная политика государства, размер благосостояния населения, поддержка перспективных предприятий.
Тактическое планирование является комплексом действий краткосрочного характера для достижения генеральной цели как регионов, так и государства - развитие социально-экономической сферы. Особую роль при планировании играет является прогнозирование притока и оттока денежных поступлений, то есть соотношение расходов на поддержку предприятий и социальной защите населения и размера денежных поступлений в бюджет. При этом учитывается развитие социальной инфраструктуры региона и уровень жизни населения.
Функция организации обеспечивает упорядочение экономической, социально-психологической и правовой сторон реализации программ социально-трудовых отношений в государстве, регионе. Эта функция направлена на выделение уполномоченных органов, на которых возложена ответственность за эффективную реализацию разработанных программ.
Функция мотивации предусматривает комплекс действий по стимулированию активизации деятельности субъектов хозяйствования - государства, предприятий и населения Перечень таких действий также заложена в основу программ социально-экономического о развитии региона и государства.[12]
Управленческий контроль осуществляется в сочетании с процессом стратегического планирования.
Основными задачами контроля является;
- наблюдение за достижением стратегических целей;
- принятие мер при выявлении
отклонений от поставленной
Реализация этих функций осуществляется посредством значительного количества методов качестве основных можно выделить: административные, социальные и экономические.
Административные методы влияют на интересы предпринимателей и населения посредством законодательной базы, приказов, постановлений и т.п. В структуре исполнительных органов по несколькими уровнями управления они имеют самодостаточное значение и реализуются через назначения, освобождения от должности и наказания должностных лиц. В целом в государственном регулировании экономики региона администрирование осуществляется в лицензировании деятельности, квотировании экспорта и импорта и в ряде других случаев Чаще административные методы сочетаются с рыночными, размещение инвестиций, подрядных работ на конкурсной основе и др.
Экономические методы воздействуют на субъекты хозяйствования через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. При этом нет прямого принуждения или поощрения объектом управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству, например, за неуплату налоговых взносов взыскивается штраф и применяются другие санкции.
Социальные методы управления предусматривают обеспечение занятости населения, совершенствование системы оплаты труда, упорядочении трудовых отношений наемных работников и работодателей, социальной защите на уязвимых категорий населения.
Инструментами объективно обусловленных социальных методов становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.
Важное место в функционировании системы трудовых отношений занимает определения его эффективности.
Функционирование считается эффективным, если он обеспечивает: повышение деловой активности населения и увеличение их реальных доходов; открытие новых объектов бизнеса; обновление и работоспособность предприятий, оказавшихся в кризисном состоянии; увеличение объемов поступлений в доходную часть бюджета от субъектов хозяйствования и т.д.[13]
2.3 Динамика развития заработной платы в 2013-2014 году.
Среднемесячная начисленная заработная плата в 2013 году, по данным Росстата, составила 29, 94 тыс. рублей и по сравнению с 2012 годом выросла на 12,3%, в декабре прошлого года — 39,38 тыс. рублей (рост в годовом выражении на 8,5%). Для сравнения, по итогам 2012 года показатель увеличился на 13,9 процента до 26,69 тыс. рублей.
Реальные располагаемые денежные доходы граждан России за 2013 год выросли на 3,3%. Согласно данным Росстата, среднедушевые доходы россиян за прошлый год составили 25,52 тыс. рублей (рост на 10,7% в сравнении с 2012 годом).
В ноябре 2013 года Росстат представил результаты исследования уровня зарплат работников бюджетной сферы по итогам 9 месяцев прошлого года. Согласно данным службы, за тот период зарплата бюджетников в России выросла на 15% и перешагнула психологическую отметку в 30 тысяч рублей в месяц. Из отчета следовало, что лидерами по размеру зарплаты в стране являются врачи и все медработники с высшим образованием.
Росстат представил результаты исследования уровня зарплат работников бюджетной сферы по итогам 9 месяцев прошлого года. Мониторинг коснулся всех регионов России — он проводился в 163 тысячах бюджетных учреждений во исполнение майских указов президента Владимира Путина.
Информация о работе Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы