Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:56, курсовая работа
Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а также стремление хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является управление формированием прибыли в процессе деятельности предприятий. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает использование современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением и использованием. Распределение прибыли реализует главную цель – повышение уровня благосостояния собственников предприятия.
Введение ………………………………………………..………….…….…..…..3
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике…………………..…...4
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли ……...… 4
1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли………………………..8
1.3. Роль прибыли в рыночной экономике ……………………...…....10
Глава 2. Методы планирования прибыли ……………………...……..….. 13
2.1. Сущность планирования прибыли……………………………...…..13
2.2. Методы планирования прибыли …………………………….….….14
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии….. 21
3.1. Сущность и направления распределения прибыли ………..…….. 21
3.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли .………..........… 26
Заключение ……………………………..………………………………..…......31
Список использованных источников………………………….…………..
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Финансы предприятия
НА ТЕМУ: Планирование и распределение прибыли
|
Оглавление
Введение ………………………………………………..………….…….….
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике…………………..…...4
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли ……...… 4
1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли………………………..8
1.3. Роль прибыли в рыночной экономике ……………………...…....10
Глава 2. Методы планирования прибыли ……………………...……..….. 13
2.1. Сущность планирования прибыли……………………………...…..13
2.2. Методы планирования прибыли …………………………….….….14
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии….. 21
3.1. Сущность и направления распределения прибыли ………..…….. 21
3.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли .………..........… 26
Заключение ……………………………..………………………………..…..
Список использованных источников………………………….…………..33
Введение
Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а также стремление хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является управление формированием прибыли в процессе деятельности предприятий. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает использование современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением и использованием. Распределение прибыли реализует главную цель – повышение уровня благосостояния собственников предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение планирования и распределения прибыли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть экономическая сущность прибыли, ее роль в экономике, выявить факторы, влияющие на её величину, изучить методы планирования прибыли и процесс её распределения и использования на предприятии, сделать выводы.
Предметом исследования является прибыль предприятий, а объектом – планирование и распределение прибыли.
Курсовая работа состоит из настоящего введения, трех частей основного текста, расчетной части, заключения и списка литературы. В первой части работы рассмотрены сущность и роль прибыли. Во второй части курсовой работы изучены методы планирования прибыли. В третьей части рассмотрены направления распределения прибыли. В заключении приведены основные выводы о проделанной работе.
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей.
Прибыль является
формой дохода предпринимателя, вложившего
свой капитал с целью достижения
определенного коммерческого
Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей — вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком ее налогового регулирования.
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [3, с. 14].
В таблице 1 представлена динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации за период 2009-2011 гг. [16].
Таблица 1 - Динамика финансового результата организации (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации (млрд. рублей по данным бухгалтерской отчетности)
Сальдо прибылей и убытков |
В % к предыдущему году |
Сумма прибыли |
Удельный вес прибыльных организаций, % |
Сумма убытка |
Удельный вес убыточных организаций, % | |
2009 |
6041 |
105,6 |
6412 |
74,5 |
371 |
25,5 |
2010 |
3801 |
69,1 |
5354 |
71,7 |
1553 |
28,3 |
2011 |
4349 |
109 |
5393 |
69,9 |
1044 |
30,1 |
Функции прибыли.
Экономическое содержание прибыли
проявляется в ее функциях. Прибыль,
как важнейшая категория
1. Прибыль - показатель эффективности деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые ресурсы деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.
2. Стимулирующая функция. Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, то есть реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников.
3. Прибыль - источник формирования доходов бюджетов. Прибыль в бюджеты поступает в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке [7, с. 54].
Виды прибыли. В российской практике выделяют несколько видов прибыли. Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее классификацией по основным признакам.
1.По характеру деятельности предприятия разделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных событий. Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе. А прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.
2. По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют прибыль от реализации продукции и прибыль от внереализационных операций.
3. По основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.
Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.
Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества — основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.
Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.) [3, с. 45].
4. И, наконец, по составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, балансовую (валовая, общую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.
Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат:
Пм = В – Зпер, (1)
где Зпер – условно-переменные затраты.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Другими словами, в составе балансовой прибыли (Пб) участвует прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия [9]:
Пб=Ппр+Пр(акт)+Двнр-Рвнр (2)
где Ппр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
Пр(акт) – прибыль от реализации прочих активов;
Двнр и Рвнр – внереализационные доходы и расходы соответственно.
Балансовую прибыль также называют прибылью до налогообложения.
Чистая прибыль – это часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале. После уплаты налогов и выплаты дивидендов прибыль подлежит распределению на предприятии. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль называется нераспределенной прибылью[3, с. 46; 4, с. 95].
1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли
Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам
относятся: цены на производственные ресурсы,
конъюнктура товарного и
К внутренним относятся, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям).
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.