Предпосылки формирования и становления органов казначейства в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления и развития системы Федерального казначейства.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть процесс становления казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА В РОССИИ
1.1. История возникновения казначейской системы в России
1.2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в Российской Федерации
1.3. Становление системы органов Федерального казначейства
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
2.1. Организация работы органов Федерального казначейства
2.2 Федеральное казначейство на современном этапе
2.3. Перспективы развития органов Федерального казначейства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА В РОССИИ

1.1. История возникновения  казначейской системы в России

1.2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в Российской Федерации

1.3. Становление системы органов Федерального казначейства

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ  ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

2.1. Организация работы органов Федерального казначейства  

2.2 Федеральное казначейство на современном этапе

2.3. Перспективы развития органов Федерального казначейства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия располагает огромными  богатствами. Национальное богатство  государства требует не только организации  и осуществления работы по его  приращению, но и правильного его  использования, сохранности и хорошо организованного управления и контроля.

С давних времен функция  исполнения бюджета государства  являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия  на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое  значение по мере перехода экономики  страны к рыночным отношениям.

Современные экономические  словари определяют Федеральное  казначейство РФ как систему федеральных  органов, главными задачами которой  являются:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета;
  • управление доходами и расходами федерального бюджета. [10]

Более подробное определение  звучит следующим образом: «Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета». [6]

Таким образом, основной задачей  Федерального казначейства и главной  целью его создания является организация  исполнения и исполнение бюджетов. В разделе VIII, главы 24, статьей 215 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определенно  казначейское исполнение бюджетов.

«В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами  всех распорядителей и получателей  бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению бюджетных  учреждений». [1]

Деятельность Федерального казначейства основывается на исполнении принципов Бюджетной системы  Российской Федерации (Гл.5, ст. 29 БК РФ) 

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Как свидетельствует международная  практика в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития и  имеющих самое различное политическое устройство (США - федеративная республика, Швейцария - кантональная республика, Швеция - конституционная монархия и т.д.) исполнение бюджета целесообразно  осуществлять через органы казначейства. Поэтому было принято решение о создании новой казначейской системы исполнения бюджета в России.

Сегодня становление Федерального казначейства является одной из приоритетных задач в области бюджета и  финансов в рамках программ Правительства  Российской Федерации по развитию реформ и стабилизации российской экономики. На создание казначейства возлагаются  большие надежды по упорядочению денежных потоков между бюджетами, обеспечение своевременности и  правильности зачисления платежей в  бюджеты различных уровней, контролю за государственными средствами, а также более гибкому маневрированию государственными ресурсами.

Развитие казначейской системы  исполнения федерального бюджета сопровождается фактическим разграничением и передачей  функций и объемов работ, ранее  выполняемых территориальными органами Центрального банка, Госналогслужбы Российской Федерации, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая эти органы для решения других, более свойственных им задач.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления  и развития системы Федерального казначейства.

В соответствии с этой целью  были поставлены и решены следующие  задачи: рассмотреть процесс становления  казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру  и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА В РОССИИ

 

1.1. История возникновения  казначейской системы в России

 

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории  управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться  на несколько столетий назад в  период рождения системы государственных  финансов и казначейской системы. История  создания казначейства естественным образом  совпадает с началом процесса образования Русского централизованного  государства. В средние века в  период правления на Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению.

Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Счетный. Приказы-службы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление. В 1512 году создается Казенный Приказ (Двор). А в 1558 году было образовано первое государственное экономическое учреждение – Казна, появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Вместе с тем, системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны  регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Первым известным общегосударственным  бюджетом явилась роспись доходов  и расходов за 1679 – 1680 годы на сумму 1220,4 тыс. рублей. В 1710 году в период плавления  Петра I была создана Счетная или  Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

Постепенно происходит становление  казначейства как органа, осуществляющего  сбор и хранение денежной казны, а  также исполнение росписи государственных  доходов и расходов на местах (уездные  казначейства). В 1780 году в Москве и  Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении  которых находились все текущие  расходы за исключением "военных, флотских и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1 департаменте Сената. В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти.

Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось  с некоторыми изменениями до наших  дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея. В 1802 году важнейшим преобразованием  Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам  Финансов, Коммерции и Государственному казначею. В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству.

В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия. Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д. С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году - уже во всех 727 казначействах на местах). [7]

Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы.

Завершился этот процесс  в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать. Однако, с  распадом Советского Союза и реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались  в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета  уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали  возникать постоянные задержки в  зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло.

Министерство финансов России в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила  функции Правительства РФ и Центрального банка России. Более того, законом  о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового  исполнения бюджета.

Указанные обстоятельства привели  к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам. Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. [16]

С этого момента началось возрождение казначейской системы  в России.

 

 

1.2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в Российской Федерации

 

Динамическое и устойчивое развитие общества невозможно без активного  участия государства в экономических  процессах, которое реализуется прежде всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат, сформулированный Кейнсом и его последователями, остается реальностью в экономике индустриально развитых стран, хотя в 80-е годы многие западные политики старались скрыть это с помощью модной тогда неконсервативной идеологической оболочки.

О масштабе влияния финансово-бюджетной  политики государства на экономику  говорит тот факт, что если до начала 30-х годов доля государственных  расходов в ВВП в развитых капиталистических  странах не превышала 10%, то в настоящее  время в странах ОЭСР в среднем  этот показатель составил 35-40%. В России доля расходов государственного бюджета (консолидированного) в ВВП за 1995 г. составила 26.5 %, а за 1997г. - 23%. Таким образом, несмотря на явное уклонение государства от исполнения функций экономического агента, наблюдающееся с начала 90-х годов, бюджет в России остается важнейшим каналом перераспределения национального дохода.

В современном мире бюджет - это  не только и не сколько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Информация о работе Предпосылки формирования и становления органов казначейства в россии