Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:19, курсовая работа
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике,
- определить задачи и источники планирования прибыли,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………….5
Прибыль предприятия: понятие, виды и функции……………….5
Методы планирования прибыли…………………………………10
Источники информационного обеспечения прибыли …………16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАО «ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА»……………………………………………………………………...22
2.1. Экономико-организационная структура предприятия…………22
2.2. Планирование прибыли ЗАО «Швейная фабрика» ...………….25
2.3. Резервы увеличения прибыли ЗАО «швейная фабрика»....……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИИ……..37
Табл. 2.4. Расчет прибыли методом прямого счета
Из-
де- лия |
План реализации, шт. | Действующая цена изделия без налогов, тыс. руб. | Выручка
от реализации (гр.2хгр.3),
тыс. руб. |
Полная с/стоим. единицы изделия, тыс. руб. | Себестоимость реализованной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб. | Прибыль от реализации продукции (гр.4 – гр. 6), тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Брюки
Шорты Платье Накидка |
2000
5000 10000 1000 |
50
12 56 60 |
100000
60000 560000 60000 |
45
10 54,5 55 |
90000
50000 545000 55000 |
10000
10000 15000 5000 |
Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.
В первом случае расчет производится по формуле:
П = Т х (100 – З)
где П – прибыль от выпуска товарной продукции;
Т – товарная продукция;
З – затраты на 1 руб. товарной продукции.
Для
определения прибыли от реализации
полученный результат корректируется
на изменение прибыли в
Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. при этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.
На примере ЗАО «Швейная фабрика» рассчитаем прибыль аналитическим методом.
Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:
38000 х 100 = 40000 тыс. руб.
100 – 5
При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:
40000 х 10 = 4000 тыс. руб.
Затем определяется влияние снижения себестоимости продукции на прирост прибыли. Она представляет собой разницу между себестоимостью сравнимой товарной продукции в ценах отчетного и планового года. Прирост прибыли равен:
40000 х 5
40000 – 38000 = 2000 тыс. руб.
Также
на изменение прибыли влияет изменение
ассортимента выпускаемой продукции.
Необходимо рассчитать средний уровень
рентабельности при структуре выпуска
продукции отчетного года. Разница показывает
отклонение рентабельности из-за сдвигов
в ассортименте. Расчет производится следующим
образом (табл.2.5)
Таблица
2.5. Расчет прибыли аналитическим методом
Изде-лия | План реа-
лизации, шт |
Действую-щая цена изделия без налогов, тыс. руб. | Выручка от реализации
(гр.2хгр.3),тыс. руб. |
Полная с/ст-ть единицы изделия,тыс. рыб. | С/ст-ть реализован-ной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб. | Прибыль от реализации продукции (гр.4-гр.6), тыс.руб. |
Продолжение табл. 2.5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Брюки | 2000 | 50 | 100000 | 45 | 90000 | 10000 |
Шорты | 5000 | 12 | 60000 | 10 | 50000 | 10000 |
Платье | 10000 | 56 | 560000 | 54,5 | 545000 | 15000 |
Накидка | 1000 | 60 | 60000 | 55 | 55000 | 5000 |
Увеличение рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составит 0,4% (10,8 – 10,4), а сумма прироста прибыли под воздействием данного фактора составит:
38000 х 0,4 = 152 тыс. руб.
Прибыль за счет изменения цен определяется путем умножения процента их изменения на объем товарной продукции. Например, в планируемом году швейная фабрика планирует увеличить цены на свою продукцию, с учетом доведенного роста индекса потребительских цен ежемесячно на 0,6%, - 5%, а планируемый выпуск товарной продукции составит – 4000 млн. руб., значит увеличение прибыли за счет роста цен составит:
4000
х 5 = 200 млн. руб.
2.3.
Резервы увеличения прибыли ЗАО «Швейная
фабрика»
Резервы увеличения прибыли предприятия следует определять по каждому вид продукции. В целом, основными источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.
Рассмотрим возможные резервы увеличения прибыли «Швейная фабрика».
На анализируемом предприятии проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется повысить выпуск продукции на 2,5 тыс.единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц.
Табл. 2.6. Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема продукции
Мероприятие | Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед. | Фактическая сумма прибыли на ед. продукции, тыс. руб. | Резерв увеличения прибыли, млн. руб. |
Перевооружение и модернизация оборудования | 2,5 | 9,0 | 22,5 |
Пересмотр норм времени | 3,1 | 9,0 | 27,9 |
Итого | 5,6 | 9,0 | 50,4 |
Увеличение объема продукции на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию получить прибыль в размере 50,4 млн. руб. (табл. 3.8.).
Снижению себестоимости продукции могут способствовать различные факторы:
- снижение норм расхода сырья на изготовление продукции,
-
изменение технологии раскроя
изделий, что позволяет
-
рациональное использование
Данные факторы позволят снизить себестоимость продукции на 6,9 и 4,9 млн. руб. В результате резерв увеличения прибыли составит 11,8 млн. руб.
Существенным резервом увеличения прибыли предприятия является повышение качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий возможно повысить качество женских жакетов в полоску. Это дает возможность повысить цену жакетов на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:
Резерв прибыли = 2,0х12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.
Обобщение резервов увеличения прибыли приведено в табл.2.7
Табл. 2.7. Обобщение резервов увеличения прибыли на ЗАО « Швейная фабрика»
Резерв | Всего, млн. руб. |
Увеличение объема продукции за счет технического перевооружения и модернизации | 22,5 |
Увеличение объема продукции за счет пересмотра норма времени | 27,9 |
Снижение себестоимости изделий за счет снижения расходов сырья и материалов | 6,9 |
Снижение себестоимости за счет экономиии топливно-энергетического сырья | 4,9 |
Повышение качества продукции | 24,0 |
Итого | 86,2 |
Таким образом, на предприятии имеется возможность получить дополнительную прибыль в размере 86,2 млн. руб.
Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли и снижение себестоимости продукции. На основе рассчитанных данных резервов повышения прибыли можно определить возможный резерв повышения рентабельности.
Резерв рентабельности = (887 + 86,2) / (4270-11,8) – 20,7% = 22,8 – 20,7 = 2,1%.
Таким образом, резерв повышения рентабельности составит 2,1%.
Подводя
итог главе, отметим, что на размер прибыли
оказывают влияние различные
факторы: объем продукции и его
структура, цены реализации и себестоимость.
На анализируемом предприятии на
прибыль в большей степени оказало
влияние увеличение цен на продукцию,
которое не позволило значительно увеличившейся
себестоимости снизить размер прибыли.
Данные факторы также оказывают влияние
на рентабельность. Причем себестоимость
продукции в большей мере повлияла на
рентабельность, в результате чего рентабельность
снизилась. Соответственно, резервами
повышения прибыли являются данные факторы