Принципы бюджетной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение экономического содержания бюджетной системы РФ, ее структуры и межбюджетных отношений.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть экономическое содержание бюджетной системы: ее особенности, типы в различных государствах,
• анализировать структуру бюджетной системы РФ,
• раскрыть сущность принципов бюджетной системы РФ,
• изучить современный этап совершенствования межбюджетных отношений, рассмотреть перспективы развития на 2011-2013гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и её структура в Российской Федерации…………………………………....6
1.1. Особенности типов бюджетной системы разных государств…………………………………………………………………….6
1.2. Структура бюджетной системы в современной России………9
Глава 2. Принципы бюджетной системы в Российской Федерации……...................................................................................................16
2.1. Принципы бюджетной системы и их реализация в Российской Федерации……………………………………………………………………17
2.2. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………21
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………44

Файлы: 1 файл

мой рефеееееееееерат в инет.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение……………………………………………………………….3

Глава     1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и её структура в Российской Федерации…………………………………....6

1.1. Особенности типов  бюджетной системы разных государств…………………………………………………………………….6

1.2. Структура бюджетной  системы в современной России………9

Глава 2. Принципы бюджетной системы в Российской Федерации……...................................................................................................16

2.1. Принципы бюджетной системы и их реализация в Российской Федерации……………………………………………………………………17

2.2. Проблемы развития  межбюджетных отношений в Российской  Федерации……………………………………………………………………21

Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким  образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования  государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным  органам власти выполнение возложенных  на них функций. Бюджетная система  позволяет осуществлять регулирование  экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Взаимосвязи звеньев бюджетной  системы реализуются через механизм межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения  являются взаимоотношениями между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса.

Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения  принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные  бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления  бюджетных потоков, уточняет пропорции  распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

Организация межбюджетных отношений  предполагает существование единых подходов к организации всех видов  финансовой помощи. Она должна в  максимальной степени способствовать реализации потенциала их совокупного  целенаправленного воздействия  на экономику региона. В то же время совершенствование межбюджетных отношений, разработка механизмов бюджетного выравнивания посредством оказания финансовой помощи регионам должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать укреплению и повышению заинтересованности органов местного самоуправления в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразовании в экономике региона, что в настоящее время является, несомненно, актуальной задачей.

Очевидно, что бюджетная  система нуждается в совершенствовании форм и методов планирования бюджетов разных уровней, эффективного использования бюджетных средств, межбюджетных отношений. Вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы исследования.

Целью настоящей работы является изучение экономического содержания бюджетной  системы РФ, ее структуры и межбюджетных отношений.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие  задачи:

•    рассмотреть экономическое содержание бюджетной системы: ее особенности, типы в различных государствах,

•   анализировать структуру бюджетной системы РФ,

•    раскрыть сущность принципов бюджетной системы РФ,

•   изучить современный этап совершенствования межбюджетных отношений, рассмотреть перспективы развития на 2011-2013гг.

Объектом исследования данной работы являются бюджетная система  Российской Федерации.

Предмет исследования –  экономическое содержание бюджетной  системы.

Структура и содержание данной работы определены с учетом целей  и задач исследования. Работа состоит  из введения, трёх глав, включающих в  себя два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой исследования послужили труды, посвященные бюджетной системе РФ и финансам Г.Б. Поляка, М.В. Романовского и Б.М. Сабанти, Н.И Куликова, В. В. Ковалёва, И. Н. Жука, А. В. Александрова а также Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ. Кроме этого в работе использовалась информация, опубликованная в статьях «Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008–2010 годах» от 9 марта 2007 г», официальная информация сайтов Министерства финансов, Счётной палаты, Госкомстата, органов местного и государственного управления и др

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЁ СТРУКТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Особенности типов бюджетной системы разных государств

Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние  которого может отражать как успехи, так и провалы государственной  политики. Переход к рыночным методам  управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в  том числе бюджетной системы  России.

Бюджетная система – это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных  и административно-территориальных  образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между  собой установленные законом  взаимоотношения. Различия в государственном  устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают  наличие разных видов бюджетных  систем. [7, с.  5]

По степени  распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное (единое) государство  — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов. [11, с. 58], [10, с. 189].

Например, государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов. Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих  операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты  жалованья и пенсий государственным  служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и  частным предприятиям, учреждениям  и населению, а также уплаты процентов  по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты  пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов). В Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

По такому же принципу построены  бюджетные системы и в других федеративных государствах.

При федеративном бюджетном  устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами  и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства. В США на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную систему, в Канаде — около 50, в ФРГ — более 40%.

Взаимоотношения отдельных  звеньев бюджетной системы в  федеративных государствах имеют свои особенности. Например, в США в  основном имеет место одностороннее  движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти стали "блоки" и программы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.

В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различают бюджетные системы американского и западно-европейского типа. В первых самостоятельность каждого бюджета доведена до логического завершения, так как бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными. В них полностью реализуется принцип «один налог – один бюджет». В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровней стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в социальной обеспеченности граждан на территории страны. В таких бюджетных системах (например, в ФРГ) используют методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики. [7, с. 5]

 

    1. Структура бюджетной системы в Российской Федерации

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которыми являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Структура современной бюджетной  системы РФ представлена на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная система РФ




 

 

1 уровень


Федеральный Бюджет


Бюджет федеральных внебюджетных фондов

Информация о работе Принципы бюджетной системы в Российской Федерации