Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:39, доклад
Финансы как экономическая категория возникла давно. Основанием послужило развитие товарно-денежных отношений и появление государства с самостоятельным выполнением его функций.
Финансы базируются на товарно-денежных отношениях, но не являются деньгами.
Финансовые отношения – это экономические отношения, которые базируются на денежных отношениях и обуславливаются образованием, распределением и использованием фондов денежных ресурсов (централизованных и децентрализованных).
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Минфин РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их отчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Стимулирующая функция финансов. Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целевых отраслей в нужном обществу направлении. Финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя ими, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то можно назвать следующие:
Можно привести и другие примеры выполнения финансами стимулирующей роли. Однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказывать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование одного или одновременно нескольких перечисленных рычагов.
Финансовый механизм и его элементы.
Финансовая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области финансов и кредита, финансово-кредитный механизм, а также управление финансово-кредитной системой страны.
Основу финансовой политики государства
составляют стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу
Главными целями социально-экономической политики РФ на период до 2000 года являлись:
Намеченные государством стратегические направления основываются на оценке факторов стабилизации экономической ситуации и задачах перехода к устойчивому росту. Ожидается, что позитивные процессы будут закреплены за счет реализации мер государственной политики, направленных на комплексное проведение экономических и социальных реформ. Финансовая политика будет ориентирована на финансовую стабилизацию и обеспечение устойчивости на российских финансовых рынках, поддержание стабильности национальной валюты, изменение инвестиционного климата в экономике.
Необходимым условием роста национальной экономики является проведение эффективной налоговой политики. Для этого с 1999 года должен быть введен в действие Налоговый кодекс. Намеченная налоговая реформа призвана упростить всю систему сборов и обязательных платежей и существенно повысить собираемость налогов.
К важным целям налоговой политики относятся также укрепление финансовой и платежной дисциплины, преодоление бюджетного кризиса, последовательное снижение уровня инфляции, проведения реформирования предприятий.
Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение финансово-кредитного механизма, адекватно сложившимся условиям социально-экономического развития.
Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством. Однако раскрыть сущность финансово-кредитного механизма довольно сложно, поскольку закономерности управления финансами исследованы еще недостаточно. Причина такого положения состоит в недооценке основных достижений теории управления производством, которая дает методологию подхода к решению актуальных для всего народного хозяйства проблем усиления воздействия финансов и кредита не производство.
Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления – это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.
Планирование. Планирование – это научное предвидение хода развития и определения путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является органической составной частью планирования страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов. Финансовое планирование в управлении финансами играет ведущую и направляющую роль и осуществляется на основе планов, отражающих формы и методы распределения финансовых и кредитных ресурсов в отдельных звеньях финансово-кредитной системы.
Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России, в котором сосредоточена большая часть финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства для реализации его финансовой политики. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, финансовыми планами организаций имущественного и личного страхования, кредитными планами. При этом планирование показателей финансовых и кредитных планов посредством регулирования условий налогообложения существенно зависит от показателей госбюджета, поэтому бюджетное планирование занимает центральное место в финансовом планировании.
Процесс управления финансами предприятий и хозяйственных организаций – другого важного звена единой финансово-кредитной системы – начинается с составления каждым предприятием финансового плана, входящего заключительным разделом в бизнес-план, в котором отражаются в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты производственной и прочих видов хозяйственной деятельности. Финансовые планы предусматривают на планируемый период формирование и расходование фондов денежных средств, тем самым предопределяется весь процесс управлениями финансами.
Управление страховыми, кредитными и другими звеньями финансово-кредитной системы также осуществляется согласно финансовым планам. При этом в каждом звене финансовой системы планирование выступает ведущей функцией управления.
Организация. Эта функция управления финансами выражается, прежде всего, в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле данная функция предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных банковских услуг, совершенствование банковских расчетов и т.д. результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.
Координация. В области управления финансами координация означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами предприятий координация проявляется в современном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предложений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также ликвидации временных финансовых затруднений.
Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за предприятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.
Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.
В современных экономических
Общество заинтересовано в развитии производства и успешном претворении на этой основе финансовой политики государства в области финансирования жилищного строительства, социального обеспечения, повышения уровня образования и культуры. Эти общественные интересы удовлетворяются посредством отчисления части финансовых ресурсов предприятия в государственный бюджет. С этой же целью в госбюджет перечисляется часть доходов граждан в форме налогов с населения.
В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям АО, установлении справедливой системы налогообложения, соблюдении экономически целесообразных пропорций в распределении чистой прибыли предприятий на накопление и потребление.
Стимулирование означает и определенную материальную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации материальной ответственности на практике различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.
Конкретной формой материальной ответственности на предприятии могут быть пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погашении банковских ссуд, неплатежах в бюджет. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К руководителям предприятий система штрафов применяется в случае нарушения хозяйственного законодательства. К отдельным работникам предприятия и хозяйственных организаций применяются штрафы, лишение премий, увольнение с работы при нарушении трудовой дисциплины.
Контроль как функция управления в сфере финансовых отношений основан на общих принципах системы государственного контроля.
Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система государства охватывает все виды фондов денежных средств, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.
Контроль за финансами негосударственного сектора экономики направлен на выполнение денежных обязательств перед государством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдением законности и целесообразности в расходовании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных государством правил ведения денежных расчетов, учета и отчетности.
Социально-экономические
Дальнейшее развитие финансового контроля и его роли в управлении экономикой во многом зависит от создания новой законодательной базы, обеспечивающей его проведения современными методами и на новом качественном уровне.
Информация о работе Понятия финансов. Финансовые отношения, их функции