Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, рассмотреть принципы распределения прибыли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическое содержание, функции и виды прибыли;
рассмотреть методы планирования прибыли;
анализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ……..5
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды ………5
1.2. Формирование финансового результата ……………………….8
1.3. Факторы роста прибыли ………………………………………...13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ……………………16
2.1. Метод прямого счета ……………………………………………17
2.2. Аналитический метод …………………………………………...19
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) ………………………...20
2.4. Метод на основе бюджетирования ……………………………..23
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………...27
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли ………………….27
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии ………29
3.3. Показатели рентабельности …………………………………….33
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..57
Принципы распределения и использования прибыли дают возможность сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли, позволяющий наиболее полно удовлетворять цели и учитывать возможности развития предприятия в предстоящем периоде.
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии
Распределение прибыли — составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений. По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (Рис. 6).
Рис. 6. Направления распределения прибыли
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.
Наряду с финансированием
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль [5, с. 117].
Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое.
Порядок распределения
и использования прибыли на предприятии
фиксируется в уставе предприятия
и определяется положением, которое
разрабатывается
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным
с развитием производства, относятся
расходы на научно-исследовательские,
проектные, конструкторские и
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное
поощрение относятся
Вся прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, подразделяется
на две части. Первая увеличивает
имущество предприятия и
Нераспределенная прибыль
в широком смысле как прибыль,
использованная на накопление, и нераспределенная
прибыль прошлых лет
3.3. Показатели рентабельности
Рентабельность — относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
Для доказательства эффективности принимаемых решений особое значение имеют показатели рентабельности — это относительные величины, производные от прибыли (табл. 2).
Выделяют пять основных показателей рентабельности:
Рентабельность продукции (издержек) характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности организации.
Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью цены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и продажи продукции.
Рентабельность активов служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях. Поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.
Рентабельность текущих активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.
Рентабельность собственного акционерного капитала занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды [9, c. 61].
Таблица 2
Основные показатели рентабельности
Показатель рентабельности |
Формула |
Пояснение |
1. Рентабельность продукции (Рпр) |
Отношение прибыли от продажи продукции (Пп) к полной себестоимости проданной продукции (ПС) | |
2. Рентабельность продаж (ROS – Return on Sales) |
Отношение прибыли от продажи продукции (Пп) к выручке от продажи без налогов, включаемых в цену продукции (В) | |
3. Рентабельность активов (ROA – Return on Assets) |
Отношение прибыли (балансовой (Пб) или чистой (Пч)) к средней величине активов (Аср) за определённый период | |
4. Рентабельность текущих активов (Рта) |
Отношение чистой при-были предприятия (Пч) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (Ат.ср) | |
5. Рентабельность собственного капитала (ROE – Return on Equity) |
Отношение чистой при-были предприятия (Пч) к средней величине собствен-ного капитала предприятия (Кс.ср) за определённый период |
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Таблица 1
Смета II затрат на производство продукции ОАО, тыс. руб.
Стр. |
Статья затрат |
Сумма, тыс. руб. | |
Всего на год |
В том числе на IV квартал | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) |
10 520 |
2 630 |
2 |
Затраты на оплату труда |
17 300 |
4 325 |
3 |
Амортизация основных фондов |
3 167 |
792 |
4 |
Прочие расходы - всего |
5 738 |
1 436 |
В том числе: | |||
4.1 |
Уплата процентов за краткосрочный кредит |
35 |
10 |
4.2 |
Налоги, включаемые в себестоимость |
5 487 |
1 372 |
В том числе: | |||
4.2.1 |
Единый социальный налог (26%) |
4 498 |
1 125 |
4.2.2 |
Прочие налоги |
989 |
247 |
4.3 |
Арендные платежи и другие расходы |
216 |
54 |
5 |
Итого затрат на производство |
36 725 |
9 183 |
6 |
Списано на производственные счета |
400 |
100 |
7 |
Затраты на валовую продукцию |
36 325 |
9 083 |
8 |
Изменение остатков незавершённого производства |
269 |
67 |
9 |
Изменение остатков по расходам будущих периодов |
30 |
8 |
10 |
Производственная себестоимость товарной продукции |
36 026 |
9 008 |
11 |
Внепроизводственные (коммерческие) расходы |
1 463 |
369 |
12 |
Полная себестоимость товарной продукции |
37 489 |
9 377 |
13 |
Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) |
81 560 |
20 390 |
14 |
Прибыль на выпуск товарной продукции |
44 071 |
11 013 |
15 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
0,46 |
0,46 |