Понятие и сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Существует много причин недостаточно эффективного использования инструмента государственного кредита для решения задач экономического развития страны. К ним относятся: сложность и многообразие отношений государственного кредита, их тесная взаимосвязь с различными факторами экономического, политического и социального характера.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Понятие и сущность государственного кредита. 3
Глава II. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга. 15
Заключение. 28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовому праву..docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

·  источника привлечения;

·  суммы заимствования;

·  срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

·  конечного получателя;

·  цели заимствования и направления использования;

·  источника заимствования;

·  суммы заимствования;

·  срока погашения;

·  гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

·  оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

·  прогноза объема использования средств в очередном финансовом году. 

 

В Программе государственных внешних  заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и  государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа. Данные займы и государственные  гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в  составе Программы государственных  внешних заимствований РФ Федеральным  Собранием РФ.

В Программе государственных внешних  заимствований РФ объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований.

Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу государственных  внешних заимствований РФ, если указанные  внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ в рамках установленного предельного  объема государственного внешнего долга  РФ.

Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования  РФ.

В Программу государственных внешних  заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о  займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Договоры о государственных  внешних заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения предельных объемов государственных внешних  заимствований РФ, утвержденных Федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, могут  быть заключены только после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Договоры о государственных  внешних заимствованиях РФ, предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации:

·  если предусмотренные этими договорами займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований РФ в соответствии со статьей 108 БК РФ и (или) привлекаемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа;

·  если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

·  по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ. 

 

Программа государственных  внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного  имущества программа государственных  внутренних заимствований РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте РФ, а также  перечень имущества, которое может  служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока  заимствования.

Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете  на очередной финансовый год.

Если нарушаются предельные объемы расходов на обслуживание и погашение  государственных и муниципальных  долгов, уполномоченный на то орган  государственной власти РФ может  применить следующие меры:

·  назначить проверку исполнения бюджетов;

·  передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ, а исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;

·  принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством РФ. 

 

БК РФ регламентирует отражение  в бюджетах поступлений средств  от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или  муниципального долга.

Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете  как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или  разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным  или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных  или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы долга  РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных  или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета  путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета. 

 

Государственные заимствования  осуществляются путем эмиссия государственных  и муниципальных ценных бумаг.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга. В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные Федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 

 

РФ предоставляет государственные или муниципальные гарантии, под которыми признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение этого условия влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной или муниципальной  гарантии должны быть указаны:

·  сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

·  определение объема обязательств по гарантии. 

 

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия.

Гарантии предоставляются, как  правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству.

Предусмотренное государственной  или муниципальной гарантией  обязательство гаранта перед  третьим лицом ограничивается уплатой  суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

Гарант, исполнивший обязательство  получателя гарантии, имеет право  потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной  или муниципальной гарантии, в  полном объеме в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством  РФ. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных  гарантий подлежит отражению в составе  расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта  не ведут к возникновению эквивалентных  требований со стороны гаранта к  должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных  гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Общая сумма предоставленных государственных  гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга  РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные  гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или  юридическому лицу на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий РФ для  обеспечения обязательств в иностранной  валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового  обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований РФ.

При исполнении получателем государственной  гарантии РФ своих обязательств перед  третьим лицом на соответствующую  сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг РФ, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет  учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями РФ, а также случаев осуществления  государством платежей по выданным гарантиям. На основании данных этого учета  Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии РФ предоставляются  Правительством РФ. Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган  представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных  гарантий РФ и заключает соответствующие  соглашения от имени Правительства  РФ.

В случае предоставления государственной  гарантии РФ Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти обязаны  провести проверку финансового состояния  получателя государственной гарантии РФ. 

 

Государственные гарантии субъектов  РФ и муниципальные гарантии предоставляются  субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения  исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной  гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается.

Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых  отдельным субъектам РФ, муниципальным  образованиям и юридическим лицам  гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета. Общая  сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РФ, муниципального долга как вид  долгового обязательства.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим  лицом на соответствующую сумму  сокращается долг субъекта РФ, муниципальный  долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

Соответствующий финансовый орган  ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих  обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления  платежей по выданным гарантиям. На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям.

Информация о работе Понятие и сущность государственного кредита