Планирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, рассмотреть принципы распределения прибыли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическое содержание, функции и виды прибыли;
рассмотреть методы планирования прибыли;
анализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ……..5
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды ………5
1.2. Формирование финансового результата ……………………….8
1.3. Факторы роста прибыли ………………………………………...13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ……………………16
2.1. Метод прямого счета ……………………………………………17
2.2. Аналитический метод …………………………………………...19
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) ………………………...20
2.4. Метод на основе бюджетирования ……………………………..23
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………...27
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли ………………….27
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии ………29
3.3. Показатели рентабельности …………………………………….33
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам организаций (смета 2.1).doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Алгоритм формирования финансовых результатов представлен на рисунке 2.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала предприятия.

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия (нераспределенная прибыль) [8, c. 34]

 

Рис. 2.  Алгоритм формирования финансового результата

 

В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли:

  • первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или / и уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
  • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
  • третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов продажи и увеличение массы прибыли [10, c.212].  

Прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Он равен разнице между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и продажу.

Выручка принимается  в расчет без налога на добавленную  стоимость и акцизов, которые, являясь  косвенными налогами, поступают в  бюджет. Из выручки также исключаемая  сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.

Прибыль (убыток) от продажи иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Прибыль от внереализационных, операционных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по операциям [13].

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции [10, c. 211]. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования и факторов роста прибыли, нахождение методов по лучшему её использованию.

 

 

 

 

1.3. Факторы  роста прибыли

 

В процессе планирования прибыли важно определить, какие факторы ведут к ее росту или снижению (табл. 1).

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать иены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской  деятельности применяются разные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция продаваться не будет [9, c. 36].

Таблица 1

Факторы, ведущие к изменению прибыли

 

Фактор

Пояснение

1

2

Объем продаж

При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рот объема продаж приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции

Рост цен

В период высоких темпов инфляции рост прибыли

обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора

 

Окончание таблицы 1

   

1

2

Снижение 

себестоимости

Снижение затрат без  негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается  за счет большей управляемости и  контроля в области расходов

Обновление 

ассортимента и номенклатуры выпускаемой

продукции

Прибыль в рыночной экономике  — движущая сила

обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в  концепции жизненного цикла продукции


 

На финансовый результат  существенное влияние оказывает учетная политика организации. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. На доходы оказывает влияние факт признания дохода в результате продажи. В некоторых случаях доход может не признаваться как продажа, если не подписан акт о выполнении работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).

В отношении расходов влияние учетной политики на сумму прибыли существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться разными методами по-разному. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни из них равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года [9, c. 38].

Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что эффективность  производственной, финансовой, инвестиционной деятельности выражается финансовым результатом – прибылью или убытком. Прибыль от продажи товарной продукции (выполнения работ, оказания услуг) является основным компонентом валовой прибыли предприятия, рассмотрим методы ее планирования в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана  и является решающей в определении  финансового результата от всей деятельности организации. Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений [9, c. 47].

В научно-методической литературе представлено большое количество различных  методов и моделей планирования прибыли (рис. 3).

                                  Рис. 3.   Методы планирования прибыли

Рассмотрим  более подробно 4 метода планирования прибыли:

  1. Метод прямого счета;
  2. Аналитический метод;
  3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ);
  4. Метод на основе бюджетирования.

 

 

2.1. Метод прямого  счета

 

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в  современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному  выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и продажу продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах продажи (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Прибыль на реализуемую  продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,

где Врп — планируемая выручка от продажи продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль  от объема реализуемой продукции  в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода [7, c. 26].

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого  счета является метод поассортиментного  планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Прямой счет методически  чрезвычайно прост, но при большом  количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

    • определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
    • составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
    • исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;
    • установления цен продажи выпускаемой продукции.

Большим недостатком  метода является то, что он не позволяет  выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде [8, с. 37].

 

 

2.2. Аналитический  метод

 

Аналитический метод  планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к методу прямого счета в целях его проверки и контроля.

Преимущество этого  метода состоит в том, что он позволяет  определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли