Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа
Построение в России эффективной пенсионной системы является одной из важнейших составляющих социальной политики, призванной обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения. Действующая пенсионная система сформирована в рамках реализации Программы пенсионной реформы, одобренной Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в 2001 году, и принятых в ее развитие законодательных и иных нормативных актов.
Введение……………................................................................................................3
1. Теоретические основы строения пенсионной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, функции и задачи пенсионной системы Российской Федерации...
1.2.Пенсионный фонд как материальная основа пенсионной системы и источники его формирования Российской Федерации……………………………
1.3.Способы увеличения пенсионных накоплений граждан………………......
2.Зарубежный опыт пенсионных реформ и возможность их использования в Российской Федерации……………………………………………………….…… 3.Направления реформирования пенсионной системы Российской Федерации
3.1.Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.2. Направления реформирования пенсионной системы на 2011 год………….21
Заключение …………………………………………………………………….......28
Библиографический список…………...……………………………………….....30
Третий этап становления Пенсионного фонда характеризуется текущими событиями, принятием постановлений Правительства РФ и других законодательных актов, стимулирующих дальнейшее развитие пенсионной системы в направлении:
Таким образом, ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 27.12.91.
Организационная структура
Пенсионного фонда РФ, его региональных
и территориальных органов
Движение финансовых ресурсов ПФР является центральным звеном функционирования всей государственной пенсионной системы, которая очень чутко реагирует на все изменения, касающиеся как её структурных органов управления, так и порядка и условий управления её финансовыми ресурсами. В настоящее время движение денежных средств ПФР осуществляется на счетах, открытых в коммерческих банках, в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации».
ПФ РФ используется на выплату: пенсий по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет, пенсий военнослужащим, а также пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, пособий, одиноким матерям, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пособий пострадавшим на Чернобыльской АЭС, материальной помощи престарелым и инвалидам; в условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции.
Расходы на пенсионное обеспечение — это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в РФ. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили до 47 % по отношению к расходам федерального бюджета.
Средства ПФ РФ формируются за счет:
• единого социального налога, взимаемого с работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан. Эти средства являются решающим источником покрытия расходов на пенсионное обеспечение;
• ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
• средств, возмещаемых ПФ РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФ РФ и других поступлений.
Бюджет Пенсионного фонда относится к динамичной категории. Он обладает характерными особенностями и изменяется под воздействием самых различных социально-демографических и территориальных факторов.
Во-первых, доходная часть бюджета Пенсионного фонда может постоянно расти по мере создания новых предприятий, новых рабочих мест, осуществления деятельности, связанной с увеличением доходов, облагаемых страховыми взносами в социальные фонды.
Во-вторых, в бюджете пенсионного фонда на отдельные годы могут быть предусмотрены средства федерального бюджета на финансирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения и улучшения материального положения некоторых категорий граждан, имеющих особые заслуги перед родиной.
В-третьих, начиная с 2007 г. уже не предусматриваются отвлечение средств Пенсионного фонда на оказание адресной поддержки неработающим пенсионерам, на оказание дополнительной медицинской помощи, поскольку на финансирование указанных мероприятий предусмотрены средства федерального бюджета, которые поступают в Фонд обязательного медицинского страхования.
В-четвертых, в доходной части бюджета Пенсионного фонда также учитываются средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов, доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисляемые управляющими компаниями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В расходную
часть бюджета Пенсионного фонд
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством. В частности, средства Пенсионного фонда направляются на оплату всех видов государственных пенсий и пособий.
Бюджет ПФ РФ составляется на финансовый год с учётом обязательного сбалансирования доходов и расходов данного бюджета (Приложение 2).
В настоящее время происходят два процесса, связанные с пенсионным обеспечением граждан страны. С одной стороны, продолжается поиск новых схем пенсионной системы, с другой – осуществление мер по повышению действенности уже существующей системы.
Важным механизмом управления целостностью пенсионных процессов в РФ является перераспределение средств от регионов, где они превышают потребности в выплатах из пенсионного фонда, в регионы с дефицитом пенсионных средств.
Одной из основных функций государства является обеспечение граждан в старости. При этом современная пенсионная система включает в себя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий (в частности Пенсионный фонд РФ), но и негосударственные организации. Негосударственная пенсионная система более гибкая, чем государственная; она предполагает различные условия, на которых производятся пенсионные взносы и схемы пенсионных выплат.
Страховщиками по дополнительному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ (ПФР) страховыми организациями, получившими лицензию на осуществление данного вида страхования и осуществляющими страхование жизни также могут выступать и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Причем сопоставление возможностей привлечения финансовых ресурсов предприятий и населения между НПФ, страховыми компаниями в сфере личного страхования граждан, паевыми инвестиционными фондами и коммерческими банками убедительно показывает конкурентоспособность именно негосударственных пенсионных фондов.
На Западе негосударственные пенсионные фонды являются крупнейшим инвестиционным институтом. По данным «Citibank», в структуре фондового рынка США по типам инвесторов пенсионные фонды занимают 26 %, в то время как взаимные фонды, брокеры и банки в сумме составляют только 16%. По своей сути пенсионные фонды имеют дело с сегментом «длинных денег» финансового рынка. В развитых странах инвестиционный горизонт пенсионных фондов составляет 40 - 60 лет. Других подобных инвесторов нет. Банки и финансовые корпорации в лучшем случае планируют долгосрочные инвестиции на 12- 15лет. Как инвесторы негосударственные пенсионные фонды оказывают влияние на развитие вторичного рынка ценных бумаг. Для примера: в США доля активов негосударственных пенсионных фондов, обращающихся на фондовом рынке, составляет 90%. В России эта доля значительно ниже.
Целью создания НПФ в России явилась необходимость улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Деятельность в качестве пенсионного фонда преследует социальные цели и представляет собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределением полученного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда в соответствии с заключенными договорами.
Негосударственные пенсионные фонды в своей деятельности ориентированы на выполнение функции социальной поддержки граждан, утративших трудоспособность и имеющих своим основным доходом пенсионные выплаты и иные пособия. Главная задача НПФ - формирование финансовой базы будущих пенсионных выплат и гарантированное, устойчивое выполнение своих обязательств перед гражданами. Указанная задача решается фондами и другими социально значимыми институтами и, прежде всего, Пенсионным фондом РФ.
Негосударственный пенсионный фонд - важный элемент этой пенсионной реформы. Согласно Федеральному закону от 07.05.1998 № 75-ФЗ, негосударственный пенсионный фонд - это организационно-правовая особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Начиная с 2003 г. негосударственные пенсионные фонды были допущены к участию в государственном пенсионном страховании. Самими фондами это было воспринято с энтузиазмом. Многие из них объявили о своем желании стать страховщиками по этому виду пенсионного страхования и в соответствии с заявительным порядком получили такое право. По состоянию на февраль 2009 года в РФ действуют 133 НПФ.
Деятельность НПФ включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, их инвестирование, учет, назначение и выплату пенсий. Негосударственные пенсионные фонды занимают промежуточное положение между частными инвестиционными компаниями, чья деятельность направлена на получение максимальной прибыли, но неизбежно связана с риском, и государственным Пенсионным фондом РФ, деятельность которого преимущественно направлена на решение социальных задач, что снижает его маневренность на финансовых рынках и ведет к неполному использованию возможностей для умножения накоплений будущих пенсионеров. Это особое положение выгодно отличает НПФ от инвестиционных компаний значительно большей надежностью, а от государственных пенсионных структур - возможностью воспользоваться удачной рыночной ситуацией для получения дополнительного дохода на вложенные денежные средства.
1.3.Способы увеличения пенсионных накоплений граждан
В настоящее время в рамках системы обязательного пенсионного страхования работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Максимальная ставка страховых взносов на сегодняшний день составляет 26 % от фонда оплаты труда (ФОТ), из которых 20 % направляется в качестве взносов в ПФР (оставшаяся часть делится так: 3,1 % — в Фонд обязательного медицинского страхования, 2,9 % — в Фонд социального страхования). Эти взносы для лиц 1967 г. рождения и моложе состоят из трех частей: базовой (6%), страховой (8%), накопительной (6%). Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Подобно уплаченным взносам и будущая пенсия застрахованных лиц, соответственно, будет также состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть пенсии является фиксированной, она устанавливается государством, одинакова для всех пенсионеров и не зависит от стажа и зарплаты. Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на лицевом счете и индексируется на уровень инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплаты пенсии.
В целях сохранения и увеличения средства пенсионных накоплений, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии (далее - пенсионные накопления) подлежат обязательному инвестированию. При этом граждане Российской Федерации, родившиеся в 1967 г. и позже, вправе самостоятельно выбирать, кому доверить управление пенсионными накоплениями. Изначально им было предоставлено два альтернативных варианта: 1) оставить средства в ПФР; 2) перевести средства под управление негосударственной (частной) управляющей компании. Чуть позже у застрахованных лиц появилась еще одна альтернатива. Они получили право перевести пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В этом случае застрахованные лица отказываются от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и могут
выбрать для этой цели негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Далее подробно рассмотрим все варианты по распоряжению средствами пенсионных накоплений, имеющиеся в настоящее время у будущих пенсионеров.
Итак, первый вариант, имеющийся в распоряжении будущего пенсионера, — это оставить пенсионные накопления в ПФР. Эти пенсионные накопления ПФР передает под управление государственной управляющей компании (далее — ГУК), определенной Правительством РФ. В настоящее время в качестве ГУК выступает Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». ВЭБ вправе инвестировать доверенные ему средства пенсионных накоплений в следующие виды активов (Приложение 3).
Информация о работе Пенсионная система РФ и проблемы ее формирования