Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:39, доклад
Финансы как экономическая категория возникла давно. Основанием послужило развитие товарно-денежных отношений и появление государства с самостоятельным выполнением его функций.
Финансы базируются на товарно-денежных отношениях, но не являются деньгами.
Финансовые отношения – это экономические отношения, которые базируются на денежных отношениях и обуславливаются образованием, распределением и использованием фондов денежных ресурсов (централизованных и децентрализованных).
Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделено широкими полномочиями в сфере экономики, сферах бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительство издает постановления, имеющие нормативный характер. Им утверждены положения «О Министерстве финансов», «О Казначействе».
Основным органом государственного финансового контроля со стороны Правительства является Министерство финансов, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Важнейшими задачами Министерства финансов являются: разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования» финансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Кроме того, одной из задач Министерства финансов является разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения.
Исходя из указанных задач. Министерство финансов участвует в работе по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет; организует работу по составлению проекта федерального бюджета Российской Федерации, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации; составляет консолидированный бюджет страны, а также проект федерального бюджета и представляет их в Правительство Российской Федерации. Министерство обеспечивает исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных внебюджетных фондов; составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета страны за истекший год и представляет их в Правительство.
Министерство финансов с участием Министерства по налогам и сборам разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, исходя из необходимости обеспечения устойчивости государственных финансов, принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения, определении ценовой политики, работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.
Совместно с Банком России Министерство финансов участвует в разработке мер по укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также в подготовке предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве. Министерство финансов осуществляет выпуск государственных внутренних займов Российской Федерации; совместно с Банком России, обслуживает государственный внутренний долг страны.
Министерство разрабатывает
Министерство финансов обеспечивает изготовление Госзнаком денежных билетов и металлических монет, ценных бумаг по образцам, утвержденным Правительством, заключает от имени Правительства соглашения с Банком России о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за кредит.
Таким образом. Министерство финансов
Российской Федерации выполняет
разнообразные функции в
Выполнение перечисленных
Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства финансов распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Так как субъекты Федерации и органы местного самоуправления имеют финансовую самостоятельность, они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов.
Из всех подразделений Министерства финансов особая роль отводится Департаменту государственного финансового контроля и аудита, который создан постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. и является преемником Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов. В соответствии с действующим законодательством Департамент проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; контролирует фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей в бюджетных учреждениях; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Схожие по своему характеру функции по осуществлению государственного финансового контроля выполняет Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации. Его система состоит из главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, и территориальных органов, которые контролируют поступление и использование бюджетных средств и федеральных бюджетных фондов на территории субъекта Российской Федерации. На Казначейство возложены обязанности сбора и анализа информации о состоянии финансов в стране, контроля совместно с Банком России состояния, государственного внутреннего и внешнего долга.
Для выполнения указанных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут осуществлять проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия; взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению; приостанавливать операции по счетам; применять к нарушителям штрафные санкции. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.
Федеральное казначейство осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Казначейства в Банке России, с которого производятся все расходы государства. Банк России выступает главным кассиром правительства.
При новом порядке исполнения бюджета
Казначейство освобождает Банк России
от функции учета средств
Органы Казначейства — юридические лица, имеющие самостоятельные сметы расходов.
Для, осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля.
Необходимость выделения органов налоговой службы в единую систему объясняется повышением роли Налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике. Главная задача налоговых органов — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты,
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту России, включает Министерство по налогам и сборам, а также государственные налоговые инспекции в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Городские и районные налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, а учреждениях и организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговый), используемые для извлечения доходов.
При не предоставлении (или отказе предоставить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения", применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятия, признаний сделок недействительными.
В обязанности должностных лиц налоговой службы входит строгое соблюдение нормативных актов, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан, сохранение в тайне сведений о вкладах граждан и организаций, коммерческой тайны. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.
С ростом числа налогоплательщиков увеличивается нагрузка на налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значительные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.
Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечения безопасности деятельности государственных налоговых инспекций 24 июня 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции».
Федеральной службой налоговой полиции России в 1999 г. было выявлено 25,5 тыс. нарушений налогового законодательства (на 37% больше, чем в 1998 г.). При этом возбуждено 16,5 тыс. уголовных дел, что в 2,7 раза выше показателя 1998 г. По итогам деятельности налоговой полиции поступления в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды составили 44,6 млрд. руб. В 2000 г. служба рассчитывает выявить до 40 тыс. налоговых преступлений и возместить ущерб от них на сумму до 80 млрд. руб.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента России была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), призванная защищать интересы страхователей и следить да соблюдением страхового законодательства всеми участниками страховых отношений, в Российской Федерации. В 1996 г. Росстрахнадзор Преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов с сохранением основных задач и функций.
Департамент страхового надзора и территориальные органы осуществляют следующие функции: выдают страховщикам лицензии на страховую деятельность; организуют проведение аттестации на право аудита страховщиков; контролируют обоснованность тарифов и обеспеченность платежеспособности страховщиков; устанавливают нормативные соотношения между активами и принятыми обязательствами страховщиков; проводят мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров страхового надзора.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России, который является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно- кредитного и валютного регулирования экономики. Банк Россия является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности.
Информация о работе Понятия финансов. Финансовые отношения, их функции