Предпосылки формирования и становления органов казначейства в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления и развития системы Федерального казначейства.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть процесс становления казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА В РОССИИ
1.1. История возникновения казначейской системы в России
1.2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в Российской Федерации
1.3. Становление системы органов Федерального казначейства
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
2.1. Организация работы органов Федерального казначейства
2.2 Федеральное казначейство на современном этапе
2.3. Перспективы развития органов Федерального казначейства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Существенным в деятельности казначейской системы исполнения федерального бюджета  представляется противодействие к  сосредоточению крупных средств  на счетах главных распорядителей средств  федерального бюджета, в коммерческих банках, что в немалой степени  способствует технической стабилизации курса национальной валюты, исключает  повторение резких его колебаний, как  это имелось место, например, в  октябре 1994 года.

В руководящих нормативных документах перед казначейством поставлена задача: в ближайшее время завершить  перевод средств федерального бюджета, учитываемых на огромном количестве разрозненно ведущихся банками  счетов по учету бюджетных средств, на лицевые счета распорядителей федерального бюджета, ведущихся казначейством и обслуживаемых, основном, учреждениями Центрального Банка Российской Федерации. Расширенное понятие казначейского исполнения федерального бюджета дается в Бюджетном кодексе, в котором регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на федеральное казначейство.

Применительно к федеральному бюджету  в настоящее время действует  в основном два счета: один (401 01) аккумулирует доходы, а с другого счета (счет 40105) производятся расходы. С завершением  казначейской системы исполнения бюджета  будет функционировать единый счет казначейства в Центральном Банке, на который будут поступать все  доходы, и с которого будет осуществляться финансирование расходов. Таким образом, создаются предпосылки для ускорения  расчетов в зависимости от поступления  доходов и размера выделенных ассигнований. Запрещается осуществление  каких-либо операций в процессе исполнения федерального бюджета, минуя систему  счетов казначейства. Права на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима принадлежит казначейству. Открытие, закрытие счетов по учету средств  федерального бюджета без разрешения казначейства не допускается.

Казначейские органы в настоящее  время активно включены в процесс  формирования доходной части федерального бюджета. Они получают от клиентов федерального казначейства копии платежных поручений  на перечисление налогов, в течение  одного операционного дня вводят их в информационную систему и  передают для контроля за соблюдением налогового законодательства в налоговые органы. При этом осуществляется детальный учет доходов в системе казначейства по разделам и параграфам бюджетной классификации и получение ежедневной информации о поступивших доходах, что позволяет своевременно регулировать денежные потоки по территориям, а, следовательно, обеспечить своевременное финансирование предусмотренных в бюджете расходов в максимально возможном объеме.

Возникшая в процессе исполнения бюджета  потребность в краткосрочном  прогнозировании объема поступления  налогов и доходов реализуется  с учетом изменений в налоговом  и бюджетном законодательстве, динамических рядов поступлений отдельных  видов налогов, темпов роста или  снижения ВВП.

Участие казначейства в указанных  процессах, с одной стороны, ориентировано  на то, чтобы максимально точно  определить объем ресурсной базы федерального бюджета, как в целом, так и по отдельным видам налогов  и территории субъектов Российской Федерации, а также сферам ответственности  фискальных органов; а с другой стороны, необходимо для того, чтобы, исходя из прогнозируемой базы, определить приоритетные в настоящий момент направления  и объемы финансирования федерального бюджета.

Одновременно с прогнозом по доходам и расходам бюджета в  рамках, установленных бюджетным  законом на текущий год, казначейством  определяется и краткосрочный прогноз  источников покрытия дефицита федерального бюджета, в основной своей части  носящих не инфляционный характер и  представляющих собой государственные  заимствования. Следует иметь в  виду, что чрезмерный рост заимствований  на внутреннем и внешнем рынке  отягощает перспективы успешного  исполнения бюджета в будущем , кроме того, в случае активного заимствования государством средств на финансовом рынке значительно ухудшается инвестиционный климат, снижаются побудительные мотивы к инвестициям, что также ухудшает перспективное состояние налогообложения.

В функции федерального казначейства входит не только зачисление доходов  федерального бюджета на единый счет федерального казначейства, но и распределение  их по бюджетам различных уровней, а  также возврат излишне уплаченных сумм.

В среднесрочной перспективе было бы целесообразным участие органов  федерального казначейства в качестве экспертов в процессе подготовки бюджетного закона на первой стадии, когда  бюджетополучатели готовят заявки о необходимых им на следующий  период объемах и направлениях финансирования.

Можно сделать однозначный вывод  о положительном вкладе органов  федерального казначейства и гармонизацию межбюджетных отношений в Российской Федерации и укрепление бюджетного федерализма на основе делегирования им функций по исполнению бюджетов в условиях четкой разделенности сфер органов федеральной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

 

 

2.2. Федеральное казначейство на современном этапе

В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета  определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. И усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.

Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями. [11]

Окончательно сформировавшаяся уже к 1995-1998 году Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства, Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфина России и подчиняется Министру финансов РФ.

Органы казначейства несут  установленную законодательством  ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России.

В своей деятельности федеральное  казначейство руководствуется "Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.)

Успешное развитие экономики  любого государства во многом зависит  от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство.

Собранная казначейством  информация позволяет правительству  оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность  казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту.

В тоже время, ведение единого  казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

Помимо деятельности по финансовому  управлению, казначейство может и  должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

Реализуемый казначейством  контроль, предшествующий кассовому  расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.

На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации не финансируемых государственных мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей, позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного финансирования.

Широкий спектр функций адекватен  роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

Эта роль может быть пассивной, - когда казначейство лишь доводит  выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть активной, - когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

2.3. Перспективы развития  органов Федерального казначейства

Реализация мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны.

Одна из 12 стратегических задач, которые поставило перед  собой ФК, связана с обеспечением прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов. Президент Российской Федерации  в одном из своих выступлений  отметил: «Свободный доступ наших граждан  к информации – это одна из самых  значимых характеристик демократического развития».

Очевидно, что источником данной информации являются органы Федерального казначейства, обрабатывающие в используемых программных системах ежедневно  десятки тысяч операций. Только УФК  по Тюменской области проводит в  ежедневном режиме обработку порядка 40 000 платежных документов.

Органы Федерального казначейства располагают возможностью преобразования накопленных колоссальных массивов данных в структурированный вид  для формирования оперативной информации о ходе исполнения и финансового состояния бюджета за каждый операционный день по каждому муниципальному поселению Российской Федерации.

С 2010 года внедрена система  ключевых показателей эффективности (КПЭ) исполнения бюджетов по доходной, расходной части. Система КПЭ  позволяет в определенном разрезе  по заданной теме получать актуальную информацию и принимать оперативные  управленческие решения как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов. В этом качестве система КПЭ подлежит применению заинтересованными пользователями.  федеральный казначейство министерство финансы

Информация о работе Предпосылки формирования и становления органов казначейства в россии