Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Выявить сущность, роль и значение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История возникновения Пенсионного фонда России 6
1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России 8
1.3 Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ 16
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 21
2.3 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за 2009-2010 гг 27
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 35
3.1 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы 35
3.2 Пути развития пенсионной системы 39
3.3 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

В 1997 году вступил  в силу федеральный закон «Об  индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В  соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых  взносов была закреплена Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции  ПФР и внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот [9, c. 50]

С 2007 года на ПФР была возложена  дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК  будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием  летом 2009 года ряда законодательных  актов, которые с 1 января 2010 года в  значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась [15, c. 46]

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация  – это переоценка расчетного пенсионного  капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному  фонду исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подошел в качестве одной  из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно  работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок [15, c. 47]

Таким образом, одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ

Осуществляя реформу, начавшуюся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства, Пенсионный фонд выполняет роль одного из активных участников управления социальной сферы  страны и ее реформирования.

Во всех краях, областях созданы  управления ПФР, которые реализуют  государственную политику в области  пенсионного обеспечения.

Пенсионный  фонд РФ является объектом, необходимым  для обеспечения функционирования федеральных органов власти и  управления и решения общероссийских задач [10, c. 30]

Пенсионный фонд РФ –  это орган государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет публично-властные полномочия по обеспечению конституционного права на государственную пенсию.

Полномочия Пенсионного  фонда РФ – государственного учреждения, имеющего специальную правоспособность, относятся к функциям органов  исполнительной власти. Пенсионный фонд РФ образует централизованную систему  с вертикальной структурой управления, единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Пенсионный Фонд РФ осуществляет государственное управление финансами  пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий, организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный Фонд РФ принимает  участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан [10, c. 31]

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально – техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного Фонда и его органов.

Предприятия, организации  и учреждения, в том числе банки, представляют уполномоченным Пенсионного  Фонда в районах и городах, ревизионной комиссии Фонда необходимые  документы и сведения, относящиеся  к деятельности Фонда, за исключением  сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

С 2000 г. согласно Указу Президента РФ №1709 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют назначение и выплату государственных пенсий.

С 2003 г. специалисты Пенсионного фонда осуществляют следующие управленческие функции: назначение, перерасчет, выплата и доставка пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также ежемесячных доплат к пенсиям отдельных категорий граждан.

Для пенсионирования  этой категории в структуре Исполнительной дирекции ПФР было создано специализированное подразделение – Управление пенсионного  обеспечения государственных служащих. За короткие сроки оно проделало  значительный объем работы по приему от Министерства труда и социального развития Российской Федерации около 25 тыс. пенсионных дел соответствующих категорий получателей пенсии и ежемесячных доплат. Была проведена и модернизация программного обеспечения в связи с изменениями законодательства [10, c. 33]

Вот уже несколько  лет подряд Пенсионный фонд России принимает активное участие в  реализации социальных программ на территории нашей страны. Результатом этой деятельности ПФР стала реальная помощь тысячам  ветеранов, инвалидов, пожилых людей, т.е. тем, кто больше всех сегодня нуждается в нашей помощи. Оказание адресной социальной помощи является одним из направлений такой ответственной деятельности ПФР.

Пенсионный  Фонд осуществляет управление и финансирование расходов на социальные программы по следующим направлениям:

  • оказание единовременной материальной помощи;
  • газификация домовладений;
  • празднование Дня Победы, проведение Дня пожилого человека и Дня инвалида.

Так, с 2000 года Пенсионным фондом Российской Федерации финансируются  программы адресной социальной помощи пенсионерам и инвалидам, которые позволили существенно укрепить материально-техническую базу государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, улучшить питание проживающих в них. Были также созданы новые места для претендующих на места в этих учреждениях, существенно сокращены, а где-то и полностью ликвидированы очереди на прием в них.

В рамках этих программ была также оказана материальная помощь нуждающимся пенсионерам  и инвалидам, ветеранам Великой  Отечественной войны. За счет средств этих программ вот уже пять лет финансируются мероприятия, связанные с празднованием Дня победы, Дня пожилого человека и Дня инвалида.

Кроме того, в  случае стихийных бедствий Пенсионный фонд оказывает во исполнение решений Правительства Российской Федерации материальную помощь неработающим пенсионерам. За последние годы такая, помощь, оказывалась четырежды: в 2001 году – пострадавшим от паводков на территории Республики Саха (Якутия), в 2002 году – пострадавшим от паводков в ряде регионов Южного федерального округа, в 2004 году – пострадавшим от паводков на территории Алтайского края и лишившимся жилья в результате пожаров на территории Курганской области [10, c. 34]

ПФР финансирует  социальные программы, направленные на повышение уровня жизни пенсионеров, в среднем ПФР тратит на эти цели до 10 миллиардов рублей в год. Сюда входит обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, адресная помощь, ремонт, закупка оборудования для домов-интернатов и домов престарелых, открытие социальных домов для проживания одиноких ветеранов войны и тружеников тыла.

В 2005 году в связи  с празднованием 60-летия Победы в  Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. основным направлением адресной помощи было проведение юбилейных мероприятий и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. На эти цели ПФР было ассигновано 1,1 млрд руб. Они были использованы в регионах на организацию поездок ветеранов к местам боевой славы, на встречи с однополчанами, оказание единовременной материальной помощи ветеранам войны, приобретение для них предметов первой необходимости, подписку на столь популярную среди людей старшего поколения газету «Достоинство».

Информация о работе Пенсионный фонд РФ