Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:41, реферат
Государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Существует много причин недостаточно эффективного использования инструмента государственного кредита для решения задач экономического развития страны. К ним относятся: сложность и многообразие отношений государственного кредита, их тесная взаимосвязь с различными факторами экономического, политического и социального характера.
Введение. 2
Глава I. Понятие и сущность государственного кредита. 3
Глава II. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга. 15
Заключение. 28
Список литературы. 29
• аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение доходности займов, а под консолидацией — изменение сроков погашения займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Под унификацией займов подразумевается обмен облигаций нескольких ранее выпущенных займов на облигации нового займа. При этом уменьшается количество видов ценных бумаг, что упрощает управление долгом и сокращает управленческие расходы.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на новые. При этом совокупный номинал нового выпуска меньше совокупного номинала предыдущего выпуска.
Пол отсрочкой погашения займа понимается перенос даты погашения на более поздний срок.
Под аннулированием государственного долга подразумевается отказ от погашения ранее выпушенных обязательств.
Первые четыре метода применяются, как правило, для управления внутренним долгом, последние два метода — для управления внешним долгом.
При размещении займов основным вопросом является определение условий эмиссии, в том числе уровня доходности ценных бумаг, срок их обращения, способ выплаты доходов. При этом необходимо учитывать реальную конъюнктуру на финансовых рынках.
Успех размещения и эффективности новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены: экономическое положение, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы. Выпуск и размещение государственных займов возлагаются на министерство финансов и центральный банк. Изготовлением, хранением и рассылкой облигаций государственных займов занимается министерство финансов, непосредственной реализацией ценных бумаг — центральный банк.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов (уровень процента, валюта предоставления погашения займа, другие условия) фиксируются в специальных соглашениях.
Инструменты государственной задолженности разнообразны: ГКО (государственные краткосрочные облигации); ОФЗ (облигации федерального займа); облигации федерального сберегательного займа; облигации внутреннего валютного займа и т.д.
Все заимствования
Предельные объемы займов регулируются БК РФ.
Государство-гарант.
- это косвенная форма
Срок гарантии равен сроку обязательства перед третьим лицом, объем гарантии входит в состав государственного долга, но гарантии относятся к условным долговым обязательствам (неявным).
Государственные гарантии служат средством
стимулирования инвестиционной активности,
расширяют возможности
Государственные гарантии бывают:
БК РФ регулирует предельный объем выданных гарантий. Гарантии как и кредит предусматриваются программами, утверждаемыми вместе с законом о бюджете.
Государственный долг.
В результате заемной деятельности
и деятельности по выдаче гарантий
образуется государственный и
Государственный долг РФ – это совокупность долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами и другими экономическими агентами (банки, правительства иностранных государств).
Государственный долг может выступать в следующих формах:
9. договора о предоставлении государственных гарантий в иностранной валюте;
10.договора о реструктуризации внешнего долга
11. текущий и капитальный государственный долг.
Капитальный государственный долг – общая сумма задолженности по всем непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным процентам.
Текущий государственный долг – это сумма расходов государства на обслуживание и погашение долговых обязательств, предусмотренная в бюджете на очередной финансовый год, то есть это сумма расходов государства по всем долговым обязательствам, по которым уже наступил срок погашения.
Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, находящимся в государственной собственности.
РФ не несет ответственности по долгам субъектов, муниципалитетов и наоборот, за исключение гарантированных.
Весь долг делиться на: - безусловный (явный) – это все кредиты и займы реально полученные; - условный (неявный) – гарантии.
Управление государственным кредитом (долгом).
В широком смысле - это одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в роли гаранта, кредитора, заемщика.
В узком смысле – это мероприятия по
1. подготовке к выпуску и
2. обслуживанию и погашению
3. предоставлению кредитов и гарантий;
4. регулирование финансового
Задачи управления:
1. минимизация стоимости долга для заемщика;
2. целевое и эффективное
3. обеспечение своевременного возврата основного долга и процентов по нему;
4. организация финансового
5. регулирование курса долговых обязательств;
6. отслеживать структуру долга
по срокам и процентам,
7. регулирование споров и
Управление государственного долга занимается Правительство, а эмиссию ценных бумаг от имени РФ осуществляет Министерство финансов РФ. Агентом по управлению внутренним долгом является Центробанк РФ, внешним долгом – Внешэкономбанк.
В РФ существует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Для этого министерство финансов ведет государственные книги внешнего и внутреннего долга. Аналогичная система учета на нижестоящих уровнях.
В управлении долгом применяется механизм лимитирования долга, то есть ограничение (предельные) показатели заимствований, гарантий, выданных кредитов и т.д.
Методы управления долгом:
Целью любых методов является снижение долговой нагрузки на экономику.
Основные индикаторы и показатели государственной задолженности
Государство – кредитор.
До 90-х годов бюджетные кредиты распространены не были, вместо них применялось субсидирование и дотирование.
С начала 90-х годов деятельность государства в реальном секторе минимизируется, но усиливается активность РФ как кредитора.
В качестве заемщиков у государства (федеральный бюджет) могут выступать:
1. бюджетные учреждения, т.к. не имеют права брать в кредит в банках и у других субъектов;
2. государственные и
3. юридические лица, не являющиеся 1. или 2. на конкурсной или строго целевой основе (требуется 100% обеспечение ликвидным имуществом, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и ранее полученным кредитам, под инвестиционные проекты);
4. органы исполнительной власти
нижестоящие уровнем (до 2005 года
применялись бюджетные ссуды,
были беспроцентными или
Способы обеспечения бюджетных кредитов: гарантии, залог имущества, залог финансовых активов.
Контроль за бюджетным кредитование осуществляется со стороны Министерства финансов и федерального казначейства. В случае выявления нецелевого использования применяется досрочный возврат и взыскание процентов.
По целям заимствования займы территорий делятся на 3 группы:
1. инвестиционные займы –
Информация о работе Понятие и сущность государственного кредита