Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность, роль и значение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История возникновения Пенсионного фонда России 6
1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России 8
1.3 Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ 16
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 21
2.3 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за 2009-2010 гг 27
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 35
3.1 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы 35
3.2 Пути развития пенсионной системы 39
3.3 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой  модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам общественного  страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Учитывая значение социального страхования, его воздействие  на общественные процессы, во многих странах  государство организовывает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной сосредоточения ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования.

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России. Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Данное обстоятельство обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – выявить особенности  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить сущность, роль и значение Пенсионного фонда Российской Федерации.
  2. Проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
  3. Обосновать пути совершенствования пенсионной системы Российской Федерации.

Объект работы –  Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предмет работы – деятельность Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Теоретической и информационной базой для написания  работы послужили труды Агапцова С.А., Романова Е.Ю., Воронина Ю.В., Люлева Ю.Д., Поляковой Н.В. , Сажиной М.А., Конышевой А.Н. и др., а также аналитические сайты сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 История возникновения Пенсионного фонда России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран. В  своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено [8, c. 71]

Однако по прошествии переходного периода экономической  нестабильности социалистическое государство  начало создавать принципиально  новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны [8, c. 73] Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Однако уже  через полгода после его утверждения  изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. №340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели [8, c. 76]

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного  обеспечения несут работодатели – около 90% всех расходов. В итоге  роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась но и приобрела ещё большие масштабы.

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122–1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [10, c. 26]

Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России

В основные задачи Пенсионного фонда  РФ входят [10, c. 28]:

- целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФ РФ;

- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация  средств ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с  участием налоговых органов за  своевременным и полным поступлением  в ПФ РФ страховых взносов,  а также за правильным и  рациональным расходованием его  средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В Приложении А  представлена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации [13, c. 44]

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:

1) закрепить  за Пенсионным фондом РФ и  его территориальными органами  полномочия по выплате государственных  пенсий;

2) рекомендовать  органам исполнительной власти  субъектов РФ заключить с Пенсионным  фондом РФ соглашения о передаче  территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ [13, c. 45]

Таким образом, Президент РФ, издав Указ, наделил  Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных  пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным органам социальной защиты – собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Следовательно, этот Указ будет действовать до издания соответствующего федерального закона.

Основными задачами управления Пенсионного фонда в  федеральном округе являются:

  • координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
  • взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
  • координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
  • взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда) [16, c. 46]

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

 

1.3 Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Изначально  основной функцией Пенсионного фонда  России был сбор страховых взносов  на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов [9, c. 49]

Информация о работе Пенсионный фонд РФ