Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:28, курсовая работа
Построение в России эффективной пенсионной системы является одной из важнейших составляющих социальной политики, призванной обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения. Действующая пенсионная система сформирована в рамках реализации Программы пенсионной реформы, одобренной Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в 2001 году, и принятых в ее развитие законодательных и иных нормативных актов.
Введение……………................................................................................................3
1. Теоретические основы строения пенсионной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, функции и задачи пенсионной системы Российской Федерации...
1.2.Пенсионный фонд как материальная основа пенсионной системы и источники его формирования Российской Федерации……………………………
1.3.Способы увеличения пенсионных накоплений граждан………………......
2.Зарубежный опыт пенсионных реформ и возможность их использования в Российской Федерации……………………………………………………….…… 3.Направления реформирования пенсионной системы Российской Федерации
3.1.Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.2. Направления реформирования пенсионной системы на 2011 год………….21
Заключение …………………………………………………………………….......28
Библиографический список…………...……………………………………….....30
Третья. Увеличение удельного веса базовой части в структуре трудовой пенсии, не связанной с размером заработка и продолжительностью страхового стажа застрахованного лица и фактически представляющей собой государственное социальное пособие;
Четвертая. Отсутствие профессиональных пенсионных систем. Благодаря этому расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, оплачивает государственная пенсионная система за счет снижения уровня пенсий остальных пенсионеров; при этом следует учитывать, что примерно каждый четвертый пенсионер выходит на пенсию досрочно.
Пятая. Низкий уровень коэффициента замещения. Коэффициент замещения – это отношение средней пенсии к среднему заработку. За последние восемь лет он упал с 30 до 24–25%. Однако после того как в стране объявили о беспрецедентном повышении пенсий в 2010 году сразу на 45% в номинальном выражении, возникли опасения экономистов относительно стабильности финансовой системы в условиях кризиса. Кроме того, в 2009 году рост трудовой пенсии в номинальном выражении составил более 24%. Снижение зарплат в условиях кризиса и опережающая индексация пенсий повысит отношение пенсий к зарплатам в 2010-м почти до 30%.
Шестая. Отсутствие заинтересованности работодателя и самого работника в формировании будущих пенсий, а также отсутствие солидарной ответственности работника и работодателя по уплате страховых взносов.
Седьмая. Недостаточное использование потенциала негосударственных институтов в пенсионном страховании, чему препятствует, в том числе, неблагоприятная и неэффективная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;
Восьмая. Низкая доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля, управляющей компании.
Таким образом, мы полагаем, что основной задачей пенсионной реформы должно стать формирование финансово устойчивой пенсионной системы, функционирующей на основе страховых принципов, обеспечивающей приемлемый уровень замещения дохода, утраченного работником при выходе на пенсию, и приближение этого уровня к международным нормам (коэффициент замещения среднего заработка средней пенсией должен быть не менее 40%), создание механизмов солидарной ответственности и экономической заинтересованности работника и работодателя в уплате страховых взносов, а также участии в негосударственном пенсионном обеспечении на добровольных началах.
Все вышесказанное определяет актуальность вопросов пенсионного обеспечения и необходимости реформирования пенсионной системы России.
2.2. Направления реформирования пенсионной системы на 2011 год
В 2011 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит следующие цели:
1. Повышение среднего
размера трудовых пенсий по
старости до величины, обеспечивающей
минимальный
2. Ликвидировать бедность среди пенсионеров;
3. Повышение финансовой
обеспеченности системы
В соответствии с указанными целями сформулированы соответствующие задачи и мероприятия по их решению:
Ожидаемым социально значимым результатом достижения целей по реформе, по оценкам Минздравсоцразвития РФ, является повышение уровня жизни пенсионеров до 70-75% от уровня жизни работающего населения. В результате средний размер трудовой пенсии в 2012 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 2,19 раза, страховая часть трудовой пенсии к концу 2012 увеличится в 1,6 раза по сравнению с концом 2008 года, социальная пенсия – в 2,11 раза.
С 2011 года предусматривается реформирование пенсионной системы по нескольким направлениям:
Ухудшение экономических условий во время кризиса повлияло на величину целевых показателей реформы. Так показатель отношения среднего размера трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации в 2012 году составит 1,71 раза вместо предусмотренного в ОНДП показателя - 1,96 раза.
В рамках реализации этих реформ уровень жизни пенсионеров приблизится к оптимальному соотношению с уровнем жизни работников бюджетной сферы, и сократятся доли бедных среди населения РФ за счёт ликвидации бедности среди пенсионеров путём установления минимального уровня материального обеспечения не ниже прожиточного минимума в субъекте РФ. Так же необходимо продолжить реформу пенсионного обеспечения текущего десятилетия, имея ввиду возможность каждого гражданина по своему усмотрению управлять накопительной частью пенсий, участвовать в инвестиционных проектах.
Таким образом, развитие
пенсионной системы в рамках проводимой
реформы жизненно необходимо для
всего пенсионного и
2.3 Зарубежный опыт пенсионных реформ и возможность их использования в Российской Федерации
В современных условиях развития мировой экономики одним из актуальных направлений исследования становится изучение процесса реформирования пенсионных систем, что обусловлено ухудшающейся демографической ситуацией в мире, увеличением риска возникновения финансового кризиса, а также ростом финансовых пенсионных нагрузок и страховых тарифов.
Для цели детального понимания процесса реформирования пенсионных систем и возможности применения зарубежного опыта в РФ следует осуществить сравнительный анализ пенсионных систем Швеции и Великобритании, поскольку именно эти страны достигли наибольшего успеха в процессе реформирования своих пенсионных систем. Эти два государства перестроили часть своих пенсионных схем на основе принципов, применяемых в накопительной модели.
Так, пенсионная система Великобритании имеет два уровня:
На рисунке нами представлена упрощенная схема текущей пенсионной системы Великобритании (Приложение 6).
Как видно из рисунка, первый компонент представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную (базовую) пенсию (Basic State Pension). С апреля 2002 г. введена вторая государственная пенсия (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), зависящая от уровня заработной платы. Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя (11,9 % от заработка) и работника (10%). Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств оплачиваются текущие пенсионные обязательства.
Если средств Национального страхового фонда для выплат не хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную минимальную пенсию из суммы налоговых сборов. Налоговых льгот на пенсионные взносы нет.
К негосударственным
пенсиям относятся
Профессиональные пенсии назначаются работодателем или группой работодателей. Осуществляется это для вознаграждения работников, для привлечения на предприятие новых кадров и их удержания, для получения налоговых льгот и для повышения имиджа в глазах общественности. Работодатели делают взносы в пенсионный фонд и оплачивают административные расходы. Если работодатель не вносит всю сумму установленного договором взноса, работники обязаны вносить определенный процент от заработной платы. При этом последние имеют законное право делать взнос, в процентном отношении превышающий установленный, но не более 15% заработка. Эти денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Сохранность вложенных средств гарантируется системой вторичного страхования. Размер пенсий и другие условия определяются правилами пенсионного плана. Фонд имеет налоговые льготы при соблюдении определенных условий. Пенсионный фонд отделен от работодателя.
Персональные пенсии формируются независимо от работодателя. Работник индивидуально накапливает будущую пенсию в страховой компании. Применяются схемы с установленными выплатами, когда пенсия равна части последнего годового дохода за год участия, и с установленными взносами, когда пенсия зависит от сформированного индивидуального счета и нормы аннуитета. В первом случае инвестиционный риск несет работодатель, во втором — работники.
Таким образом, как показало исследование, следует отметить, что население Великобритании охвачено почти на 100% базовыми государственными пенсиями, почти на 50% — системой профессиональных пенсий, немногим более 25% — схемой персональных пенсий. Согласно оценкам, нынешний уровень участия работников в таких частных пенсионных схемах позволил сократить пенсионные обязательства государства в сфере государственного социального обеспечения более чем на 30%.
Именно опыт реформирования пенсионной системы в Великобритании особенно интересен для РФ, так как в ходе реформирования было достигнуто наиболее сильное сокращение пенсионных обязательств государства по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Также, по мнению аналитиков, необходимо введение в российскую пенсионную систему такого компонента негосударственной пенсионной системы, как профессиональные пенсионные планы на предприятиях (пенсионные планы по месту работы). Эти пенсионные планы могут способствовать повышению эффективности пенсионных накоплений и, в конечном итоге, привести к увеличению размера пенсии работников.
Вторая, наиболее эффективная модель пенсионной системы — шведская. Данная модель легла в основу пенсионных реформ в большинстве пост социалистических стран. Ее анализ наиболее интересен для РФ тем, что эта модель формирования системы пенсионного обеспечения по своей конструкции близка к российской пенсионной системе.
В Швеции все виды пенсий постепенно в течение 20 лет будут заменены единой государственной системой пенсионного обеспечения по старости. В новой системе пенсионные взносы работников и работодателей, равные 18,5% фонда заработной платы, делятся на две части: 16,5% используется для финансирования выплачиваемых в этом же году на распределительной основе пенсий. Однако при этом вводится персонифицированный учет взносов, т. е. каждому застрахованному открывается индивидуальный счет, на котором отражаются его взносы в пенсионную систему или его пенсионные права (система условно накопительных счетов). Условно накопительный счет означает, что пенсионные взносы работников (и/или их работодателей) учитываются на именных накопительных счетах. Однако эти средства не капитализируются и не становятся собственностью отдельных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и служат лишь основой для исчисления размера пособия, непосредственно увязывая объем страховых взносов работника и величину его пенсии. Средства на условно накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от динамики заработной платы.
Та часть взносов (2%), по выбору застрахованного лица перечисляемая на специальный индивидуальный накопительный счет, поступает в один из частных фондов, действующих на конкурентной основе, или в фонд, находящийся в государственном управлении. При выходе на пенсию индивид получает свои капитализированные сбережения.
В таблице нами приведен сравнительный анализ пенсионных систем Великобритании и Швеции (Приложение 7).
Как видно из таблицы, основное отличие английской пенсионной системы от шведской состоит в том, что в Великобритании наряду с обязательной государственной системой пенсионного обеспечения существует и негосударственная, полностью основанная на накопительных механизмах. В обеих моделях присутствуют как распределительные, так и накопительные механизмы.
Информация о работе Пенсионная система РФ и проблемы ее формирования