Понятие и сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Существует много причин недостаточно эффективного использования инструмента государственного кредита для решения задач экономического развития страны. К ним относятся: сложность и многообразие отношений государственного кредита, их тесная взаимосвязь с различными факторами экономического, политического и социального характера.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Понятие и сущность государственного кредита. 3
Глава II. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга. 15
Заключение. 28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовому праву..docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

• аннулирование займов.

Под конверсией понимается изменение доходности займов, а под консолидацией — изменение сроков погашения займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Под унификацией займов подразумевается обмен облигаций нескольких ранее выпущенных займов на облигации нового займа. При этом уменьшается количество видов ценных бумаг, что упрощает управление долгом и сокращает управленческие расходы.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на новые. При этом совокупный номинал нового выпуска меньше совокупного номинала предыдущего выпуска.

Пол отсрочкой погашения займа понимается перенос даты погашения на более поздний срок.

Под аннулированием государственного долга подразумевается отказ от погашения ранее выпушенных обязательств.

Первые четыре метода применяются, как правило, для управления внутренним долгом, последние два метода — для управления внешним долгом.

При размещении займов основным вопросом является определение условий эмиссии, в том числе уровня доходности ценных бумаг, срок их обращения, способ выплаты доходов. При этом необходимо учитывать реальную конъюнктуру на финансовых рынках.

Успех размещения и эффективности  новых займов может быть обеспечен  только в том случае, если правильно  учтены: экономическое положение, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы. Выпуск и размещение государственных займов возлагаются на министерство финансов и центральный банк. Изготовлением, хранением и рассылкой облигаций государственных займов занимается министерство финансов, непосредственной реализацией ценных бумаг — центральный банк.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени  государства-заемщика размещаются, как  правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов (уровень процента, валюта предоставления погашения займа, другие условия) фиксируются в специальных соглашениях.

Инструменты государственной задолженности  разнообразны: ГКО (государственные  краткосрочные облигации); ОФЗ (облигации  федерального займа); облигации федерального сберегательного займа; облигации  внутреннего валютного займа  и  т.д.

Все заимствования предусматриваются  программами, утверждаемыми как  приложения к закону о бюджете. Они  содержат виды займов, объемы, сроки  погашения, источники цели и т.д.

Предельные объемы займов регулируются БК РФ.

Государство-гарант.

- это косвенная форма кредитования, влекущая за собой возникновение  государственного долга (как и  государственные займы).

Срок гарантии равен сроку обязательства  перед третьим лицом, объем гарантии входит в состав государственного долга, но гарантии относятся к условным долговым обязательствам (неявным).

Государственные гарантии служат средством  стимулирования инвестиционной активности, расширяют возможности финансирования капитальных вложений.

Государственные гарантии бывают:

  • выданные за счет бюджетных средств на конкурсной основе под инвестиционные проекты
  • выданные вышестоящим органам власти под эмисиию ценных бумаг нижестоящих
  • государство гарантирует вклады населения в Сбербанк и органы государственного страхования, осуществленные до 1991г.

 

БК РФ регулирует предельный объем  выданных гарантий. Гарантии как и кредит предусматриваются программами, утверждаемыми вместе с законом о бюджете.

Государственный долг.

В результате заемной деятельности и деятельности по выдаче гарантий образуется государственный и муниципальный  долг.

Государственный долг РФ – это  совокупность долговых обязательств перед  физическими и юридическими лицами и другими экономическими агентами (банки, правительства иностранных  государств).

Государственный долг может выступать  в следующих формах:

      • по валюте заимствования: внешний и внутренний;
      • по составу: (внутреннего характера)
    1. - ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
    1. - кредитные соглашения и договора с кредитными организациями о предоставлении кредита в валюте РФ;
    2. - соглашения и договоры о выдаче государственных гарантий;
    3. - соглашения и договоры о продлении и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
    4. - соглашения и договоры о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней
    5. (внешнего характера)
    6. - ценные бумаги в иностранной валюте;
    7. - договора о предоставлении кредитов иностранных государств, банков, фирм, международных кредитных организаций:
  • несвязанные иностранные финансовые кредиты, предоставленные на бесцелевой основе;
  • целевые иностранные кредиты. Это форма финансирования проектов, предусматривающая предоставление средств путем оплаты товаров, работ, услуг в соответствии с целями этих проектов: а) связанные целевые предоставляются банками, фирмами, иностранными государствами для закупок товаров, работ, услуг, в стране кредитора; б) нефинансовые целевые иностранные кредиты, их предоставляют все иностранные субъекты и международные организации на конкурсной основе в целях осуществления инвестиционных проектов или каких-либо реформ;

9. договора о предоставлении государственных гарантий в иностранной валюте;

10.договора о реструктуризации внешнего долга

            11. текущий и капитальный государственный долг.

Капитальный государственный долг – общая сумма задолженности по всем непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным процентам.

Текущий государственный долг –  это сумма расходов государства  на обслуживание и погашение долговых обязательств, предусмотренная  в  бюджете на очередной финансовый год, то есть это сумма расходов государства  по всем долговым обязательствам, по которым  уже наступил срок погашения.

Государственный долг полностью и  без условий обеспечивается всем имуществом, находящимся в государственной  собственности.

РФ не несет ответственности  по долгам субъектов, муниципалитетов  и наоборот, за исключение гарантированных.

Весь долг делиться на: - безусловный (явный) – это все кредиты и  займы реально полученные; - условный (неявный) – гарантии.

Управление государственным  кредитом (долгом).

В широком смысле - это одно из направлений  финансовой политики государства, связанное  с его деятельностью в роли гаранта, кредитора, заемщика.

В узком смысле – это мероприятия  по

1. подготовке к выпуску и размещению  долговых обязательств;

2. обслуживанию и погашению долговых  обязательств;

3. предоставлению кредитов и  гарантий;

4. регулирование финансового рынка  (рынка ценных бумаг).

Задачи управления:

1. минимизация стоимости долга  для заемщика;

2. целевое и эффективное использование  привлеченных средств;

3. обеспечение  своевременного  возврата основного долга и  процентов по нему;

4. организация финансового контроля  в области кредитной деятельности;

5. регулирование курса долговых  обязательств;

6. отслеживать структуру долга  по срокам и процентам, недопущение  чрезмерной эмиссии долговых  обязательств (например, в начале 1998 года били выпущены краткосрочные облигации, 90% которых сроком погашения 3-6 месяцев, что привело к дефолту);

7. регулирование споров и конфликтов, возникающих в период финансовых  проблем государства.

Управление государственного долга  занимается Правительство, а эмиссию  ценных бумаг от имени РФ осуществляет Министерство финансов РФ. Агентом  по управлению внутренним долгом является Центробанк РФ, внешним долгом –  Внешэкономбанк.

В РФ существует единая система учета  и регистрации государственных  заимствований. Для этого министерство финансов ведет государственные  книги внешнего и внутреннего  долга. Аналогичная система учета  на нижестоящих уровнях.

В управлении долгом применяется механизм лимитирования долга, то есть ограничение (предельные) показатели заимствований, гарантий, выданных кредитов и т.д.

Методы управления долгом:

    1. рефинансирование – это эмиссия новых займов с целью погашения ранее выпущенных, применяется при недостаточности ресурсов;
    2. консолидация – это по соглашению сторон изменение сроков ранее выпущенных займов;
    3. конверсия – это по соглашению сторон изменение размера доходности процентной ставки;
    4. новация – по соглашению сторон прекращение одних обязательств и замена их другими обязательствами, предусматривающих другой предмет заимствования и способ исполнения;
    5. пролонгация – это по соглашению сторон отсрочка погашения долговых обязательств;
    6. аннулирование – это полный отказ от долговых обязательств;
    7. реструктуризация – это основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих внешний долг с заменой их другими долговыми обязательствами, предусматривающие другие условия погашения, может быть проведено с частичным списание долга.

Целью любых методов является снижение долговой нагрузки на экономику.

Основные индикаторы и показатели государственной задолженности

  1. доля кредитного финансирования = сумма нетто задолженности / ВВП;
  2. доля долга в ВВП = сумма всех долгов (объем капитального долга) / ВВП;
  3. коэффициент обслуживания долга = сумма всех расходов на обслуживание и погашение долга в текущем году / ВВП;
  4. структура долга = % платежи / величина совокупного долга;
  5. абсолютный показатель – общий объем долговых обязательств.

 

Государство – кредитор.

До 90-х годов бюджетные кредиты  распространены не были, вместо них  применялось субсидирование и дотирование.

С начала 90-х годов деятельность государства в реальном секторе  минимизируется, но усиливается активность РФ как кредитора.

В качестве заемщиков у государства (федеральный бюджет) могут выступать:

1. бюджетные учреждения, т.к. не  имеют права брать в кредит  в банках и у других субъектов;

2. государственные и муниципальные  унитарные предприятия по программам  и в пределах лимитов (контроль  со стороны органов власти  за целевым использованием кредита,  получатели отчитываются за использование);

3. юридические лица, не являющиеся 1. или 2. на конкурсной или строго  целевой основе (требуется 100% обеспечение  ликвидным имуществом, отсутствие  задолженности по платежам в  бюджет и ранее полученным  кредитам, под инвестиционные проекты);

4. органы исполнительной власти  нижестоящие уровнем (до 2005 года  применялись бюджетные ссуды,  были беспроцентными или процентными  на срок до 6 месяцев, привлекались  для покрытия краткосрочного  дефицита – кассового разрыва), но законодательством не регулировались  нормы предоставления ссуд. С  2005 года отказались от бюджетных  ссуд и перешли к бюджетному кредиту, они только процентные на срок о 1 года).

Способы обеспечения бюджетных  кредитов: гарантии, залог имущества, залог финансовых активов.

Контроль за бюджетным кредитование осуществляется со стороны Министерства финансов и федерального казначейства. В случае выявления нецелевого использования применяется досрочный возврат и взыскание процентов.

По целям заимствования займы  территорий делятся на 3 группы:

1. инвестиционные займы – развитие  инфраструктуры, финансирование жилищного  строительства, социально-экономических  проектов;

Информация о работе Понятие и сущность государственного кредита