Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность, роль и значение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История возникновения Пенсионного фонда России 6
1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России 8
1.3 Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ 16
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 21
2.3 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за 2009-2010 гг 27
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 35
3.1 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы 35
3.2 Пути развития пенсионной системы 39
3.3 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет средства материнского(семейного) капитала в соответствии с заявлениями владельцев сертификатов. В течение 2010 года территориальные органы ПФР приняли 792 725 заявлений на получение сертификата, что на 172 404 заявления меньше, чем в 2009 году, а также выдали 789 387 сертификатов – на 150 903 сертификата меньше, чем в 2009 году. Данные представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Число заявлений о выдаче сертификатов на МСК и сертификатов, выданных ПФР.

 

2007

2008

2009

2010

всего

Количество принятых заявлений

о выдаче сертификатов на МСК 

 

356 625

 

579 517

 

965 129

 

792 725

 

2 693 996

           

Количество выданных ПФР

сертификатов на МСК

 

313 803

 

568 644

 

940 290

 

789 387

 

2 612 124


 

 Размер материнского (семейного) капитала ежегодно  индексируется государством. В 2010 году он составил 343 378, 80 рубля,  что на 10% больше, чем в 2009 году. Динамика роста размера материнского (семейного) капитала) показана на рисунке 3.

 

       Рисунок 3 – Динамика роста размера материнского (семейного) капитала).

 

В соответствии с законодательством распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по основным направлениям возможно, когда  исполнится 3 года ребенку, после рождения (усыновления) которого семья получила право на МСК. Исключением является направление средств МСК на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять, начиная с 2009 года, не дожидаясь 3-летия ребенка. Данные распределения заявлений в ПФР по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Распределение заявлений в ПФР по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала

 

2009

2010

На предоставление единовременной выплаты

1 507 250

1 730 669

На погашение основного  долга и уплату процентов по кредитным  договорам на приобретение (строительство) жилого помещения

107 660

249 483

На улучшение жилищных условий без привлечения кредитных  средств

572

47 067

На оказание платных  образовательных услуг

257

5 042

На формирование накопительной  части трудовой пенсии

20

304

ИТОГО:

1 615 759

2 032 565


 

Также, начиная  с 2009 года, из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в  размере 12 000 рублей в год. Таким образом, 2010 год был первым годом масштабного использования средств материнского (семейного) капитала по всем направлениям распоряжения материнским (семейным) капиталом. В течение 2010 года было принято 2 032 565 заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Всего в 2010 году владельцам государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в соответствии с их заявлениями было направлено 97,11 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2009 году. Данные представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Распределение средств по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2010 году

Направление использования

млрд. рублей

На улучшение жилищных условий:

77,68

   путем погашения жилищных кредитов и займов

68,18

  на улучшение жилищных условий  без привлечения кредитных средств

9,50

На оказание платных образовательных  услуг

0,17

На формирование накопительной  части трудовой пенсии

0,04

Единовременная выплата

19,22

ИТОГО:

97,11


 

В конце 2010 года в соответствии с изменениями, внесенными в Правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ПФР начал принимать заявления на предоставление средств материнского капитала для индивидуального строительства, а также в качестве компенсации затрат на индивидуальное строительство жилого объекта, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 года, или на реконструкцию жилого объекта независимо от даты возникновения права собственности на него [17]

Пенсионный фонд Российской Федерации также назначает и выплачивает ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам в связи с осуществлением ими ухода за нетрудоспособными гражданами (инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, гражданами, достигшими возраста 80 лет, и др.).

В 2010 году размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, составлял 1 200 рублей. Расходы ПФР на осуществление компенсационных выплат составили около 32,5 млрд. рублей, что на 7 млрд. рублей выше уровня 2009 года [17]

Для улучшения  практики приема граждан в территориальных органах ПФР реализована модель приема населения и страхователей в специализированных клиентских службах. Современные клиентские службы ПФР дают возможность оперативного обслуживания по всем вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Деятельность  клиентской службы основывается на передовых  технологиях сбора, передачи, хранения и обработки информации. Пенсионным фондом Российской Федерации уделяется особое внимание материально-техническому оснащению помещений, предназначенных для размещения клиентских служб в территориальных органах ПФР. При этом помещения клиентских служб создаются с учетом норм комфортности для посетителей, в т.ч. инвалидов, родителей с маленькими детьми.

В настоящее  время прием граждан осуществляется по будним дням более чем в 2 400 клиентских службах ПФР по всей территории Российской Федерации. В клиентских службах ПФР предусмотрены должности психологов, которые обучают сотрудников особенностям общения с людьми пожилого возраста и помогают избегать конфликтных ситуаций. Во многих клиентских службах введена система электронных очередей, действует практика предварительной записи на прием к специалистам ПФР. В клиентских службах распространяется издание для клиентов ПФР – газета «Мой Пенсионный фонд». Все клиентские службы и территориальные органы ПФР снабжены раздаточными материалами и полиграфической продукцией более чем по 30 ключевым темам пенсионного и социального обеспечения (общий тираж свыше 20 млн. экземпляров).

Кроме развития стационарных клиентских служб территориальных  органов ПФР, в настоящее время  повсеместно создаются мобильные клиентские службы. Как правило, это специально оборудованные автомобили, оснащенные рабочими местами специалистов и средствами связи, позволяющими соединиться с базой данных ПФР и вести прием граждан по всем вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Мобильные клиентские службы систематически приезжают в удаленные и труднодоступные населенные пункты для предоставления консультаций гражданам и приема от них документов. Также мобильные клиентские службы используются для оказания услуг инвалидам, не имеющим возможности посетить стационарные клиентские службы ПФР [17]

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы

Первая из проблем  построения российской пенсионной системы – это, конечно, совершенствование правовой базы работы пенсионной системы, Пенсионного фонда. В Правительстве это обсуждается, с тем, чтобы улучшить работу с гражданами, с тем, чтобы не было потерь при решении вопросов и работе с банкротной массой при банкротстве предприятий, с тем, чтобы не было потерь пенсионной системы при взыскании достаточно большого объёма, но в каждом конкретном случае маленьких сумм задолженностей, а также как минимизировать расходы и создать более благоприятные условия для работы Пенсионного фонда.

Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста [13, c. 48]

Правовой институт досрочных пенсий, связан с презумируемой  утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного  возраста (мужчины – 60 лет, женщины  – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека:

  • вредных, тяжелых и опасных условий труда (Списки № 1 и № 2, т.н. «малые списки»);
  • различного рода факторов производственной среды, связанных с постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой и высокой степенью ответственности за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);
  • медико-биологических и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные карлики, лица, длительное время проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей  досрочных пенсий в настоящее  время достигла 34% от числа пенсионеров  по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя  расходов ПФР.

Форма собственности  предприятий, на которых работают указанные  лица, в ходе рыночных преобразований изменилась с государственной на частную (или смешанную), но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а не собственника. В  результате государство фактически субсидирует новым собственникам привлечение работников в неблагоприятные производственно-технологические и климатические условия.

Наличие огромного  числа получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим объемом накопленных, в силу ранее действовавшего законодательства, «нестраховых» государственных обязательств, которые в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками финансирования.

В целом в  настоящее время (2011 г.) 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, включая: 10,5 млн. чел. – получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда – 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. – получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. – получатели пенсий по случаю потери кормильца.

В структуре  новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории получателей составляют примерно столько же - 42,5%. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ¾ - на тех же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.

Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации действует эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста [13, c. 49]

Данная формула  основана на принципе прямого, ничем  не ограниченного роста пенсионных обязательств перед застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского депозита – сколько страховых взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в ПФР, столько затем работник при наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

То есть, чем  больше период и объем страховых отчислений, тем больше размер обязательств ПФР перед будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые взносы, ПФР не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

В условиях применения эквивалентной пенсионной формулы  меры по повышению возрастной границы  выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

Негативное  влияние демографической ситуации и недостатков пенсионной системы  усугубляется неблагоприятной макроэкономической ситуацией: важнейшие для развития пенсионной системы макропараметры не достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2010 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей силы остается крайне низкой (соотношение средней заработной платы в экономике с прожиточным минимумом трудоспособного населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2010 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет большинству населения осуществлять накопления (в том числе для пенсионных целей) [17]

Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению  с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2009 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ