Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, рассмотреть принципы распределения прибыли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическое содержание, функции и виды прибыли;
рассмотреть методы планирования прибыли;
анализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ……..5
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды ………5
1.2. Формирование финансового результата ……………………….8
1.3. Факторы роста прибыли ………………………………………...13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ……………………16
2.1. Метод прямого счета ……………………………………………17
2.2. Аналитический метод …………………………………………...19
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) ………………………...20
2.4. Метод на основе бюджетирования ……………………………..23
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………...27
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли ………………….27
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии ………29
3.3. Показатели рентабельности …………………………………….33
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..57
Федеральное агентство по образованию
Финансовый университет при правительстве РФ(КФ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы организаций»
на тему «Планирование и распределение прибыли»
(тема 2, вариант 2.1)
Выполнила Феоктистова Ю.А.
№ личного дела:10ффд40922
Калуга 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. |
3 |
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ …….. |
5 |
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды ……… |
5 |
1.2. Формирование финансового результата ………………………. |
8 |
1.3. Факторы роста прибыли ………………………………………... |
13 |
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ …………………… |
16 |
2.1. Метод прямого счета …………………………………………… |
17 |
2.2. Аналитический метод …………………………………………... |
19 |
2.3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) ………………………... |
20 |
2.4. Метод на основе бюджетирования …………………………….. |
23 |
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………... |
27 |
3.1. Задачи и принципы распределения прибыли …………………. |
27 |
3.2. Направления распределения прибыли на предприятии ……… |
29 |
3.3. Показатели рентабельности ……………………………………. |
33 |
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………. |
35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... |
54 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. |
57 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых и развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, но которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Прибыль – многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
Тема прибыли особенно остра для российских предприятий, поскольку экономический кризис, составляющими которого являлись высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивал получаемые прибыли. К тому же, оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могли полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Недостаточная теоретическая
и практическая разработанность
вышеназванных проблем
В то же время, несмотря на
то, что исследованию формирования
и распределения прибыли
Актуальность, сложность
и многообразность проблем
Цель данной работы – выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, рассмотреть принципы распределения прибыли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом курсовой работы являются экономические отношения по поводу формирования и распределения прибыли на предприятии.
Объектом курсовой работы выступает прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе курсовой работы использованы следующие методы экономического анализа: горизонтальный и вертикальный сравнительный анализ, математические методы, метод финансовых коэффициентов.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как Н.В. Колчина, Л.М. Бурмистрова, В.В. Бочаров, А.Н. Ковалева и другие, а также финансовые журналы, сайты в Интернете. Информационную основу курсовой работы составили информационные технологии.
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и продажу продукции [15].
Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Поэтому следует четко разграничивать понятия «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль». Первая — результат продажи товаров (работ, услуг), вторая — результат «работы» капитала.
Неопределенность в отношении прибыли приводит к искажению самого понятия, следствием чего становятся ошибки в распределении прибыли. Известно, что распределить и использовать можно нечто конкретное, реально существующее. Но зачастую то, что обычно называют прибылью, таковой в реальности не является. За прибыль часто принимают безусловную заработную плату, ренту, процент, валовой доход, даже убытки (когда расходы не уменьшают доходов, ради которых они произведены) и многое другое. Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль — это превышение расходами доходов:
Доходы — Расходы = Прибыль.
Обратное положение называется убытком. Но если вникнуть в суть прибыли как источника прироста капитала, то такая прибыль должна реально принести увеличение богатства. То есть эквивалентом прибыли у тех, кто ее получает, должен быть прирост товаров, имущества, услуг у тех, кто их покупает и оплачивает.
Прибыль — это часть добавленной стоимости, которая получена в результате продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Продажа других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.
В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов [9, c. 44].
Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.
Идея двух трактовок прибыли получила развитие благодаря Дэвиду Соломону, он разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью (Рис. 1).
Бухгалтерская прибыль |
+ |
Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода |
- |
Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды |
+ |
Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды |
= |
Экономическая прибыль |
Рис 1. Формула Соломона
В настоящее время употребляются следующие определения видов прибыли: валовая прибыль, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, нормальная прибыль и экстремальная прибыль.
Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от продажи продукции (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи без НДС и акцизов и затратами на производство и продажу, включенными в себестоимость. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П
Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:
где Пб – балансовая прибыль;
Пп – прибыль (убыток) от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг);
Сд – сальдо от прочих доходов и расходов.
Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы).
Чистая прибыль (бухгалтерская прибыль) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды [11, с. 83].
Прибыль предприятия
выполняет ряд важнейших функци
Таким образом, прибыль организации — основной фактор экономического и социального развития как самого предприятия, так и общества в целом [9, c. 45].
1.2. Формирование финансового результата
Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности.
Показатели финансовых
результатов характеризуют
В плане счетов открывается сопоставляющий синтетический счет 99 «Прибыли и убытки», предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности любого предприятия.
Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими счетами бухгалтерского учета, которые отражают движение доходов и расходов предприятия. Так, на счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж.
В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:
- валовую прибыль;
- прибыль (убыток) от продаж;