Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность, роль и значение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История возникновения Пенсионного фонда России 6
1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России 8
1.3 Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ 16
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 21
2.3 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за 2009-2010 гг 27
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 35
3.1 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы 35
3.2 Пути развития пенсионной системы 39
3.3 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в ответ  на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные пенсионные системы осуществили параметрические реформы. Однако российская пенсионная система по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая пенсионная реформа, в ходе которой последовательно реализуются базовые принципы социального страхования.

 

3.2 Пути развития пенсионной системы

 

За период, прошедший  после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована уравнительность пенсий, усилена стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис [17]

Это свидетельствует  о необходимости продолжения  пенсионной реформы и преодоления объективных трудностей переходного периода, среди которых главными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием развитости национальной пенсионной системы.

Решение этих проблем, как показывает международная практика, и в частности последствия  финансового кризиса, лежит не в  русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы  и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.

Так, в современных  российских условиях накопительный  компонент в качестве всеобщего  инструмента обязательного пенсионного  страхования не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80% работающего населения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса – 15-18% населения) и высокодоходной группы (2-3% населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30-летний стаж.

Для основной численности  населения к 2030-м г.г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%-й  коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования [17]

Представляется  целесообразным на основе проведенного в настоящем докладе подробного анализа современного состояния  российской системы пенсионного  обеспечения и возможных альтернатив  ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:

- выработки  консолидированного сценария развития  пенсионной системы Российской  Федерации, рассчитанного на период  функционирования до 2050 г., включающего  наиболее приемлемые для общества  решения;

- осуществления программы актуарного прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации;

- подготовки  и принятия Программы долгосрочного  развития пенсионной системы  Российской Федерации.

 

3.3 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда

 

Бюджетом запланирована  индексация трудовой пенсии в 2011 году на 8% (с 1 февраля), в 2012 году она должна быть проиндексирована на 8,9% и в 2013 году - на 9,2%. Так, средний размер трудовой пенсии на конец 2011 года увеличится до 8 тыс. 529 рублей. На эти меры запланировано 34,5 млрд рублей на 2011 год, исходя из ожидаемой численности пенсионеров 2,5 млн.

Также будут проиндексированы и социальные пенсии. Так, размеры  ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) проиндексированы на уровень инфляции с 1 апреля 2011 года на 6,5% для отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны, граждане, подверженные воздействию радиации, Герои Советского Союза и Герои Росси, полные кавалеры ордена Славы, Герои Соцтруда и полные кавалеры ордена Трудовой славы) [17]

Однако в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.

Общий объем  трансфертов из федерального бюджета  бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей [17]

Таким образом, несмотря на то, что бюджет Пенсионного  фонда планировался с профицитом, этого не произошло вследствие увеличения нагрузки на работодателей, которые теперь должны уплачивать не 26, а 34 % страховых взносов, 26 из которых направляются на формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда. В связи с этим Правительство планирует снизить ставку страховых взносов во внебюджетные фонды до 30 %.

Стратегия развития ПФР определяется комплексом задач по развитию пенсионной системы страны, поставленных Правительством Российской Федерации.

Стратегия призвана обеспечить эффективную реализацию ПФР своих функций с целью надлежащего пенсионного и социального обеспечения граждан, правильного формирования пенсионных прав граждан, своевременного начисления и выплаты пенсий и социальных пособий и предусматривает:

1. Развитие высокоэффективной и высокотехнологичной клиентоориентированной системы, позволяющей качественно предоставлять государственные услуги и выполнять государственные функции по пенсионному и социальному обеспечению населения.

Обеспечивается за счет:

  • повышения качества работы с населением, обеспечения доступности предоставляемых государственных услуг населению, в том числе с использованием современных электронных и интернет-технологий;
  • развития системы взаимодействия с плательщиками страховых взносов, государственными структурами и организациями-партнерами ПФР с использованием современных технологий по защищенным каналам связи.

2. Систематическое  пополнение и поддержание в актуальном состоянии данных о приобретенных каждым гражданином пенсионных правах.

Обеспечивается  за счет:

  • охвата всего населения регистрацией в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  • развития информационного ресурса для установления и выплаты пенсий;
  • оказания населению максимального количества государственных услуг, предоставляемых ПФР в электронном виде.

3. Обеспечение полноты и своевременности поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, взыскание недоимки, пеней и штрафов.

Обеспечивается за счет:

  • организации поступления страховых взносов в полном объеме;
  • совершенствования организации взаимодействия с плательщиками страховых взносов;
  • организации информационного взаимодействия с другими органами государственного управления;
  • совершенствования электронного документооборота внутри системы ПФР [17]

Итак, в рамках реализации Стратегии постановка целей и задач и определение механизмов их решения формируются путем коллегиального обсуждения, реализации пилотных проектов и принятия соответствующих решений Правлением ПФР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, необходимо сделать выводы.

Актуальность  темы, рассмотренной в курсовой работе, выявляется в том, что государственные  внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы РФ. Кроме  того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим  из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Подводя итог работы, можно сделать следующие предложения:

– целесообразно принятие в ближайшей перспективе мер по формированию стратегии развития пенсионной системы в Российской Федерации, предусматривающей реальную возможность ее функционирования на основе страховых принципов и снижения зависимости от поступления средств федерального бюджета;

– необходимо увеличение размера отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

– возникла необходимость определения статуса ПФР с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения;

– требуется скорейшее введение профессиональных пенсионных систем;

– необходима разработка правового механизма работы органов ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета и т.д.

Таким образом, цель и задачи исследования, заключающиеся  в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития были рассмотрены в полном объеме.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ от 12.12.1993

2. Бюджетный кодекс РФ (с последними изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов»

4. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда на 2011 год и плановый период 2012-2013годов»

5. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фона РФ на 2009 г. и на плановый период 2010г. и 2011г.» от 31 октября 2008г.

6. Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения. – М. «Финансы и статистика», 2010. – 256 с.

7. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Норма, 2010. - 241с.

8. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., «Дашков и Ко», 2010. – 512 с.

9. Ильина В.В. К вопросу об эффективности Пенсионной реформы //Финансы. – 2010. - № 5. – с. 47-51.

10. Куртин А.В. О Пенсионной системе России// Пенсионные деньги. - 2011 .- № 1. – С. 26-35

11. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования //Вопросы экономики. - 2011. - №8. – С. 10-17.

12. Мудраков В.И. Трудности роста системы негосударственного пенсионного обеспечения// Пенсия. – 2011. – № 3 – с. 29-33

13. Новикова Е.Б. Актуарное обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы // Пенсия. – 2011. – №4. – С. 44 – 49.

14. Полякова Н.В. Перерасчет размера пенсии//Пенсия. – 2010. – №8. – С. 36–39.

15. Соловьев А.К. Актуарный прогноз пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 15 лет) // Пенсия. – 2010. – №8. – С. 45–50.

16. Сажина М.А., Конышева А.Н.  Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?// Вопросы экономики. – 2011 – № 9. – с. 45-47.

17. Пенсионный фонд Российской Федерации – 2010 – годовой отчет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2010_godovoj_otchet.pdf

 

 

 

 

 


Информация о работе Пенсионный фонд РФ