Особенности корпоративного управления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является совершенствование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

определить понятия корпорации и корпоративной культуры;
определить методы диагностики состояния корпоративной культуры и пути ее формирования;
проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одной из корпораций;
разработать рекомендации по улучшению состояния корпоративной культуры;
подытожить результаты исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления…………………...5

1.1. Сущность, понятие и функции корпоративного управления………………..5
1.2. Принципы корпоративного управления………………………………………7

Глава 2. Особенности корпоративного управления в РФ……………………….10

2.1. Формирование отечественной модели корпоративного управления……10
2.2. Проблемы эффективности корпоративного управления в России………..13

Глава 3. Характеристика и оценка корпоративного менеджмента на примере компании «Группа ВТБ»…………………………………………………………….17

3.1. Общая характеристика банка…………………………………………………17
3.2. Характеристика системы корпоративного управления компании «Группа ВТБ»……………………………………………………………………………………..18
3.2. Предложения по улучшению существующей системы……………………..28

Заключение…………………………………………………………………………….32

Список используемой литературы………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсач ОиУКС.docx

— 155.62 Кб (Скачать файл)

 

Иные причины трудностей

 

Как правило, аналитики считают  приватизацию основной причиной довольно низкого качества корпоративного управления в российских компаниях. Однако существуют и другие факторы, которые подготовили  почву для нарушений, происходивших  в последнее десятилетие.

 

  • Неэффективная реализация принципов корпоративного управления из-за коррупции в судебной системе и правоохранительных органах. В России недостаточно квалифицированных менеджеров и нет развитого финансового рынка, способного оказать давление на компании, поэтому механизм, обеспечивающий соблюдение правил, приобретает первостепенную важность для внедрения результативной системы корпоративного управления. Однако требования акционеров, обращающихся за правовой помощью, нередко остаются неудовлетворенными: юридические процедуры затянуты, квалификация судей низкая, судебная система поражена коррупцией.

 

  • Трудность организации коллективных действий. В стране сохраняется высокая концентрация собственности: львиная доля акционерного капитала принадлежит инсайдерам, а внешние акционеры не обладают достаточной силой, чтобы следить за процессом ведения бизнеса. Инвестиционные фонды, которые, как и банки, являются идеальными кандидатами на роль активных внешних инвесторов и поборников эффективного корпоративного управления, до сих пор не взяли на себя данную миссию (и не стремятся к этому). По сути, в России налицо сильный дефицит последовательных борцов за внедрение цивилизованного корпоративного управления.

 

  • Дефицит опытных менеджеров. Топ-менеджеры российских компаний — самая мощная группа собственников (исключениями являются естественные монополии и предприятия оборонной промышленности). В особенности это характерно для фирм, действующих на региональном уровне. Кресла многих управленцев, имеющих крупные пакеты акций, и впрямь надежно защищены от посягательств, поскольку надзор со стороны внешних инвесторов либо слаб, либо вообще отсутствует. В результате такие собственники-менеджеры осуществляют сделки преимущественно в своих интересах и не стремятся покончить со старыми привычками или внедрить в компаниях эффективные методы корпоративного управления.

 

  • Мышление старого типа. При советской плановой экономике руководители предприятий подчинялись напрямую государственным органам, поэтому сейчас менеджерам трудно привыкнуть к необходимости отчитываться перед советом директоров. Кроме того, их деятельность обычно нацелена на получение краткосрочной персональной выгоды, а не на разработку планов долгосрочного стратегического развития, которое невозможно без сложной и дорогостоящей реструктуризации. Наконец, они продолжают придерживаться традиций властного централизованного руководства.

 

Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться отдельно взятая компания, независимо от выбранной экономической и  корпоративной модели развития является эффективность корпоративного управления. Характерные черты эффективного корпоративного управления состоят  в следующем:

 

  1. защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров:

 

  • структура корпоративного управления должна защищать права акционеров,

 

  • корпоративное управление должно обеспечивать равное отношение к акционерам, как мелким, так и крупным, иностранным и национальным,

 

  • каждый акционер должен иметь право и возможность получить эффективную защиту в случае нарушения своих прав,

 

  • одна акция должна предоставлять её держателю один голос на общем собрании акционеров;

 

  1. прозрачность:

 

  • корпоративное управление должно обеспечивать своевременное и точное раскрытие достоверной и полной финансовой и другой информации о деятельности компании, о её финансовом положении, собственности и управлении компанией,

 

  • компании должны отчитываться перед акционерами за соблюдение имеющегося у компании кодекса корпоративного управления,

 

  • компании должны признавать международные стандарты бухгалтерского учёта;

 

  1. независимость директоров состоит:

 

  • в определении стратегии компании,

 

  • утверждении бизнес-планов,

 

  • назначении менеджеров,

 

  • контроле за деятельностью менеджеров,

 

  • смещении менеджеров в случае необходимости;

 

  1. ответственность:

 

  • соблюдение компанией законов и этических норм;

 

  1. роль заинтересованных лиц:

 

  • структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять их активное сотрудничество с компанией.

 

Большое внимание уделяется вопросам эффективности внутренних корпоративных  кодексов управления. Решающим мотивом  вложения денег становится степень  развития этики бизнес-поведения  и уровень развитости корпоративных  отношений.

 

Воплощение компанией указанных выше принципов и норм – непростая задача даже для стран с развитой экономической системой. Многочисленные противоречия и столкновения интересов, возникающие в процессе их реализации, требуют постоянного поиска компромиссов.

 

 

Глава 3. Характеристика и  оценка корпоративного менеджмента на примере компании «Группа ВТБ»

 

    1. Общая характеристика банка

 

Банк ВТБ был учрежден в 1990 г. Банком России для обслуживания внешнеторговых расчетов Российской Федерации. В октябре 2002 г. в соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ, принятой в 2001 г. Правительством РФ и  Банком России, 99,96% акций ВТБ, принадлежавших Банку России, были переданы Правительству  РФ.

 

Главным акционером ВТБ с долей  в 99,9% является Правительство РФ. Среди  других его акционеров — ООО “Газэкспорт”, Сбербанк РФ, ЗАО “Энергомашэкспорт”, ОАО "Ингосстрах", Торгово-промышленная палата РФ.

 

Сегодня, будучи одним из крупнейших коммерческих банков страны по капиталу, ВТБ предоставляет весь комплекс банковских услуг высочайшего качества как юридическим, так и физическим лицам. Работу с физическими лицами банк рассматривает одним из перспективных  направлений своей деятельности, более того, всегда считал ее своей  приоритетной задачей.

 

ВТБ располагает одной из наиболее разветвленных среди российских банков корреспондентских сетей  — свыше 1800 банков-корреспондентов  в более чем 100 странах ближнего и дальнего зарубежья. Постоянно  развивается межбанковское сотрудничество с ведущими финансовыми учреждениями стран — основных торговых партнеров  России. На сегодняшний день соглашения о сотрудничестве подписаны с  кредитными учреждениями Алжира, Бразилии, Вьетнама, Грузии, Израиля, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Малайзии, Польши, Украины  и других стран.

 

В рамках развития комплекса инвестиционно-банковского  обслуживания ВТБ успешно работает в области организации выпусков ценных бумаг своих корпоративных  клиентов. Он является признанным лидером  в данной сфере и традиционно  занимает ведущие позиции в рейтингах  организаторов и андеррайтеров  корпоративных облигационных займов на российском рынке.

 

Банк — активный участник как  международного, так и внутреннего  валютного рынка России. Сеть дочерних банков ВТБ за рубежом включает кредитные  учреждения в Лондоне (Великобритания), Париже (Франция), Цюрихе (Швейцария), Франкфурте-на-Майне (Германия), Лимассоле (Кипр), Вене (Австрия), Люксембурге, Луанде (Ангола), Киеве (Украина), Тбилиси (Грузия) и Ереване (Армения), а также представительства в  Милане (Италия), Пекине (Китай), Дели (Индия), Минске (Беларусь). Общие активы группы ВТБ превышают 45 млрд долл. США. ВТБ  также имеет широкую сеть филиалов, дочерних и ассоциированных банков, расположенных в наиболее важных и перспективных экономических регионах России.

 

В настоящее время ОАО Банк ВТБ  занимает следующие позиции в  российской банковской системе:

 

- I место по размерам уставного фонда, по объему кредитов и займов, привлеченных от банков-нерезидентов, по объему учтенных векселей юридических лиц, по объему выпущенных облигаций, объему выставленных экспортных аккредитивов;

 

- II место по размерам собственного капитала, по размерам активов, на рынке кредитования корпоративных клиентов, по объему эмитированных депозитных сертификатов, по объему привлеченных вкладов населения;

 

- III место на рынке привлечения средств корпоративных клиентов, по объему выставленных импортных аккредитивов.

 

ВТБ сегодня – это системообразующий  российский банк, построивший международную  финансовую группу. Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной  сетью, которая насчитывает более 20 банков и финансовых компаний в 19 странах мира. ВТБ предоставляет  своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.

 

 

3.2. Характеристика системы корпоративного управления компании «Группа ВТБ»

 

 

Миссия и стратегические цели компании.

 

Группа ВТБ четко ставит перед  собой цели, ориентированные на конечный результат.

 

Миссия

 

Предоставление финансовых услуг  международного уровня в целях обеспечения  будущих клиентов, акционеров и общества в целом.

 

Ценности

 

  • Доверие клиентов

ОАО Банк ВТБ работает для того, чтобы сохранить самую большую  ценность – доверие клиентов.

 

  • Надежность

ВТБ сочетает прочные позиции на финансовых рынках, международный опыт и масштаб. Это – гарантия силы и надежности.

 

  • Открытость

ВТБ ориентирован на открытое партнерство  и сотрудничество, его деятельность прозрачна и понятна обществу.

 

  • Универсальность

ВТБ предлагает комплексные решения  любого уровня сложности благодаря  присутствию в различных финансовых сегментах.

 

  • Наша команда

ОАО Банк ВТБ силен единой командой профессионалов - знания, потенциал, энергия  и творчество каждого делают команду  сильной и уникальной.

 

 

Стратегия

 

26 мая 2010 года Наблюдательный  совет ОАО Банк ВТБ принял  решение об утверждении новой  стратегии развития Группы ВТБ  на 2010-2013 годы. Новая стратегия ВТБ  – стратегия эффективного роста,  предполагающая существенное увеличение  доходов на фоне качественного  улучшения их структуры и повышения  эффективности бизнеса. В отличие  от предыдущего этапа, когда  основной задачей было агрессивное  наращивание объемов бизнеса  и доли рынка, сейчас приоритетом  является повышение эффективности,  достижение целевого возврата  на капитал, рост капитализации  Группы.

 

Ключевые цели Группы ВТБ на конец 2013 года – рост прибыли более  чем в 2 раза по сравнению с планом на 2010 год; ROE не менее 15% по Группе в  целом и более 20% для высокомаржинальных видов бизнеса; существенный рост рыночной капитализации; качественное изменение  структуры доходов и повышение  устойчивости финансовых результатов  Группы.

 

Группа планирует продолжить политику диверсификации бизнеса, в результате которой будет создано несколько  опорных бизнес-направлений, имеющих  значимый вес в прибыли Группы: корпоративный, инвестиционный и розничный  бизнес, зарубежная сеть.

 

Для каждого направления бизнеса  в рамках новой стратегии определены специфические цели.

 

Приоритетными задачами в корпоративном бизнесе являются:

 

- превращение банка ВТБ в  основной расчетный банк для  своих клиентов;

 

- создание корпоративно-инвестиционного  банка; рост доли ВТБ в обслуживании  крупных клиентов за счет кросс-продаж  инвестиционных продуктов; 

 

- увеличение числа активных  клиентов нижнего подсегмента  крупного и сегмента среднего  бизнеса; 

 

- создание лучших на рынке  команд в приоритетных отраслях.

Информация о работе Особенности корпоративного управления в РФ