Планирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, рассмотреть принципы распределения прибыли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическое содержание, функции и виды прибыли;
рассмотреть методы планирования прибыли;
анализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ……..5
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды ………5
1.2. Формирование финансового результата ……………………….8
1.3. Факторы роста прибыли ………………………………………...13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ……………………16
2.1. Метод прямого счета ……………………………………………17
2.2. Аналитический метод …………………………………………...19
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) ………………………...20
2.4. Метод на основе бюджетирования ……………………………..23
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………...27
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли ………………….27
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии ………29
3.3. Показатели рентабельности …………………………………….33
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам организаций (смета 2.1).doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

Принципы распределения и использования прибыли дают возможность сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли, позволяющий наиболее полно удовлетворять цели  и учитывать возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

 

3.2. Направления распределения прибыли на предприятии

 

Распределение прибыли  — составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений. По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (Рис. 6).

Рис. 6. Направления распределения прибыли

 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.

Наряду с финансированием производственного  развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного  и социального развития, а также  материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль [5, с. 117].

Важную роль в обеспечении  финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

 

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера,  на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое. 

Порядок распределения  и использования прибыли на предприятии  фиксируется в уставе предприятия  и определяется положением, которое  разрабатывается соответствующими подразделениями экономических  служб и утверждается руководящим  органом предприятия. В соответствии с уставом, предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового  коллектива, на материальное поощрение  работников и благотворительные  цели.

К расходам, связанным  с развитием производства, относятся  расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, финансирование разработки и  освоения новых видов продукции  и технологических процессов, затраты  по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использова­нием прибыли на развитие.

Распределение прибыли  на социальные нужды включает расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает  имущество предприятия и участвует  в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат [8, с. 54].

Нераспределенная прибыль  в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют  о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

 

 

 

3.3. Показатели  рентабельности

 

Рентабельность — относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Для доказательства эффективности принимаемых решений особое значение имеют показатели рентабельности — это относительные величины, производные от прибыли (табл. 2).

Выделяют пять основных показателей рентабельности:

Рентабельность  продукции (издержек) характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности организации.

Рентабельность  продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью цены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и продажи продукции.

Рентабельность  активов служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях. Поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность  текущих активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

Рентабельность  собственного акционерного капитала занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды [9, c. 61].

 

Таблица 2

Основные показатели рентабельности

 

Показатель  рентабельности

Формула

Пояснение

1. Рентабельность продукции  (Рпр)

Отношение прибыли от продажи продукции (Пп) к полной себестоимости проданной продукции (ПС)

2. Рентабельность продаж (ROS –

Return on Sales)

Отношение прибыли от продажи продукции (Пп) к выручке от продажи без налогов, включаемых в цену продукции (В)

3. Рентабельность активов (ROA –

Return on Assets)

Отношение прибыли (балансовой (Пб) или чистой (Пч)) к средней величине  активов (Аср) за определённый период

4. Рентабельность текущих активов (Рта)

Отношение чистой при-были предприятия (Пч) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (Ат.ср)

5. Рентабельность собственного капитала (ROE –

Return on Equity)

Отношение чистой при-были предприятия (Пч) к средней величине собствен-ного капитала предприятия (Кс.ср) за определённый период


 

 

Из вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

  • распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений;
  • прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием;
  • показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 

 

 

 Таблица 1

Смета II затрат на производство продукции  ОАО, тыс. руб.

 

Стр.

Статья  затрат

Сумма, тыс. руб.

Всего на год

В том  числе на IV квартал

1

2

3

4

1

Материальные  затраты (за вычетом возвратных отходов)

10 520

2 630

2

Затраты на оплату труда

17 300

4 325

3

Амортизация основных фондов

3 167

792

4

Прочие расходы - всего

5 738

1 436

В том числе:

4.1

Уплата процентов  за краткосрочный кредит

35

10

4.2

Налоги, включаемые в себестоимость

5 487

1 372

В том числе:

4.2.1

Единый социальный налог (26%)

4 498

1 125

4.2.2

Прочие налоги

989

247

4.3

Арендные платежи  и другие расходы

216

54

5

Итого затрат на производство

36 725

9 183

6

Списано на производственные счета

400

100

7

Затраты на валовую  продукцию

36 325

9 083

8

Изменение остатков незавершённого производства

269

67

9

Изменение остатков по расходам будущих периодов

30

8

10

Производственная  себестоимость товарной продукции

36 026

9 008

11

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

1 463

369

12

Полная себестоимость  товарной продукции

37 489

9 377

13

Товарная продукция  в отпускных ценах (без НДС  и акцизов)

81 560

20 390

14

Прибыль на выпуск товарной продукции

44 071

11 013

15

Затраты на 1 рубль  товарной продукции

0,46

0,46

Информация о работе Планирование и распределение прибыли