Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, рассмотреть принципы распределения прибыли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическое содержание, функции и виды прибыли;
рассмотреть методы планирования прибыли;
анализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ……..5
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды ………5
1.2. Формирование финансового результата ……………………….8
1.3. Факторы роста прибыли ………………………………………...13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ……………………16
2.1. Метод прямого счета ……………………………………………17
2.2. Аналитический метод …………………………………………...19
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) ………………………...20
2.4. Метод на основе бюджетирования ……………………………..23
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………...27
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли ………………….27
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии ………29
3.3. Показатели рентабельности …………………………………….33
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..57
При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
При этом методе прибыль
по несравнимой продукции
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от продажи товарной продукции.
Кроме прибыли от продажи товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от продажи основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочих продаж (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочих продаж может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от продажи товарной продукции определяется валовая прибыль предприятия [8, с. 39].
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ)
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.
Для коммерческих
предприятий очень важно
Точка безубыточности – объём продаж продукции (работ, услуг), при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и продажу товаров (работ, услуг).
Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка [6, c. 31].
Из выручки от продажи продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат. Это можно представить графически (рис. 4).
Рис. 4. Определение точки безубыточности
Прямые 1-3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от продажи равна ее полной себестоимости.
Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты [1, с. 24].
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага (производственный леверидж), т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем продаж, не приходя к убыточности. Этот термин вошёл в профессиональный лексикон путём прямого заимствования американского термина «leverage», уже достаточно широко используемого в отечественной специальной литературе. В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей [3, c. 98].
Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от продажи приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и продаж. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается [9, c. 31]:
2.4. Метод на основе бюджетирования
Бюджетирование деятельности предприятия является определяющим в конкурентоспособности любого бизнеса. Действенная система бюджетного планирования предполагает наряду с прогнозированием тенденций рыночной конъюнктуры, детальный анализ внутренних ресурсов предприятия и возможности их использования.
Согласно методическим рекомендациям по управленческому учету, разработанным Минэкономразвития России, бюджетирование (планирование, budgeting) – процесс планирования движения ресурсов предприятия на заданный будущий период и (или) проект.
Ресурсное планирование, прежде всего, обусловливает планирование производства и обеспечения товарного спроса, а также управление капиталовложениями и финансами [12].
На основе бюджетирования
разрабатываются компьютерно-
Первый этап — организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые
исследования, изучаются возможности
производства и сбыта продукции. Процесс
начинается с изучения платежеспособного
спроса. Одновременно проводится оценка
производственных мощностей предприятия.
Оценивается производственный потенциал
и возможности производства продукции.
Из двух полученных величин — объема платежеспособного
спроса и объема производственных мощностей
— выбирается наименьшая, и планируется
объем продаж в натуральных измерителях.
Одновременно формируется бюджет продаж,
на основе которого заключаются договора
поставки и формируется портфель заказов.
Рис. 5. Алгоритм
проектирования прибыли на основе бюджетирования
Второй этап — производственное планирование. Цель этого этапа — разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объем производства будет меньше объема продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объем производства планируется в большем объеме, чем планируется продать продукции.
Третий этап связан со вторым, он включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.
Четвертый этап — планирование прибыли от продажи продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою Очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом продажи продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.
Пятый этап – проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от продаж, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие организации (предприятия), на проведение НИОКР [9, c. 35].
В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности — наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период. Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и финансовый план [5, с. 104].
После финансового планирования прибыль подлежит дальнейшему распределению и использованию. Она распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной.
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли
Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Распределение прибыли – направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия [2, с. 258].
В процессе распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:
С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия. Процесс этого распределения базируется на следующих принципах: