Предпосылки формирования и становления органов казначейства в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления и развития системы Федерального казначейства.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть процесс становления казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА В РОССИИ
1.1. История возникновения казначейской системы в России
1.2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в Российской Федерации
1.3. Становление системы органов Федерального казначейства
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
2.1. Организация работы органов Федерального казначейства
2.2 Федеральное казначейство на современном этапе
2.3. Перспективы развития органов Федерального казначейства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

К сожалению, Постановление очень  мало говорит о необходимой инфраструктуре движения бюджетных средств. Ясно, что  при отсутствии в России эффективной  платежной системы (Банк России разработал стратегию ее развития, и реализация ее затягивается) даже при идеальном  бюджетном планировании движение денежных средств будет происходить крайне медленно.

Другая проблема - недостаточность  инфраструктуры Банка России для  обслуживания счетов Федерального казначейства. Помимо учреждений Банка России должны быть задействованы возможности  иных кредитных учреждений, которые  должны отвечать следующим параметрам.

Во-первых, кредитное учреждение должно обладать широко разветвленной филиальной сетью с современной системой межфилиальных расчетов.

Во-вторых, современная система  расчетов предполагает наличие необходимой  телекоммуникационной и информатизированной среды, соответствующим образом оборудованных помещений, персонала, что может позволить себе очень крупный банк.

В-третьих, банк, участвующий в кассовом исполнении бюджета, должен находиться под надзором государства, и этот надзор должен быть на порядок выше, чем существующий сейчас в России. Причем желательно, чтобы государство  владело ключевым пакетом акций  такого банка.

Любое кредитное учреждение, являющееся каналом движения бюджетных средств, должно быть готово к выборочному  или постоянному мониторингу  со стороны Федерального казначейства за сроками обслуживания бюджетных  счетов, которые в соответствии с  реальностью данного региона  закрепляются в договоре Федерального казначейства с банком. Поскольку  сроки должны быть минимальными, постольку  бюджетные деньги должны рассматриваться  уполномоченным банком не как одна из составляющих ресурсной базы, а  как агентская операция к комиссионным вознаграждениям (например, 0.1 % от перечисленной  суммы).

В силу очень высоких и непредсказуемых  рисков в банковском бизнесе в  России уполномоченный банк должен согласовывать  свою активную политику с Банком России, а определенный вид операций (например, коммерческие кредиты) должны быть для  него запрещены.

В правовой базе нуждается и создаваемая  платежная система России. Однако до сих пор не ясны источники финансирования и конкретный план реализации этого  проекта, хотя без модернизации платежной  системы эффективность кассового  исполнения государственного бюджета  будет не высока.

 

 

 

 

1.3. Становление системы органов Федерального казначейства

 

Исследование исторического  аспекта казначейских органов России показывает, что на всех этапах развития российской государственности казначейские структуры в различных организационно-правовых формах выполняли ведущую роль в  учете и управлении финансово-материальными  ресурсами как всего государства, так и его отдельных административно-территориальных образований.

В октябре 1918 г. вышло постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка, где сосредоточилось не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны, вся сметно-бюджетная работа, руководство денежным обращением.

Начатые с 1985 г. экономические реформы в большей степени были направлены на изменение формы собственности основных субъектов экономики. Однако при их реализации был упущен контроль за финансовыми потоками. Налоги и другие платежи в бюджет стали проходить через коммерческие банки.

В начале 90-х годов назрела  серьезная необходимость в переходе от банковской системы к казначейской системе исполнения федерального бюджета, связанная с двумя факторами.[16]

Во-первых, банковские учреждения, преследуя коммерческие цели, не были заинтересованы в контроле за своевременным зачислением доходов на счета соответствующего бюджета и устранились от контроля за использованием средств. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив все усилия на вопросах денежно-кредитного регулирования, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки вообще не осуществляли контроль за использованием бюджетных средств.

Во-вторых, законодательное закрепление самостоятельности бюджетов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации освободило финансовые органы субъектов РФ от обязательного контроля над правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в представляемой Центральным банком информации, но также разночтениями в порядке распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов, представлении отчетности о них были нормой работы многих банков, включая Центральный банк России. Последний, в свою очередь, практически  потерял контроль над счетами  бюджетных учреждений, которые, с  его согласия, в погоне за прибылью стали переводить их в коммерческие банки.

Постановка учета бюджетных  средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Отсутствие механизмов контроля над этапами расходования бюджетных  средств дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и  практически сделало невозможным  активное участие Правительства  в ее реализации.

Поэтому возникла острая необходимость  создания органа, который совместил  бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации

Только 27 августа 1993 г. постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и  учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения  детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

За сравнительно небольшой  период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов  Федерального казначейства. Сегодня  это Федеральное казначейство и  подчиненные ему территориальные  органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам  и районам в городах.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность  казначейской системы, когда все  бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери.

Анализируя более чем  пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы  исполнения бюджетов в России, можно  обозначить ряд важнейших этапов.

Одним из первых из них является организация исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную систему  и распределение этих поступлений  по соответствующим бюджетам бюджетной  системы.

Второй этап - исполнение федерального бюджета по расходам начинался  в 1995 году с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно  в расчетно-кассовых центрах Банка  России, а при их отсутствии в  других кредитных учреждениях.

Следующим шагом в развитии казначейской системы в России был  переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

С 1999 года наступил третий этап становления казначейской системы  в России. В этот период изменился  порядок финансирования расходов, связанных  с предоставлением социальных льгот  отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

2001 год ознаменовался  началом четвертого этапа развития  казначейской системы исполнения  бюджетов, характеризующегося переходом  к новому качеству исполнения  бюджетов, основанному на методе  единого казначейского счета.  На данном этапе были предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

С 2004 года функциональное развитие системы казначейских органов тесно  взаимоувязано с проходящими  в России административной и бюджетной  реформами. [16]

На современном этапе  развития российского государства  установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов  Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами.

Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. [4]

Федеральное казначейство выступает  в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных  органов власти, которая позволяет  оценить работу органов государственного управления и получить более ясное  представление об экономических  последствиях проводимой ими бюджетной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ  ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

2.1. Организация работы органов Федерального казначейства

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом  исполнительной власти (федеральной  службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета  главными распорядителями, распорядителями  и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства финансов РФ Федеральное  казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса  бюджетными полномочиями Федерального казначейства являются проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального бюджета, контроль за соблюдением участниками  бюджетного процесса бюджетного законодательства, распределение поступающих в  бюджетную систему Российской Федерации доходов между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, составление отчетности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.

Федеральное казначейство в установленной  сфере деятельности осуществляет следующие  полномочия:

1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей  средств федерального бюджета  показатели сводной бюджетной  росписи, лимиты бюджетных обязательств  и объемы финансирования;

2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; 

4.открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; 

5. ведет сводный реестр главных  распорядителей, распорядителей и  получателей средств федерального  бюджета;

6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Информация о работе Предпосылки формирования и становления органов казначейства в россии