Пенсионная система РФ и проблемы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Построение в России эффективной пенсионной системы является одной из важнейших составляющих социальной политики, призванной обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения. Действующая пенсионная система сформирована в рамках реализации Программы пенсионной реформы, одобренной Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в 2001 году, и принятых в ее развитие законодательных и иных нормативных актов.

Содержание работы

Введение……………................................................................................................3
1. Теоретические основы строения пенсионной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, функции и задачи пенсионной системы Российской Федерации...
1.2.Пенсионный фонд как материальная основа пенсионной системы и источники его формирования Российской Федерации……………………………
1.3.Способы увеличения пенсионных накоплений граждан………………......
2.Зарубежный опыт пенсионных реформ и возможность их использования в Российской Федерации……………………………………………………….…… 3.Направления реформирования пенсионной системы Российской Федерации
3.1.Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.2. Направления реформирования пенсионной системы на 2011 год………….21
Заключение …………………………………………………………………….......28
Библиографический список…………...……………………………………….....30

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

По существу, в Швеции сегодня распределительная система постепенно заменяется смешанной, распределительно-накопительной схемой с системой условно накопительных счетов в ее распределительной части. При этом полностью переход в новую систему обязателен для лиц, родившихся в 1954 г. и позже, родившимся до 1934 г. пенсия будет выплачиваться по старым правилам, лица 1935 — 1953 гг. рождения одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам.

По мнению аналитиков, при формировании пенсионной системы РФ может быть использован опыт Швеции, в части внедрения в РФ системы условно накопительных счетов, что позволит сохранить распределительный принцип в формировании и выплате пенсий. По мнению сторонников системы условно накопительных счетов, эта система представляет собой третий альтернативный вариант, лежащий между биполярными распределительной и накопительной системами, и представляет серьезный сдвиг в представлениях о социальной защите.

   Рассмотрев возможности  адаптации зарубежных пенсионных систем в РФ, была составлена общая схема пенсионной системы РФ с теми элементами зарубежных пенсионных систем, которые, по моему мнению, необходимо ввести для улучшения пенсионного обеспечения РФ (Приложение 8).

Как видно из рисунка, пенсионная система РФ должна состоять из системы государственного страхования и системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Как отмечалось ранее, современная  пенсионная система РФ по своей конструкции близка к шведской, т. е. существует единая государственная система пенсионного обеспечения с использованием как распределительных, так и накопительных (система условно накопительных счетов) механизмов. Накопительная часть пенсионной системы РФ формируется путем отчислений сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а затем передаются в управление управляющей компании. Управлением накопительной части может заниматься либо ПФР (Пенсионный фонд РФ - размещением пенсионных средств занимается государственная управляющая компания — Внешэкономбанк), либо негосударственный пенсионный фонд или частная управляющая компания, которую добровольно выбирают граждане РФ. Использование опыта Великобритании в части функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения с такими ее элементами, как профессиональные и персональные пенсионные планы, способствует сокращению в будущем пенсионных обязательств государства, и в конечном итоге приведет к увеличению размера пенсий.

Что касается персональных пенсионных планов, некоторые финансовые институты в РФ уже добавили пакет предлагаемых услуг пенсионными продуктами. Однако достижение уровня участия населения Великобритании в персональных планах для РФ представляется на данный момент невозможным вследствие того, что уровень доходов, уровень страховой культуры и степень владения информацией о потенциальных инвестициях у населения Великобритании намного выше, чем у российского. К тому же внедрение персональных планов в Великобритании проходило при наличии развитой финансовой инфраструктуры и общей экономической стабильности, чего, к сожалению, лишена отечественная реформируемая пенсионная система. Это должно вызвать некоторые проблемы с размещением инвестированных средств граждан финансовыми институтами и, собственно, проблемы с привлечением этих средств в частный пенсионный сектор. По мнению аналитиков, следует ввести налоговые льготы при уплате пенсионных взносов в персональных схемах, предлагаемые финансовыми институтами, что способствует привлечению населения в персональные пенсионные планы.

Введение  такого компонента негосударственной пенсионной системы, как профессиональные пенсионные планы (пенсионные планы по месту работы), способствует повышению эффективности пенсионных накоплений и в конечном итоге также приведет к увеличению размера пенсии работников. На мой взгляд, для отечественных работодателей эти планы будут иметь следующие основные преимущества:

  • позволят привлечь и удержать квалифицированную рабочую силу;
  • обеспечат налоговые скидки при осуществлении отчислений в частные пенсионные фонды, создаваемые работодателем (для этих планов также правительством должны предусматриваться налоговые льготы). Таким образом, проведя сравнительный анализ опыта реформирования пенсионных систем в промышленно развитых странах, следует отметить тот факт, что РФ, так же, как и индустриально развитые страны, выбрала тот способ перехода от распределительных к накопительным пенсионным системам, где ввела накопительный элемент в систему обязательного пенсионного обеспечения и осуществила допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений. При формировании пенсионной системы РФ следует использовать опыт Великобритании и Швеции в части внедрения таких новых структурных элементов, как профессиональные и персональные пенсионные планы (по типу английской модели) и условно накопительные счета (по типу шведской модели). Данные мероприятия способствуют сокращению в будущем пенсионных обязательств РФ и в конечном итоге приведут к увеличению размера пенсии.

 

 

Заключение

 

Пенсионная система  России является составной частью государственного социального страхования. Эта система  имеет всеобъемлющий характер и поэтому имеет сложную структуру, которая вот уже с 2001 года, когда был введён нынешний формат пенсионной системы, претерпевает изменения и преобразования. Эти преобразования были обусловлены неудовлетворительными характеристиками пенсионной системы в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002 г.

На сегодняшний день задачей развития пенсионной системы  является её стабилизация как главного рискового фактора развития отечественной  экономики в долгосрочной перспективе. Эта задача будет достигнута только при формировании устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения  на долгосрочную перспективу и создания условий для получения  достойной пенсии как вышедшим на пенсию, так и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Сложность поставленных задач и мер по их решению адекватна  сложности и глубине накопленных  за годы перестройки экономических  проблем пенсионной системы в  нашей стране, которые дополнительно  осложняются воздействием общемировых тенденций и факторов: углубляющийся демографический и финансовый кризисы.

Рассматривая тему данной курсовой были выявлены целевые ориентиры  развития пенсионной системы, основными из которых являются:

  • полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;
  • создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициент замещения);
  • государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.

Реализация этих целей  в современных условиях проводятся на достаточно высоком уровне. Это  обусловлено множеством проводимых реформ, которые качественно влияют на пенсионную систему. Не смотря на это, пенсионная система в том виде, в котором она задумана, обретет окончательную конфигурацию не раньше чем через 10 - 15 лет. Ее реформирование проводится поступательно и предполагает спокойное и достаточно взвешенное движение вперед, что позволяет обезопасить пенсионную систему от ошибочных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ с изменениями от 24.11.2008

2. Федеральный закон  РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании” с изменениями и дополнениями.

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001г. РФ №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” с изменениями и дополнениями.

4. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” с изменениями и дополнениями.

5. Федеральный закон РФ от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования” с изменениями и дополнениями.

6. Финансы и кредит: учебное пособие/ А.И.Деева – М.: кнорус, 2009.

7. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. – М.: Магистр, 2008.

8. Финансы и кредит: учебное пособие/ кол. авторов; под редакцией доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009.

9. Финансы: Учебник.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Т.В. Емельянова. Единый счёт бюджета ПФР// Финансы и кредит.- 2009.- №3.

11. Биткина И.К. Экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав.// Финансы и кредит.- 2009.- №7.

12. Д.А. Вавулин. Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии// Финансы и кредит.- 2008. - №48.

13. Т.В. Муравлёва. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного страхования// Финансы и кредит.- 2008.- №47.

14. О.В. Хмыз. Пенсионная реформа и демографическая ситуация.// Финансы и кредит.- 2008.- №30.

15. В.В. Заболоцкая, Л.В. Шульга. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в Российской Федерации.// Финансы и кредит. – 2008. - №8.

16. С.М. Ярбилова. Оценка современного состояния Российской пенсионной системы и необходимость дальнейшего его реформирования.// Финансы и кредит.- 2008.- №10.

17.  www.bfm.ru

18. iv.garant.ru

19. www.pfrf.ru

 


Информация о работе Пенсионная система РФ и проблемы ее формирования