Пенсионная система РФ и проблемы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Построение в России эффективной пенсионной системы является одной из важнейших составляющих социальной политики, призванной обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения. Действующая пенсионная система сформирована в рамках реализации Программы пенсионной реформы, одобренной Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в 2001 году, и принятых в ее развитие законодательных и иных нормативных актов.

Содержание работы

Введение……………................................................................................................3
1. Теоретические основы строения пенсионной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, функции и задачи пенсионной системы Российской Федерации...
1.2.Пенсионный фонд как материальная основа пенсионной системы и источники его формирования Российской Федерации……………………………
1.3.Способы увеличения пенсионных накоплений граждан………………......
2.Зарубежный опыт пенсионных реформ и возможность их использования в Российской Федерации……………………………………………………….…… 3.Направления реформирования пенсионной системы Российской Федерации
3.1.Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.2. Направления реформирования пенсионной системы на 2011 год………….21
Заключение …………………………………………………………………….......28
Библиографический список…………...……………………………………….....30

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………................................................................................................3

1. Теоретические основы строения пенсионной системы Российской Федерации

1.1. Понятие, функции и задачи  пенсионной системы Российской  Федерации...

1.2.Пенсионный фонд как материальная основа пенсионной системы и источники его формирования Российской Федерации……………………………

1.3.Способы увеличения пенсионных накоплений граждан………………......                                                                                    

2.Зарубежный опыт пенсионных реформ и возможность их использования в Российской Федерации……………………………………………………….…… 3.Направления реформирования пенсионной системы Российской Федерации

3.1.Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..19

3.2. Направления реформирования пенсионной системы на 2011 год………….21

Заключение …………………………………………………………………….......28

Библиографический список…………...……………………………………….....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Построение  в России эффективной пенсионной  системы является одной из  важнейших составляющих социальной  политики, призванной обеспечить  приемлемый уровень социальной  защиты населения. Действующая  пенсионная система сформирована  в рамках реализации Программы пенсионной реформы, одобренной Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в 2001 году, и принятых в ее развитие законодательных и иных нормативных актов.

    Актуальность  исследования пенсионной системы обусловлена  тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем.

    Реформирование  пенсионной системы в условиях  кризиса и выявления проблем в его функционировании так же является одной из важных причин рассмотрения данной темы.

    Пенсионное  обеспечение является одной из  значимых составляющих социальной  политики любого государства.  Грамотно принятые решения в  этой области является одним  из условий стабильного экономического роста, а ошибки в реформировании этой сферы могут привести к тяжелым социальным последствиям.

    Пенсионная  система начального периода 21-го  века должна более полно учитывать  изменившиеся экономические и  социальные условия работающего населения; разнообразие форм собственности и трудовой деятельности; различную природу социальных и профессиональных рисков; значительную дифференциацию регионов по уровню заработной платы, по уровню цен на потребительские товары, по природно - климатическим условиям проживания, по продолжительности периодов дожития пенсионеров. 

    Целью данной  работы является исследование  теоретических и прикладных вопросов  и анализ функционирования пенсионной  системы РФ, основой которого  является пенсионный фонд, оценка проблем реформирования пенсионной системы и недостатков по сравнению с зарубежными странами.

    Для достижения  поставленной цели в работе  решены следующие основные задачи:

  • дано определение пенсионной системы, раскрыто ее значение;
  • проведён анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
  • анализирована деятельность Пенсионного фонда РФ как ведущего института пенсионной системы;
  • рассмотрены негосударственные пенсионные фонды;
  • рассмотрены способы увеличения пенсионных накоплений граждан;
  • выявлены основные проблемы и недостатки реформирования пенсионной системы;
  • разработаны предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.теоретические основы строения  пенсионной системы российской федерации

 

1.1 Понятие, функции и задачи пенсионной системы Российской Федерации

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее чем  в большинстве развитых стран. Страхование  охватило небольшую часть населения, и только высшие слои россиян. После революции 1917 года оно было отменено, и социалистическое государство начало создавать новую пенсионную систему, основанного на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости. Пенсионная система предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского и санитарно – курортного обслуживания трудящихся.

И несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Пенсионная система до 1990 года находилась на полном государственном обеспечении, а средства на её содержание аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил в государственный бюджет страны.

Развитие  Российской пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 года свидетельствует о накоплении в ней большого числа социальных проблем, которые могли быть решены только путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учётом требований включений бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовали применение новых организационно – правовых оснований, содействующих стабилизации и подъёму материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят закон « О государственных пенсиях в РФ», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условие во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета стал полный отказ от бюджетный дотаций. Решающим собственным источником финансирования стал сбор страховых взносов.

В части организационной  структуры управления деятельностью Пенсионного фонда по назначению и выплате пенсий сохранена прежняя система – через государственные органы социальных защит населения.

Сегодня пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Структура пенсионной системы  РФ состоит из следующих элементов:

  • Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым выступает Пенсионный фонд РФ.
  • Государственное пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей страны. Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости от стажа государственной службы или выслуги лет. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.
  • Государственная трудовая пенсия – представляет собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с законодательством РФ. Устанавливаются следующие виды государственных трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

 Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Он основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Как государственный внебюджетный фонд с точки зрения его экономического содержания – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он является материальной основой всей пенсионной системы РФ. Средства ПФР находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

  • Негосударственное пенсионное обеспечение – это пенсионное обеспечение в пенсионной системе нашей страны, которое рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики, территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на своё пенсионное обеспечение в страховых компаниях и негосударственных пенсионных фондах.

Основными функциями  ПФ РФ являются:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц, организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
  • управление средствами пенсионных накоплений граждан по обязательному пенсионному страхованию.

         Таким образом, пенсионная система представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена.

Известно, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, имеют специфические, характерные для данной страны национальные черты.

Специфика российской пенсионной системы обусловлена многочисленными  процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей и переживает в настоящее время период осмысления, подвергается различным изменениям, направленным на совершенствование возложенных на неё целей и задач. 

 

 

1.2.Пенсионный фонд как основа пенсионной системы и источники его формирования в Российской Федерации

Анализ динамики развития пенсионного фонда свидетельствует о том, что в стране уже создана достаточно прочная пенсионная система и пенсионным обеспечением населения специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей и использующий только собственные средства, не входящие в какой-либо бюджет.

В своем становлении  Пенсионный фонд РФ проходил несколько этапов.

Первый этап был связан с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. На этом этапе, который занимал более 10 лет, Пенсионный фонд РФ стал самостоятельным и крупнейшим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С вступлением в силу с 2002г. Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы второго этапа, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в РФ экономических реформ.

На этом этапе  реформ деятельность Пенсионного фонда РФ была направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы стало достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную сферу.

Информация о работе Пенсионная система РФ и проблемы ее формирования