Принципы бюджетной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение экономического содержания бюджетной системы РФ, ее структуры и межбюджетных отношений.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть экономическое содержание бюджетной системы: ее особенности, типы в различных государствах,
• анализировать структуру бюджетной системы РФ,
• раскрыть сущность принципов бюджетной системы РФ,
• изучить современный этап совершенствования межбюджетных отношений, рассмотреть перспективы развития на 2011-2013гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и её структура в Российской Федерации…………………………………....6
1.1. Особенности типов бюджетной системы разных государств…………………………………………………………………….6
1.2. Структура бюджетной системы в современной России………9
Глава 2. Принципы бюджетной системы в Российской Федерации……...................................................................................................16
2.1. Принципы бюджетной системы и их реализация в Российской Федерации……………………………………………………………………17
2.2. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………21
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………44

Файлы: 1 файл

мой рефеееееееееерат в инет.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)



3 уровень


2 уровень


Бюджет субъектов РФ (региональный бюджет)


Бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов



 

 

 

Местные бюджеты



 

Рис. 1. Структура бюджетной  системы РФ [11, с 60]

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджетов субъектов  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным  бюджетом и федеральными внебюджетными  фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными  фондами денежных средств, которые  образуются вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются  для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую  помощь). Целевые бюджетные фонды  являются специальными централизованными  фондами денежных средств, создаваемых  из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Например, Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов",  согласно которому определяются планы на доходы, расходы, дефицит, бюджета, внешний долг государства и др. на 2011 и в перспективе 2012, 2013 гг.

 Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характера, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Доход федерального бюджета  формируется за счет налоговых и  неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

Так, по данным Счётной Палаты в 2010 году доходы федерального бюджета составили 8305,4 млрд. рублей, в том числе налоговые поступления – 4401,9 млрд. рублей, неналоговые доходы – 3902,9 млрд. рублей, безвозмездные поступления – 277 млн. рублей, целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 208,4 млн. рублей.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д. В составе капитальных расходов бюджета формируется бюджет развития.[1], [2], [10, с 190-193], [16]

Например, объём общих  расходов федерального бюджета в 2010 году составил 10256,4 млрд. рублей, среди них расходы общегосударственные в сумме 1028,3 млрд. рублей, на национальную оборону 1278,0 млрд. рублей, на образование 409,7 млрд. рублей, межбюджетные трансферты – 3944,9 млрд. рублей и др. [13]

 Аналогично бюджеты  субъектов РФ, бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов  и местные бюджеты разрабатываются  и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов  и неналоговых поступлений. Собственные  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета.

Так, в 2010 г. доходная часть  бюджета Смоленской области составила 16297,8 млн. рублей, основную часть которых  составили налоги на прибыль 8338 млн. рублей, безвозмездные поступления 4188,2 млн. рублей, налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1900,2 млн. рублей и др. [17]

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов  используются на обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ, обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ, формирование государственной собственности,  обеспечение СМИ, выборов, оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д.

Расходная часть бюджета  Смоленской области за 2010 год составляет всего 24626,2 млн. рублей, в том числе  межбюджетные трансферты составили  около 36% всех расходов, расходы на социальную политику – 22%, национальную политику – 16%, образование – около 7%, здравоохранение, физическую культуру, спорт – 6% и  др. [17]

Доходы местного бюджета  формируются за счет собственных  и регулирующих доходов от налоговых  источников и поступлений в доход  от неналоговых источников. Собственные  доходы местных бюджетов не являются основными источниками формирования бюджета.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ из местных бюджетов финансируется содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности, формирование объектов муниципальной собственности и управление ею, развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, архивов, развитие и содержание ЖКХ и муниципального дорожного хозяйства, благоустройство территорий, переработка бытовых отходов, охрана окружающей среды, обеспечение транспорта, обслуживающего население муниципального образования, реализация целевых программ муниципального масштаба, проведение муниципальных выборов и т. д.

Среди всех доходов бюджета  города Смоленска, составляющих в 2010 году 4929,7 млн рублей, налоговые и неналоговые поступления составили 3362,9 млн. рублей, в основном за счёт налогов на прибыль 1594,7 млн. рублей, налогов на имущество 638 млн рублей, безвозмездные поступления составили 1 566,8 млн. рублей.

Расходная часть бюджета  города Смоленска за 2010 год составляет всего 5301,1 млн. рублей, расходы на национальную экономику – 1162,7 млн. рублей, ЖКХ – 1317,9 млн. рублей, образование – 1710,6 млн. рублей, здравоохранение, физическую культуру, спорт – 499,2 млн. рублей и др.[12]

Вывод:

 Бюджетная система  – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. В зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарные государства имеют бюджетную систему, состоящую из двух звеньев: государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных государств (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.)  трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Россия является федеративным государством. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Каждый субъект РФ имеет  собственный бюджет. Бюджет субъектов  Федерации и бюджет территориальных  государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных  обязательств субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

 

 

 

2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Принципы бюджетной системы и их реализация в Российской Федерации

Бюджетная система России базируется на определенных принципах, сформулированных в Бюджетном кодексе. Характеризуя их в общем, можно отметить некоторую декларативность данных принципов, недостаточную обеспеченность механизмами реализации.

Первым в БК РФ назван принцип единства бюджетной системы  РФ. Принцип единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ является одним из главных, определяющих формирование межбюджетных отношений. В ст. 30 БК РФ установлен содержанием этого принципа порядок  закрепления доходов и соответствующих  полномочий по осуществлению расходов между органами государственной  власти федерального и регионального  уровней, а также органами местного самоуправления.

Содержанием другого принципа, констатирующего самостоятельность  бюджетов, Бюджетный кодекс называет наличие прав у законодательных  органов государственной и муниципальной  власти самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс. Данный принцип реализуется  через констатацию прав органов  власти всех уровней на основе положений  БК РФ самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов. В таком же режиме те же органы власти могут определять источники  финансирования дефицитов своих  бюджетов. Как мера обеспечения самостоятельности  бюджетов называется наличие у каждого  уровня бюджета собственных источников доходов. Той же цели служит гарантированное  Бюджетным кодексом неприменение механизма  изъятия доходов, которые удалось  получить бюджету нижестоящего уровня в виде экономии или другими способами. Реализации данного принципа служит и положение об ответственности  органов власти соответствующего уровня за исполнение бюджетов. Жестко констатируется, что недостатки и ошибки в реализации бюджетной деятельности не будут  больше компенсироваться за счет бюджетов других уровней.

Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации (ст. 31.1 БК РФ) предполагает одинаковые бюджетные  полномочия органов власти соответствующих  уровней,  установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с установленными едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета (ст. 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. При этом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Большие сложности в 90-е  гг. государство испытывало и с  применением на практике принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), который означает обязательное соответствие объема предусмотренных  бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

Информация о работе Принципы бюджетной системы в Российской Федерации