Понятие и сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Существует много причин недостаточно эффективного использования инструмента государственного кредита для решения задач экономического развития страны. К ним относятся: сложность и многообразие отношений государственного кредита, их тесная взаимосвязь с различными факторами экономического, политического и социального характера.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Понятие и сущность государственного кредита. 3
Глава II. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга. 15
Заключение. 28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовому праву..docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

2. социальные займы – экологические  программы;

3. бюджетные займы – для финансирования  текущих расходов.

 

Внешние кредиты.

Получатели: иностранные государства, страны СНГ, юридические лица, международные  финансовые организации.

Эти кредиты формирую долг иностранных  государств перед РФ. Выданные кредиты  входят в состав внешних активов  РФ. Все кредиты предоставляются  в рамках программ, с указание цели, получателей и общего объема кредитования.

Договора о предоставлении внешних  кредитов утверждаются федеральным  собранием РФ в форме закона (если сумма превышает эквивалентную 10 млн. долларов). В иных случаях утверждается программа внешнего кредитования, как  приложение к федеральному бюджету.

Долг может быть реструктуризирован или списан в соответствии с договором, который ратифицируется ГД РФ за исключением  тех договоров, которые регулируются условиями в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и клубах-кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правовое регулирование государственного кредита 
и государственного долга.

 

 

 

Отношения, связанные с функционированием  государственного кредита и государственного долга, нуждаются в государственном  регулировании.

Важнейшими нормативными актами, регламентирующими  их, являются:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
  • Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;
  • Налоговый Кодекс РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ;
  • ФЗ № 115 от 5.08.1996 г. «О бюджетной классификации РФ»;
  • ФЗ № 136 от 15.07.1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • Постановлением Правительства РФ от 4 Марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом РФ»;
  • Постановление правительства от 27.09.1994 № 1107 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами»;
  • Постановление правительства от 23.06. 2000 г. № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов»;
  • и др., включая федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах на очередной год, актами Банка России и Внешэкономбанка;

 

Основополагающим документом, безусловно, является Бюджетный Кодекс РФ по которому государственным долгом РФ являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

По уровням бюджетной системы  различают: государственные долг РФ, субъекта РФ и муниципальный долг.

Долговые обязательства РФ могут  существовать в форме:

·  кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

·  государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

·  договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

·  договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

·  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. 

 

Долговые обязательства РФ могут  быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет). Они погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

·  основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

·  объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

·  объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ. 

 

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;

·  объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.  

 

Государственный долг субъекта РФ включает совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

Он полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:

·  кредитных соглашений и договоров;

·  государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

·  договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

·  договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

·  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. 

 

В объем государственного долга  субъектов РФ включаются:

·  основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;

·  объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

·  объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ. 

 

Муниципальный долг представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования могут  существовать в форме:

·  кредитных соглашений и договоров;

·  займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

·  договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

·  договоров о предоставлении муниципальных гарантий. 

 

В объем муниципального долга включаются:

·  основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

·  объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

·  объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

·  объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием. 

 

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 10 лет. 

 

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образований – уполномоченным органом местного самоуправления.

РФ не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ.

Субъекты РФ и муниципальные  образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные  обязательства не были гарантированы  ими, а также по долговым обязательствам РФ. 

 

Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ (Правительству или другому федеральному органу).

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ, либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исполнительной власти, от имени субъекта РФ – единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ, от имени муниципального образования – уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.  

 

Под реструктуризацией  долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.  

 

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних  заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 

 

Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием, в том числе, предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга  субъекта РФ или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете  соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета  соответствующего уровня. 

 

Мероприятия, намеченные в отношении  внутренних и внешних заимствований, отражаются в соответствующей программе.

Программа государственных  внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

Информация о работе Понятие и сущность государственного кредита