Принципы бюджетной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение экономического содержания бюджетной системы РФ, ее структуры и межбюджетных отношений.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть экономическое содержание бюджетной системы: ее особенности, типы в различных государствах,
• анализировать структуру бюджетной системы РФ,
• раскрыть сущность принципов бюджетной системы РФ,
• изучить современный этап совершенствования межбюджетных отношений, рассмотреть перспективы развития на 2011-2013гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и её структура в Российской Федерации…………………………………....6
1.1. Особенности типов бюджетной системы разных государств…………………………………………………………………….6
1.2. Структура бюджетной системы в современной России………9
Глава 2. Принципы бюджетной системы в Российской Федерации……...................................................................................................16
2.1. Принципы бюджетной системы и их реализация в Российской Федерации……………………………………………………………………17
2.2. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………21
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………44

Файлы: 1 файл

мой рефеееееееееерат в инет.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. При принятии бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом законом  об этом бюджете должны быть утверждены и источники финансирования дефицита бюджета. Законодательно установлено, что размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ (ст. 92 п. 3 БК РФ). Для бюджетов субъектов РФ размер дефицита не может  превышать 5% (ст. 92 п.4 БК РФ), для местных  бюджетов - 3% (ст. 92 п. 4 БК РФ) от объема доходов  этих бюджетов (без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов). Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние источники: кредиты, полученные государством от кредитных организаций в валюте РФ, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, и внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

С принципом сбалансированности бюджета также связано понятие  профицита бюджета - превышения доходов  бюджета над его расходами. Установлено, что бюджет любого уровня должен быть составлен органами исполнительной власти без профицита (ст. 88 п. 1 БК РФ). Если же в процессе составления и  рассмотрения проекта бюджета профицит будет обнаружен, его сокращение необходимо осуществить до утверждения  бюджета.

Близок к принципу сбалансированности принцип общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 35 БК РФ), который означает обязательное покрытие всех расходов бюджета общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Кроме того, он означает, что доходы бюджета не должны жестко увязываться с определенными расходами по своим источникам, т.е. используется принцип «общего котла». Исключение допускается лишь для доходов и расходов специального целевого характера, объединенных в целевые фонды, консолидированные в бюджет или внебюджетные фонды.

Оба названные выше принципа — сбалансированности бюджета и  общего покрытия расходов — служат тому, чтобы Правительство имело  столько средств, сколько получит  от результатов своей политики.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип прозрачности (открытости) (ст. 36 БК РФ) предполагает обязательное опубликование в открытой печати всех сведений об утвержденных бюджетах и государственных внебюджетных фондах. Этот принцип в целом служит обеспечению доступности сведений о состоянии бюджетных отношений, за исключением секретных статей, которые, кстати, подлежат утверждению в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  (ст. 37 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение их конкретных получателей с обозначением направления финансирования конкретных целей.

Принцип подведомственности расходов бюджетов (ст. 38.1 БК РФ) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Принцип единства кассы (ст. 38.2 БК РФ) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. [2], [5, с. 46-48], [10, с. 194-196].

 

2.2. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимосвязаны в  рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения  — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

 • распределения и  закрепления расходов бюджетов  по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

 • разграничения (закрепления  на постоянной основе и распределения  по временным нормативам) регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

 • равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

 • выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;

 • равенства всех  бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ —  в местные бюджеты.

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом и местных бюджетов с  региональными бюджетами, который  предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении  налоговых доходов по уровням  бюджетной системы налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов  консолидированного бюджета РФ.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие  доходы.

Как уже было отмечено, доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством  Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных  бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования  передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов  Российской Федерации или местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете  того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных  и региональных налогов, средств, поступающих  из фондов финансовой поддержки для  сбалансирования территориальных  бюджетов, используются трансфертфы, дотации, субвенции и субсидии.

Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы на безвозмездной  и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах для  осуществления целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования  субвенций и субсидий и нарушения  сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия — это бюджетные  средства, передаваемые бюджету другого  уровня, юридическому или физическому  лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии с приложением 30 к Федеральному закону « О Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» Смоленской области были перечислены:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - 3 087 330,1 тыс. рублей,

субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 67 952,0 тыс. рублей, на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи - 130 446,0 тыс. рублей и др.,

трансферты  на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и социальных выплат - 64 995,4 1 тыс. рублей, на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований - 2 662,01 тыс. рублей, на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий - 8 188,7 1 тыс. рублей,

субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России" - 29 626,5 тыс. рублей, на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - 662 579,0 тыс. рублей и многие другие. [17]

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами  территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих  свойств, они создают у местных  администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств  не способствует развитию хозяйственной  инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все  негативные стороны дотаций, субвенций  и субсидий, полностью исключить  их как методы наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению  проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости  многократного обращения за ссудами  из вышестоящих бюджетов. В целом  это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Информация о работе Принципы бюджетной системы в Российской Федерации