Платежный баланс: понятие, структура, принципы составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования. Также в задачу курсовой входит описание платежного баланса России и его нынешнего состояния. Информационную базу курсовой составили теоретические и методологические положения, содержащиеся в учебных пособиях, научных статьях, данные официальной статистики. Данная курсовая работа, общий объем которой 55 страниц, содержит три главы с приложениями.

Файлы: 1 файл

платежный баланс.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Преимущества  «плавающего» валютного курса:

  • возможность правительства проводить относительно независимую национальную экономическую политику (прежде всего направленную на обеспечение большей занятости и увеличение темпов экономического роста).
  • на изменение «плавающего» валютного курса влияет настолько большое количество факторов, что их не могут спрогнозировать ни правительство, ни Центральный банк, ни какие-либо другие официальные органы. Именно «плавающий» валютный курс наиболее реально отображает эти воздействия и обеспечивает эффективную реакцию на них, свидетельствуя о действительной стоимости национальной валюты на мировом рынке.

Недостатки  «плавающего» валютного курса:

  • значительные краткосрочные его колебания могут дестабилизировать внешнеторговые сделки и привести к убыткам в связи с невозможностью выполнения ранее заключенных контрактов.

«Фиксированный»  валютный курс.

Фиксированный курс позволяет прогнозировать предпринимательскую деятельность, регулировать уровень прибыльности будущих инвестиционных программ. Практически все предприниматели и банкиры выступают за фиксированный курс национальной валюты.

Фиксированный курс особенно важен для отраслей, ориентированных на значительный объем импортных поставок, для высокотехнологичных отраслей с высокой долей экспорта в общем объеме производства. Такой курс означает прогнозируемые в будущем суммы переводимой валюты, необходимые для разработки программ инвестиционной деятельности, связанных с длительным сроком окупаемости вкладываемых средств.

  Фиксированный  курс эффективен для организаций,  осуществляющих длительные и  стабильные связи. Он особенно выгоден для сохранения и поддержания политического «лица» руководства и свидетельствует о прочности и надежности экономической политики правительства.

Преимущества  «фиксированного» валютного курса:

  • возможность более точного прогнозирования будущих поступлений от внешнеэкономической деятельности,
  • осуществление длительных контрактных соглашений, коммерческих сделок и т.д.

Недостатки  «фиксированного» валютного курса:

  • необходимо поддержание «внешнего равновесия», т. е. балансирование внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне.  Наиболее простой вариант решения проблемы — возникновение дефицита, перемежающегося с положительным сальдо. В этом случае государственные органы могут финансировать возникающие избытки и дефицит достаточно долго без угрозы истощения валютных запасов. Попытки государственного регулирования и стабилизации валютного курса оказываются малоэффективными, когда причина дисбаланса связана с низким уровнем производительности труда, неконкурентоспособностью экспортной продукции и т. д.

Вывод:

   Эффективность  и целесообразность использования фиксированного или «плавающего» валютных курсов как средств регулирования платежного баланса можно свести к следующему. Являясь свидетельством стабильности и прочности экономической и политической системы страны, фиксированный курс может существовать лишь в условиях стабильной макроэкономической политики правительства. Программы создания рабочих мест, налоговая политика — все должно быть подчинено интересам поддержания стабильного курса национальной валюты.

 Фиксированный курс требует, кроме того, наличия крупных запасов «резервной» валюты, которая может быть использована для ликвидации возникающих дисбалансов. Обычно это означает создание национальных или межнациональных банковских объединений типа Европейского банка.

  Выбор  между «плавающим» и фиксированным  валютным курсами, таким образом, зависит от соотношения политических и экономических приоритетов правительства, его готовности поступиться частью суверенных прав.

 

 

 

 

 

 

2.4. Методы его регулирования платежного баланса

Материальной  основой регулирования платежного баланса служат:

  1. государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
  2. возрастание доли (40—50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
  3. непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика;

4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

  При регулировании платежного баланса возникает проблема, какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует различный набор методов регулирования платежного баланса, направленный либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

  Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

      1. Дефляционная политика. (т.е. борьба с инфляцией) Такая политика направлена на сокращение внутреннего спроса. Она включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.

Одним из важнейших  ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки ЦБ (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощности для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал (при условии существования развитой банковской системы и низкого уровня политического риска).

Однако имеется и  другая точка зрения: дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует их налаживать экспорт.

         2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Однако ее роль в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация валюты, т. е. понижение ее цены по отношению к другим валютам, позволяет производителю за то же количество иностранной валюты получить большее количество национальной валюты. Для получения прежней цены в национальной валюте и покрытия собственных издержек производства владелец может продать свой товар на иностранном рынке по более дешевой цене. В результате девальвации национальные товары на иностранных рынках становятся дешевле, и облегчается их экспорт. При этом уменьшается количество иностранной валюты, выручаемой за единицу проданного товара. Вместе с тем импортные товары становятся дороже и количество национальной валюты, необходимой для приобретения единицы этого товара, увеличивается.

В итоге общее состояние платежного баланса страны, будет зависеть от эластичности спроса на экспортируемые и импортированные товары. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала.

Для обеспечения  эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

       3.  Валютные ограничения, изменения обменного курса. Валютные ограничения: блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Изменения обменного курса. И при твердом, и  при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса  государство (чаще ЦБ) стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений. Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Бывают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений обменного курса на платежный баланс.

      4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

     5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производство экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара

  Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают не только кредитные и финансовые рычаги, но и организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях импортозамещения

  В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны,
  • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов,
  • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт», «Страхование» и т.д.;
  • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

      • регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения денежных переводов иностранных рабочих.

  При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные и др.) используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

  Неравновесие  платежных балансов, бывшее ранее  скорее исключением, стало характерной чертой нашего времени. Во второй половине XX в. темпы экономического роста мирового сообщества оказались, вероятно, рекордными за всю историю человечества. На этом фоне неравномерность экономического развития отдельных стран стала проявляться резче. Так, усиление позиций Японии и Германии в мировой экономике сопровождалось положительным сальдо текущего платежного баланса этих стран. Иначе говоря, резкое нарушение равновесия в мировой экономике вызывает резкое неравновесие в платежных балансах.

  Неравновесие  платежного баланса страны, будучи, прежде всего регулятором  внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для ее экономики.

  Методы  регулирования платежных балансов развивающихся стран имеют некоторые особенности, хотя в своей основе они базируются на подходах, заимствованных у промышленно развитых государств. Эти методы направлены на стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров, привлечение иностранных капиталов, ограничение вывоза капитала.

Информация о работе Платежный баланс: понятие, структура, принципы составления