Понятия финансов. Финансовые отношения, их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:39, доклад

Описание работы

Финансы как экономическая категория возникла давно. Основанием послужило развитие товарно-денежных отношений и появление государства с самостоятельным выполнением его функций.
Финансы базируются на товарно-денежных отношениях, но не являются деньгами.
Финансовые отношения – это экономические отношения, которые базируются на денежных отношениях и обуславливаются образованием, распределением и использованием фондов денежных ресурсов (централизованных и децентрализованных).

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные функции в системе  управления финансами выступают  не изолированно, а во взаимосвязи  и взаимозависимости. Так, еще на стадии планирования в процессе составления финансовых планов устанавливается контроль за полнотой выявленных в хозяйстве резервов и эффективным использованием имеющихся средств. Одновременно деятельность предприятий стимулируется на выполнение финансовых планов, а выявленные в результате финансового контроля резервы закладываются в план.

В системе управления финансами  большое внимание уделяется развитию и совершенствованию методов  воздействия финансов и кредита  на обеспечение экономического роста. Финансовый метод можно определить как способ воздействия на финансовые и экономические отклонения в процессе принятия управленческих решений. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании фондов денежных средств, а также в процессе контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов. Финансовый рычаг представляет собой конкретный прием управленческого воздействия финансового метода.

На производство активно воздействуют как государственные финансы, так  и финансы предприятий и хозяйствующий организаций. Механизм этого воздействия проявляется в планировании, стимулировании, контроле за ходом производства. В решении задач управления финансами экономические методы управления органически связаны с социально-психологическими методами. Обоснованный выбор и рациональное сочетание методов управления необходимы для построения действенного финансового кредитного механизма.

Правильное понимание взаимодействия науки о финансах с наукой об управлении позволяет при характеристике финансово-кредитного механизма применять системный подход. Такой подход к управлению финансами предполагает разработку целей и задач, стоящих перед финансовой системой, исходя из всестороннего анализа объективных потребностей производства и перспектив финансовой политики. Системный подход в управлении финансами должен определить оптимальные для конкретного этапа развития экономики средства и способы достижения указанных целей и задач. В частности, это должно проявляться в совершенствовании структуры органов управления финансами, удешевлении содержания персонала управления, устранении дублирования в их работе, ликвидации противоречий в характере воздействия отдельных финансовых методов на рост производства.

Рассматривая финансово-кредитный  механизм с учетом требований системного подхода, следует знать, что как система управления он представляет собой не произвольный набор методов, рычагов и стимулов, не механическую их сумму, а их определенную совокупность, которая обладает новым качеством, имеет новые свойства, отличные от свойств составляющих ее элементов. Например, система финансов финансово-промышленной группы качественно отличаются от системы финансов отдельного предприятия или банка благодаря большей концентрации финансовых ресурсов, объединению целей и задач по их эффективному использованию. Новое качество системы получено не в результате простого суммирования финансовых ресурсов предприятий и банка, а путем воздействия их объединенных ресурсов на основе концентрации и специализации. Наличие системного, по терминологии общей теории системы, интегрального качества, отличного от свойств и качеств образующих элементов, является признаком финансово-кредитного механизма как системы управления.

Финансово-кредитный механизм как  система управления имеет соответствующий  состав определенных компонентов или частей, обычно называемых подсистемами. Это – система в системе более высоко порядка. Так, финансово-кредитный механизм допустимо рассматривать в качестве подсистемы управления экономикой страны. В свою очередь, финансово-кредитный механизм управления включает подсистемы различного уровня, структурно соответствующие составу финансово-кредитной системы России.

Существенной стороной системного подхода к пониманию сущности финансово-кредитного механизма является обязательное разделение системы на две части – подсистему управляющую и подсистему управляемую. Управляющая подсистема – это субъект управления финансами, или финансово-кредитный механизм. В тоже время финансы суть не только средство управления, но и объект управления, т.е. управляемая система.

Еще один аспект системного подхода  заключается в необходимости  учета внешней по отношению к  системе управления среды. Для финансово-кредитного механизма управления внешней средой будут системы управления других компонентов экономического механизма, вся совокупность товарно-денежных отношений с присущими им стоимостными категориями, экономическими методами, рычагами и стимулами. Таким образом, сложившийся в современных экономических условиях финансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Необходимое условие успешного  функционирования финансово-кредитного механизма – это формирование и выбор рациональной его структуры. В смысле организации под структурой управления понимается система органов управления.

Управление финансами осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми  органами управления. Управление финансами  в РФ прежде всего осуществляет Федеральное  Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Государственные органы общей компетенции рассматривают и утверждают федеральный бюджет России, а также законы о налогах, сборах и других финансовых платежах, в том числе определяющие финансовую политику страны, например Бюджетный и Налоговый кодексы. Они устанавливают предельный размер государственного внешнего и внутреннего долга.

Важнейшим социальным органом управления финансами страны является Минфин РФ и его структурные подразделения  на местах. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №3273 утверждено положение о Минфине РФ, согласно которому Минфин является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов власти. Положением определены основные задачи Минфина, его функции, права, порядок назначения и освобождения министра финансов, его обязанности и права. Важным для выполнения Министерством функций специального органа управления является предоставление ему права издания в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ, приказов, инструкций и иных нормативных правовых актов.

Важнейшими департаментами Минфина  РФ являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности и других отраслей народного хозяйства; департаменты охраны природы, оборонного комплекса; контрольно-ревизионное управление, имеющие территориальные органы на местах.

На общегосударственном уровне система управления финансами страны включает также следующие специальные  органы управления: Государственный  таможенный комитет РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральную  службу налоговой полиции РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг РФ, исполнительные дирекции (правления) внебюджетных фондов специального назначения. Важная роль в реализации финансовой политики страны отводится центральному банку России.

Правильно сформулированная финансовая политика и хорошо отлаженный финансово-кредитный механизм, учитывающий требования системного подхода к его построению и функционированию, представляют собой всего лишь необходимые условия для эффективного управления финансами. Для  того чтобы поставленные цели и способы их достижения составили единый процесс управления, необходим профессиональный менеджмент.

В общем виде менеджмент определяется как процесс управления, с помощью  которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. В области управления финансами менеджмент предлагает творческое выполнение функций планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Финансовый менеджмент – это процесс управления путем использования способов воздействия финансово-кредитного механизма на финансовые ресурсы в целях реализации  финансовой политики. Отдельные направления финансового менеджмента определяются объектом управления. При единстве сущности процесса управления во всех звеньях финансово-кредитной системы страны специфические формы и метод воздействия на финансовые ресурсы могут быть различны при управлении государственными финансами и кредитом, страховым и банковским делом, финансами предприятий.

Специфика решаемых задач предопределяет сложный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главное содержание труда категорий работников.

 

 

 

 

Финансовое управление

 

Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Управление финансами  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации функции  государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату. Банк России, Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление и их подразделения в субъектах Российской Федерации), Министерство по налогам и сборам; Федеральную службу по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Формы и порядок осуществления  государственного финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными актами бюджетного законодательства и нормативно-правовыми актами Российской Федераций, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Переход в государственном устройстве нашего общества к принципу разделения властей вызвал необходимость создания органов независимого государственного бюджетно-финансового контроля с широкими полномочиями. В этих целях в январе 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата занимает особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти. Это независимый от Правительства постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы и ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, расходуют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными органами, В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Счетная палата, осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложении, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата обязана также контролировать поступление в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, состояние  российского государственного внутреннего  и Внешнего долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

По результатам проведенных  ревизий и проверок Счетная палата направляет Правительству, руководителям органов государственной власти и проверяемых организаций обязательные для исполнения представления и предписания по устранению выявленных нарушении, совершенствованию организации бюджетного финансирования, возмещению в доход федерального бюджета установленных контрольными мероприятиями сумм. В случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные: органы. Если предписания не исполняются. Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти» так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы-Результаты деятельности Счетной палаты, согласно закону, должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента Российской Федерации осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Банка России.

Президент Российской Федерации, осуществляя  функции общего контроля, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие, органов государственной власти. С этой целью Указом Президента от 24 мая 1994 г. в Администрации Президента было создано Главное контрольное; управление с непосредственным подчинением Президенту. Его функциями являются: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Информация о работе Понятия финансов. Финансовые отношения, их функции