Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:12, дипломная работа
Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.
Залог. Несмотря на то, что залог является одной из наиболее популярных форм обеспечения кредитных обязательств, механизм реализации залога представляет собой достаточно сложный и неудобный процесс. По действующему Гражданскому кодексу регистрация залога движимого имущества (в том числе автомобиля) не предусмотрена. Это означает, что, отдав автомобиль в залог банку, недобросовестный заемщик может, при некоторой изворотливости, продать или повторно его заложить. К сожалению, возврата к ранее действующей системе регистрации залога автотранспортных средств в ближайшем будущем не ожидается.
Банк также столкнется с рядом сложностей на стадии обращения взыскания и реализации предмета залога. Реализация заложенного имущества должна осуществляться на публичных торгах (ст. 349 и 350 ГК РФ). Реализация предмета залога на комиссионных началах, к сожалению, не предусмотрена действующим Гражданским кодексом. Стоимость организации взыскания заложенного имущества, таким образом, может быть сравнима со стоимостью самого имущества. И даже такое эффективное средство обеспечения обязательств, как залог, на практике оказывается для кредитора не столь удобным.
Охарактеризуем проблемы, возникающие в потребительском кредитовании с точки зрения заемщика.
Переложение рисков. На данном этапе проблему собственных юридических рисков банки решили довольно просто: они переложили свои риски на потребителей за счет повышенных процентов за пользование кредитом. Чем выше риски - тем выше кредитные ставки. Однако в ближайшем будущем мы ожидаем ужесточения борьбы за потребителя, что будет требовать от банков понижения кредитных ставок.
Информирование заемщика. Нередко банки прибегают к сложной системе расчетов процентов, из которой заемщик не может вычислить реальную стоимость кредита. Впоследствии оказывается, что кредит оказался намного дороже, чем предполагал заемщик.
Некачественный товар. Товар, приобретенный в кредит, оказался некачественным. Возврат или обмен такого товара регулируется Законом «О защите прав потребителя». А что делать с кредитом? Кредитные договоры далеко не всегда содержат ответ на этот вопрос.
Договорные условия для заемщика. Договор потребительского кредита - это договор присоединения. Банк использует разработанные им формы, в которых заемщику отведена сравнительно невыгодная роль. Банку выгодно получать проценты и невыгодна излишняя свобода заемщика. Поэтому заемщик оказывается лишенным возможности досрочно погасить кредит или потребовать расторжения кредитного договора.
Таким образом, после проведенного анализа становится понятно, что в области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных юридических проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.
Однако практика российских банков в этой сфере финансовых услуг вселяет определенную надежду на то, что эти проблемы носят временный характер и найдут свое разрешение в недалеком будущем. Как уже было отмечено, ведется законодательная работа по созданию необходимой нормативной базы - закона «О потребительском кредитовании» и закона «О бюро кредитных историй». Усилия по совершенствованию нормативной базы в области потребительского кредита предпринимает также Центральный банк.
Темпы роста объемов потребительского кредита в России позволяют говорить о росте доверия населения к кредитным продуктам. Позитивный опыт накапливается и самими банками. Можно надеяться, что указанные факторы в ближайшие годы приведут к созданию в России стабильного рынка потребительского кредита.
Охарактеризуем основные проблемы потребительского кредитования, возникающие в деятельности ООО КБ «Кольцо Урала».
Проблемы организации операций кредитования в дополнительных офисах:
Система обучения.
Проблемы контроля рисков.
Предложения по оптимизации потребительского кредитования в ООО КБ «Кольцо Урала».
Изменить порядок установления лимита риска кредитования.
Помимо требования по установлению лимита риска разрешить предоставлять «Корпоративные кредиты» работникам предприятий – клиентов банка на срок до 5 лет без установления лимита риска на следующих условия: сумма каждого кредита – не более 25 000 долларов США (или рублевого эквивалента этой суммы); кредиты в сумме свыше 25 000 долларов США (или рублевого эквивалента этой суммы) предоставлять с обязательным оформлением залога имущества.
При этом предоставление «Корпоративных кредитов» на изложенных выше условиях возможно в случае, если остаток ссудной задолженности по «Корпоративному кредиту» перед банком с учетом сумм кредитов, планируемых к выдаче, не превышает совокупный среднемесячный кредитовый оборот по счетам юридического лица в банке за три месяца, предшествующих дате принятия решения.
Изменить порядок определения оценочной стоимости закладываемого имущества.
Оценочную стоимость недвижимого имущества, транспортных средств и другого имущества определять на основании:
При подготовке кредитным работником заключения целесообразно использовать отчеты об оценке стоимости, выполненные в отношении аналогичного имущества независимыми оценщиками, имеющими лицензию на оценочную деятельность. В случае отсутствия таковых отчетов для подготовки кредитным работником заключения об оценочной стоимости залогового имущества необходимо использовать справки торгующих организаций о ценах на аналогичное имущество, информацию предприятий-изготовителей и сведений об уровне цен, опубликованные в СМИ, аналитические обзоры специализированных компаний и прочую достоверную информацию.
На основании вышеизложенного, для оптимизации кредитного процесса и сокращения сроков рассмотрения кредитных заявок в ООО КБ «Кольцо Урала», а также для усиления конкурентоспособности на рынке кредитования физических лиц, автор предлагает разработать и ввести в действие скоринговую систему кредитования физических лиц.
В заявлении-анкете на получение кредита помимо стандартной информации о заемщике: паспортные данные (адрес фактического места жительства при несовпадении его с адресом регистрации), образование, место работы (сфера деятельности организации, адрес организации), должность (направление деятельности в организации), среднемесячный доход, контактная информация, целесообразно предусмотреть следующую информацию.
Для увеличения шансов заемщика на получение кредита или более высокой суммы кредита возможно предоставление документов, подтверждающих данные, указанные в анкете.
Именно эти данные позволят провести подробный анализ и выявить реальный уровень финансового состояния заемщика и членом его семьи, что особенно актуально в настоящее время, когда некоторые работодатели (в целях минимизации своих расходов по налоговым отчислениям) выдают зарплату по «неофициальным схемам».
В целях минимизации рисков экспресс – кредитования с использованием скоринговой системы целесообразно осуществлять кредитование под залог приобретаемого за счет кредитных средств товаров и услуг и под поручительство супруга (супруги) заемщика. Высокие риски банка необходимо компенсировать более высокими (по сравнению с другими кредитными продуктами), процентными ставками, которые целесообразно включать в комиссионное вознаграждение. Сумма кредита должна определяться на основе платежеспособности заемщика, но с учетом значительных понижающих коэффициентов, по сравнению с коэффициентами, применяемыми при расчете платежеспособности заемщика при «традиционном» кредитовании на цели личного потребления.
Проведенный анализ деятельности ведущих банков, действующих на рынке потребительского кредитования, позволяет выделить ряд особенностей, наиболее характерных для проводимых ими маркетинговых акций:
Весь спектр реализуемых маркетинговых акций можно условно подразделить на несколько основных направлений:
Безусловно, что коммерческие банки при проведении маркетинговых акций фактически преследуют одну цель - привлечь как можно большее количество клиентов, укрепив таким образом свои позиции на быстрорастущем и перспективном сегменте рынка. Потенциальные или действительные клиенты банков, воспользовавшиеся их услугами во время осуществления специальных акций, действительно имеют реальную возможность сэкономить - получить более выгодные условия по кредиту, выиграть приз и пр. Также маркетинговые акции зачастую выполняют и стимулирующую функцию, подталкивая заемщиков взять кредит на большую сумму, воспользоваться услугами банка именно сейчас - в период проведения акции, хотя особых потребностей в кредите на данный момент нет [26;С.36].