Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Трудовые отношения выполняют в обществе две функции: производ-ственную и защитную, способствуя тем самым, с одной стороны, правовому обеспечению развития экономики, а с другой - осуществлению гарантий прав человека в сфере труда.
В России и в настоящее время сохраняется высокий уровень нарушений трудовых и иных социальных прав работников. Нередко случаются случаи незаконных увольнений. До последнего времени массовыми были такие явления, как несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трудовых отношений и заработной платы
1.1. Понятие и содержание трудовых отношений.....................................6
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений и направления его совершенствования. Правовое регулирование………………………. ..............9
1.3. Понятие заработной платы и методы ее регулирования ..................11
Глава 2. Современное состояние трудовых отношений и заработной платы в России
2.1. Анализ современного состояния трудовых отношений...............17
2.2. Формирование и функционирование трудовых отношений…………..............................................................................................20
2.3. Динамика развития заработной платы в 2013-2014 ...................25
Глава 3. Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы
3.1. Пути улучшения трудовых отношений………………………….....29
3.2.Направления стимулирования заработной платы……………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_ekonomicheskoy_teorii.docx

— 99.72 Кб (Скачать файл)

Условия труда также вносят негативный вклад в увеличение смертности в трудоспособном возрасте .

Ситуация, сложившаяся со смертностью, связана с производственным травматизмом и профзаболеваниями и требует принятия безотлагательных мер на государственном уровне.

По свидетельствам международной и отечественной практики, уровень опасности для профессиональной деятельности работающего населения за последние годы в ряде видов экономической деятельности имеет динамику постоянного роста. По оценке МОТ, в мире от несчастных случаев на производстве каждые 15 секунд погибает один человек, или 6 тысяч ежедневно.

2. Особую тревогу вызывает  состояние условий труда, где  практически каждый четвертый  работник трудится на рабочем  месте, не отвечающем санитарно-гигиеническим  требованиям, что отрицательно влияет  на состояние рынка труда, приводит  к ухудшению качества трудовых  ресурсов, падению престижа ряда  профессий, росту дефицита кадров  и необходимости привлечения  иностранной рабочей силы.

 По данным Росстата, на конец 2013 года 29% работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. При этом данный показатель имеет тенденции к увеличению. В 2012 году в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях  работали всего 27,5% работников. [2]

Такова общая обстановка на сегодня с охраной и условиями труда. Она остается напряженной и требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления на принципиально новых подходах к ее оценке как важнейшей составляющей рыночных отношений и демографической политики страны

3. Проблема доверия в трудовых отношениях. Именно доверие служит основой взаимопонимания и согласия, является неотъемлемым условием делегирования полномочий, успешной командной работы и, безусловно, детерминирует организационную эффективность. В связи с этим изучение проблемы доверия между работниками и работодателями представляется чрезвычайно важной задачей.

Результат социологического опроса  2013 г.

 

 

 По данным видно, что  имеется наличие положительной тенденции роста доверия в отношениях работников и работодателей. Соответственно, если в 2011 году нами отмечался кризис доверия в трудовых отношениях, то в 2013 состояния доверия в трудовых отношений явно улучшилось.

4.Проблема неформальной  занятости. В России относительно широко распространена неформальная занятость, т. е. занятость без оформления трудового договора.

Официально не оформляя трудовые отношения с работником, работодатель обрекает его на полуголодное существование в старости, т.к. работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, из которых в будущем должна была бы формироваться трудовая пенсия. В таком случае при выходе на пенсию, работник будет получать только базовую часть трудовой пенсии, что, безусловно, не совместимо с принципами достойного человеческого существования. Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т.к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Работая в условиях официально не оформленных трудовых отношений, работник ущемляется во множестве социальных правах. В частности, у такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный трудовой стаж, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 

 

2.2 Формирование и функционирование  трудовых отношений.

Формирование трудовых отношений определяется огромным количеством факторов. К числу основных можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.

    Социальная политика  представляет собой совокупность  социально-экономических мер, обеспечивающих  достойный уровень жизни и  труда граждан страны, их социальную  защищенность. Главная цель социальной  политики – повышение уровня  и качества жизни граждан на  основе стимулирования трудовой  и хозяйственной активности населения. Формирование и регулирование  трудовых отношений является важнейшим элементом трудовой политики. Особо важную роль в трудовых отношениях  играют оплата труда, регулирование занятости, регулирование доходов.[13]

    Серьезной проблемой  здесь становятся границы влияния  принципов рыночной экономики  на характер трудовых отношений. В частности, такие элементы трудовых  отношений как профессиональная  ориентация и консультация,  трудоустройство  граждан, профессиональная реабилитация  инвалидов, профессиональная подготовка  и переподготовка женщин, которые  выходят из отпуска по уходу  за малолетними детьми и др.

    Опыт зарубежных  стран свидетельствует, что степень  коммерциализации трудовых отношений  относительно ниже в государствах  с высокоразвитой экономикой, чем  в слабо развитых и развивающихся  государствах. Это связано с тем, что развитые страны обладают  большими возможностями для социальной  защищенности человека.

  Такой фактор как  глобализация экономики все больше  определяет формирование и регулирование  трудовых отношений. Глобализация  экономики представляет собой  процесс формирования системы  международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой  валютной системы, мировой миграции  рабочей силы, стремительные технологические  изменения и др. Глобализация  экономики приводит к ограничению  возможностей макроэкономической  политики на национальных уровнях. Особенно это касается политики  в сфере труда и социально-трудовых  отношений. Негативные последствия  глобализации  приводят к необходимости  политики трудового протекционизма  в социально-трудовых отношениях.[9]

    Недостаточная  социальная ориентация экономических  реформ  в России привела к  значительному снижению занятости, уровню заработной платы и  доходов, что в конечном итоге  привело к снижению уровня  жизни населения. В этих условиях  следовало бы проводить финансовую  и промышленную политику, поддерживающую  конкурентоспособность внутреннего  производства. Экономический рост  должен рассматриваться не как  цель, а как средство защиты  жизненных возможностей настоящих  и будущих поколений.  Разработка  и проведение мер по защите  и развитию национального рынка  труда создадут условия для  становления и развития в России  трудовых отношений, соответствующих  новым экономическим условиям. 

  Третьим значимым  фактором, определяющим формирование  и развитие трудовых отношений, являются закономерности развития  общественного труда. Это прежде  всего разделение и кооперация  труда, рост производительности  труда, замещение труда капиталом.

    Разделение и  кооперация труда в структуре  трудовых отношений формируют  сферы и виды занятости, профессии  и специальности, место каждого  работника в процессе труда, требования  к качеству труда и рабочей  силы. Опыт регулирования трудовых  отношений показывает, что эффективность  труда значительно выше, если  работники выступают не как  изолированные индивиды, а как  совокупность высокоэфффективных рабочих групп. Кроме того, разделение и кооперация труда, структурируя рабочую силу, дифференцирует доходы, формирует властные структуры, определяет законность трудовых отношений.[10]

Основной целью функционирования трудовых отношений является повышение уровня социально-экономического развития каждого региона страны, которое обеспечивается вследствие активизации деятельности субъекта ведения хозяйства: населения, государства и предприятий. Значительное влияние на функционирование трудовых отношений осуществляет государство в виде законодательной власти и программ экономического развития региона и государства в целом. Законодательная власть базируется на совокупности законов относительно функционирования всех субъектов хозяйствования.

Управление трудового механизма, рассматривается как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ с помощью специализированных приемов и средств - функций управления качестве функции трудового механизма выделено: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Каждая из четырех функций имеет жизненно важное значение. Вместе с этим, планирование обеспечивает основную для других функций и является наиболее важной. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических программ развития производства, предпринимательской деятельности и социальной защищенности населения в региона.[20]

Стратегическое планирование предполагает формирование долгосрочных, на 5-10 лет, программ и путей ее реализации. Каждая программа включает ряд подразделений, содержание которых базируется на поставленных задачах, а с именно: занятость населения, социальная политика государства, размер благосостояния населения, поддержка перспективных предприятий.

Тактическое планирование является комплексом действий краткосрочного характера для достижения генеральной цели как регионов, так и государства - развитие социально-экономической сферы. Особую роль при планировании играет является прогнозирование притока и оттока денежных поступлений, то есть соотношение расходов на поддержку предприятий и социальной защите населения и размера денежных поступлений в бюджет. При этом учитывается развитие социальной инфраструктуры региона и уровень жизни населения.

Функция организации обеспечивает упорядочение экономической, социально-психологической и правовой сторон реализации программ социально-трудовых отношений в государстве, регионе. Эта функция направлена на выделение уполномоченных органов, на которых возложена ответственность за эффективную реализацию разработанных программ.

Функция мотивации предусматривает комплекс действий по стимулированию активизации деятельности субъектов хозяйствования - государства, предприятий и населения Перечень таких действий также заложена в основу программ социально-экономического о развитии региона и государства.[12]

Управленческий контроль осуществляется в сочетании с процессом стратегического планирования.

Основными задачами контроля является;

- наблюдение за достижением  стратегических целей;

- принятие мер при выявлении  отклонений от поставленной цели

 

Реализация этих функций осуществляется посредством значительного количества методов качестве основных можно выделить: административные, социальные и экономические.

Административные методы влияют на интересы предпринимателей и населения посредством законодательной базы, приказов, постановлений и т.п. В структуре исполнительных органов по несколькими уровнями управления они имеют самодостаточное значение и реализуются через назначения, освобождения от должности и наказания должностных лиц. В целом в государственном регулировании экономики региона администрирование осуществляется в лицензировании деятельности, квотировании экспорта и импорта и в ряде других случаев Чаще административные методы сочетаются с рыночными, размещение инвестиций, подрядных работ на конкурсной основе и др.

Экономические методы воздействуют на субъекты хозяйствования через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. При этом нет прямого принуждения или поощрения объектом управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству, например, за неуплату налоговых взносов взыскивается штраф и применяются другие санкции.

Социальные методы управления предусматривают обеспечение занятости населения, совершенствование системы оплаты труда, упорядочении трудовых отношений наемных работников и работодателей, социальной защите на уязвимых категорий населения.

Инструментами объективно обусловленных социальных методов становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Важное место в функционировании системы трудовых отношений занимает определения его эффективности.

Функционирование считается эффективным, если он обеспечивает: повышение деловой активности населения и увеличение их реальных доходов; открытие новых объектов бизнеса; обновление и работоспособность предприятий, оказавшихся в кризисном состоянии; увеличение объемов поступлений в доходную часть бюджета от субъектов хозяйствования и т.д.[13]

 

 

2.3 Динамика развития заработной  платы в 2013-2014 году.

 

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2013 году, по данным Росстата, составила 29, 94 тыс. рублей и по сравнению с 2012 годом выросла на 12,3%, в декабре прошлого года — 39,38 тыс. рублей (рост в годовом выражении на 8,5%). Для сравнения, по итогам 2012 года показатель увеличился на 13,9 процента до 26,69 тыс. рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы граждан России за 2013 год выросли на 3,3%. Согласно данным Росстата, среднедушевые доходы россиян за прошлый год составили 25,52 тыс. рублей (рост на 10,7% в сравнении с 2012 годом).

В ноябре 2013 года Росстат представил результаты исследования уровня зарплат работников бюджетной сферы по итогам 9 месяцев прошлого года. Согласно данным службы, за тот период зарплата бюджетников в России выросла на 15% и перешагнула психологическую отметку в 30 тысяч рублей в месяц. Из отчета следовало, что лидерами по размеру зарплаты в стране являются врачи и все медработники с высшим образованием.

Росстат представил результаты исследования уровня зарплат работников бюджетной сферы по итогам 9 месяцев прошлого года. Мониторинг коснулся всех регионов России — он проводился в 163 тысячах бюджетных учреждений во исполнение майских указов президента Владимира Путина.

Информация о работе Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы