Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;

Содержание работы

Введение 4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения 28
2.2 Финансирование пенсионных выплат 41
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А Отношение максимальной, средней и минимальной пенсий
к прожиточному минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ 79

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные  денежные выплаты, размер которых, как  правило, соизмерялся с прошлым  заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось  пенсионное обеспечение по социальному  страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца  на общих и льготных условиях, за выслугу лет /58/.

Материальное обеспечение  инвалидов войны, с детства и  от рождения осуществлялось за счет средств  союзного бюджета, бюджетов союзных  республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной  службы имели право на пенсию в  случае инвалидности, а их семьи  – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались  независимо от продолжительности военной  службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение  генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей  осуществлялось в особом порядке, установленном  Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение  работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения  других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в то же время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству /60/.

Часть средств союзного бюджета  передавалась в виде дотации централизованному  союзному фонду социального обеспечения  колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также  и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено  только в 1965 г. Законом о пенсиях  и пособиях членам колхозов, что  положило начало системе обеспечения  колхозников пенсиями.

В 1969 году в стране была введена  единая система социального страхования  колхозников. Пенсионное обеспечение  членов колхозов осуществлялось непосредственно  из Централизованного союзного фонда  социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и  ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие  серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало  очевидно, что действующая система  не в состоянии справляться с  возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой  пенсионной системы традиционно  является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых  годов снизилась настолько, что  для проведения очередного незначительного  повышения размера пенсии потребовалось  привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило  разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной  части бюджета социального страхования  до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение  вновь снизилось до предельно  допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера  отчислений на социальное страхование  не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета /52/.

Развитие пенсионной системы  до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических  и социальных проблем, которые могли  быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы  на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации в  бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала  применения принципиально новых  экономических и правовых оснований  в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением  пенсионной реформы должен быть решен  основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и  значительный подъем материального  положения пенсионеров, а также  резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был  принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении  граждан СССР».

Однако уже через полгода  после его утверждения изменение  государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и  дополнениями), который в то же время  привнес значительные отличия в  правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором  пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно  и достаточно четко были проведены  в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного  страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия  формирования государственного Пенсионного  фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ  от бюджетных дотаций. Развитие собственных  источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых  взносов на указанные цели.

В части организационной  структуры управления деятельностью  по назначению и выплате государственных  пенсий сохранена прежняя система  – через государственные органы социального обеспечения населения, сейчас – органы социальной защиты населения /60/.

Если задаться вопросом, а  какая же пенсионная система существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным оценкам  существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся к ней, это:

-   крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;

-   система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей размер пенсии будет одним и тем же – около 400 рублей;  /33/

-   такая система пенсионного обеспечения «непрозрачна», непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

Весьма наивны понятия  и представления о механизмах пенсионной системы, которые бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный  ВЦИОМ в 51 регионе страны, свидетельствует, что подавляющее большинство  респондентов – 80 процентов, считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили, что им известна организация государственных и негосударственных пенсионных систем, и они знают их достоинства и различия. Ещё большая неосведомленность у населения по поводу ключевых вопросов функционирования пенсионной системы – природе собственности пенсионных фондов, механизмах и источниках финансового обеспечения пенсий, роли социальных субъектов в управлении данной сферой.

Проблема состоит в  разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор  большинство населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже девять лет, начиная с 1991 года, государство перестало  играть роль основного донора пенсионного  обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем  на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения  несут работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции  всех субъектов пенсионных отношений  кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная  функция системы. Размер пенсий не зависим  от объема страховых платежей, и  так называемая «уравниловка» не только сохранилась но и приобрела  ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой характер пенсионной системы – это основной тормоз её развития.

1.2     Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации /18/.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:/52/

- целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

- организация работы по  взысканию с работодателей и  граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация средств  ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  ( в том числе валютных ценностей  ) физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФ  РФ страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- межгосударственное и  международное сотрудничество РФ  по вопросам, относящимся к компетенции  ПФ РФ, участие в разработке  и реализации в установленном  законом порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий.

В соответствии с рисунком 1организационная структура Пенсионного  фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Пенсионный фонд Российской Федерации

 Правление Пенсионного фонда                                           Отделения по субъектам

 

 Исполнительная дирекция                                                   Руководство в том числе:

      Председатель Правления                                      Управляющий Отделением

      Первый заместитель Председателя                     Заместитель управляющего

      Заместители Председателя                                           Специалист по кадрам

      Управляющие 12 Отделениями ПФ  РФ            Группа по защите информации

      Представители общественных, религиозных                 Юридический отдел

      организаций, действия которых  связаны с                                  Бухгалтерия

      защитой интересов пенсионеров,  инвалидов               Экономический отдел

                                              Отдел по погашению просроченной  задолженности                                                                 

                                      Отдел по организации персонифицированного  учета

                                     Межрегиональные пункты персонифицированного  учета

                                                  Отдел учета поступления и  расходования средств

                                                                               Контрольно-ревизионный отдел

                                              Отдел координации деятельности  уполномоченных

                                                          Административно-хозяйственный  отдел

Рисунок 1. Организационная  структура Пенсионного фонда  Российской Федерации.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

-    фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

-   формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

-  страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

Информация о работе Пенсионный фонд