Но регулирование экономики
нельзя осуществлять только при помощи
встроенных стабилизаторов, поэтому проведение
дискреционной политики необходимо.
Под дискреционной политикой
понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью изменения реального объёма национального
производства и занятости, контроля над
инфляцией и ускорения экономического
роста. Её основными орудиями являются:
общественные работы и другие программы,
связанные с расходами (следует отметить,
что это орудие является неэффективным);
социальные программы; правительственные
закупки (стимулирует развитие промышленности);
государственные инвестиции; изменение
расходов трансфертного и перераспределительного
типа; управление налоговым гнётом (определение
налоговых ставок, предоставление налоговых
льгот и т.д.).
1.2 Структура финансовой системы
РФ
Финансовая система – это
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
сфер и звеньев финансовых отношений,
посредством которых осуществляется распределение,
формирование и использование фондов
денежных средств. В финансовую систему
включаются финансовые учреждения страны,
обслуживающие денежное обращение и регулирование.
Поскольку финансы являются
носителями распределительных отношений,
то это распределение происходит прежде
всего между различными хозяйствующими
субъектами. Поэтому в общей совокупности
финансов, образующих финансовую систему,
можно выделить следующие крупные сферы:
- государственные
финансы (федеральные финансы и финансы
субъектов РФ) и местные;
- финансы предприятий
и организаций (хозяйствующих субъектов);
- страхование;
- кредитно-банковскую
систему (совокупность банков и иных кредитных
учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет
организационную структуру и складывается
из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы – государственных
финансов – относятся к централизованным
финансам и используются для регулирования
экономики и финансовых распределительных
отношений на макроуровне, а местные финансы
– соответственно на местном уровне управления.
Звенья второй сферы (финансы
хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные
финансы и используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Страхование включает различные
формы и виды страхования (добровольное,
обязательное, личное, имущественное и
т.д.).
Кредитно-банковская сфера
состоит из банков и иных кредитных учреждений
страны. К финансовой системе страны относятся
государственные финансовые институты
(организации, учреждения), осуществляющие
и регулирующие финансовую деятельность.
Структура финансовой системы,
сложившейся в РФ в результате рыночных
преобразований 90-х годов, и система государственных
финансовых органов представлены в приложении
1.
Разграничение финансовой
системы на отдельные сферы (подразделения)
и звенья обусловлено особенностями функционирования
каждого звена, различиями в методах распределения
и использования фондов денежных средств
и, следовательно, особой ролью в финансовой
системе.
В составе государственных
финансов выделяются государственные
финансы на федеральном уровне, включающие
государственный (федеральный) бюджет
РФ, бюджеты государственных внебюджетных
фондов и государственный кредит, и государственные
финансы на уровне субъектов РФ (региональном
уровне), включающие госбюджеты субъектов
РФ и бюджеты государственных территориальных
внебюджетных фондов.
Эти две подсистемы различаются
методами формирования и использования
фондов денежных средств. Государственные
финансы на федеральном уровне – это централизованные
фонды денежных ресурсов, которые создаются
путём распределения и перераспределения
национального дохода, созданного в отраслях
материального производства (финансах
предприятий). Необходимость концентрации
в распоряжении государства значительной
части финансовых ресурсов вызвана той
же важной ролью, которое оно выполняет
в области экономического и социального
развития страны. Формами использования
этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные
фонды, обеспечивающие потребности государства
при решении экономических, политических
и социальных задач.
Объединяющей основой единой
финансовой системы являются финансы
предприятий, поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств выступает национальный
доход, создаваемый в сфере материального
производства, т.е. на тех же предприятиях.
Аккумулировав за счёт предприятий сферы
материального производства средства
в централизованных государственных фондах
(например, в бюджете), государство часть
этих ресурсов направляет также на развитие
материального производства, но уже наиболее
необходимых в данное время отраслей экономики.
Совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций представляет собой финансовую
политику. Содержание финансовой политики
достаточно сложное, так как охватывает
широкий комплекс мероприятий:
разработку общей концепции
финансовой политики, определение ее основных
направлений, целей, главных задач;
создание адекватного финансового
механизма;
управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики
составляют стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов и
предусматривает решение главных задач,
вытекающих из особенностей функционирования
экономики и социальной сферы страны.
В процессе проведения финансовой
политики особенно важно требования обеспечения
ее взаимосвязи с другими составными частями
экономической политики - кредитной, ценовой,
денежной.
Оценка результатов финансовой
политики государства основывается на
ее соответствии интересам общества и
большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач.
Несмотря на все особенности
формирования финансовой политики, можно
выделить два целевых направления ее проведения:
фискальное и регулирующее.
Любая финансовая политика
в первую очередь предполагает решение
фискальных задач государства, которые
связаны с балансированием доходов и расходов
государства. Оптимальной в этом случае
является ситуация, при которой все расходы
государства покрываются за счет его текущих
обязательных доходов. Достичь такого
равновесия очень трудно, так как потребности
в осуществлении расходов более динамичны
и, как правило, превышают возможности
по сбору доходов. Поэтому государству
постоянно приходится искать пути сокращения
расходов и увеличения доходов. И то и
другое направление является сложным
с точки зрения его практического осуществления.
Особенно труден поиск дополнительных
доходов, потому что это приводит к росту
налогового бремени плательщиков и противоречиво
влияет на всю совокупность получаемых
государством доходов.
Балансирование доходов и расходов
государства возможно также при помощи
сокращения расходов, но этот процесс
достаточно сложен, потому что может затрагивать
интересы предпринимателей и больших
социальных групп населения, что приводит
к определенным социальным издержкам.
Кроме того, уменьшение расходов очень
часто не дает быстрого фискального эффекта,
так как первоначально стимулирует увеличение
смежных затрат.
Кроме фискальных целей финансовая
политика предполагает проведение регулирования
экономических процессов. Государство
располагает определенными инструментами,
которые оказывают влияние на интересы
экономических субъектов (налоги, государственный
кредит, бюджетные ассигнования, различные
нормы и нормативы) и при помощи которых
регулируются финансовые отношения.
К регулируемым экономическим
процессам относятся: экономический рост,
занятость, уровень инфляции, состояние
валютного курса, развитие отдельных территорий,
отраслей и предприятий. Регулирование
может осуществляться государством стихийно
или сознательно. Если государство не
ставит перед собой специальных целей
регулирования и основной задачей финансовой
политики является фискальная, то в таком
случае регулирование осуществляется
стихийно. Однако движение финансовых
ресурсов всегда оказывает влияние на
интересы экономических субъектов. Положительный
или отрицательный результат такого регулирования
определяется случайными факторами совпадения
интересов государства и экономических
субъектов.
В настоящее время регулирование
является обязательным элементом финансовой
политики любого государства и сознательно
используется для достижения целей экономического
развития. Существует два механизма финансового
регулирования: стимулирующий и рестрикционный.
Стимулирующий механизм направлен на
увеличение финансовых ресурсов экономических
субъектов посредством снижения налоговых
платежей и увеличения бюджетных расходов
для обеспечения экономического роста
и занятости населения. Рестрикционный
механизм, наоборот, связан с сокращением
денежных средств в экономике, которое
достигается за счет усиления налоговой
нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования,
в целях сдерживания деловой активности
и стабилизации денежного обращения.
Фискальные и регулирующие
цели финансовой политики, как правило,
находятся в определенном противоречии:
фискальные требуют ежегодного балансирования
доходов и расходов государства, а регулирующие
очень часто приводят к бюджетным дефицитам
в условиях стимулирования экономического
роста и занятости. Однако такая ситуация
временна, потому что после достижения
позитивного результата обеспечивается
сбалансирование бюджета и в ряде случаев
формирование и накопление бюджетных
профицитов. В целом осуществляется циклическое
балансирование доходов и расходов государства,
то есть покрытие дефицитов за счет накопленных
в другие годы профицитов.
Важной составной частью финансовой
политики является установление финансового
механизма, при помощи которого происходит
осуществление всей деятельности государства
в области финансов.
Финансовый механизм представляет
собой систему установленных государством
форм, видов и методов организации финансовых
отношений. Это формы финансовых ресурсов,
методы их формирования, система законодательных
норм и нормативов, которые используются
при определении доходов и расходов государства,
организации бюджетной системы, финансов
предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется
на директивный и регулирующий. Директивный
финансовый механизм, как правило, разрабатывается
для финансовых отношений, в которых непосредственно
участвует государство. В его сферу включаются
налоги, государственный кредит, расходы
бюджета, бюджетное финансирование, организация
бюджетного устройства и бюджетного процесса,
финансовое планирование.
В этом случае государством
детально разрабатывается вся система
организации финансовых отношений, обязательная
для всех его участников. В ряде случаев
директивный финансовый механизм может
распространяться и на другие виды финансовых
отношений, в которых государство непосредственно
не участвует.
Регулирующий финансовый механизм
определяет основные правила игры в конкретном
сегменте финансов, не затрагивающем прямо
интересы государства. Такая разновидность
финансового механизма характерна для
организации внутрихозяйственных финансовых
отношений на частных предприятиях. В
этом случае государство устанавливает
общий порядок использования финансовых
ресурсов, остающихся на предприятии после
уплаты налогов и других обязательных
платежей, а предприятие самостоятельно
разрабатывает формы, виды денежных фондов,
порядок их образования и направления
использования.
1.3 Типы финансовой
политики
Анализ применявшейся различными
государствами финансовой политики позволяет
выделить три ее основных типа:
классический;
регулирующий;
планово-директивный.
До конца 20-х годов прошлого
столетия основным типом финансовой политики
большинства стран был классический ее
вариант. Такая финансовая политика была
основана на трудах классиков политэкономии
А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823) и их
последователей. Основное ее направление
- невмешательство государства в экономику,
сохранение свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного регулятора
хозяйственных процессов. Следствием
этого было ограничение государственных
расходов и налогов, обеспечение условий
для формирования и исполнения равновесного
(сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился
исходя из этих целей финансовой политики.
Государство стремилось к уменьшению
расходов бюджета, сводившихся в основном
к расходам на военные цели, выплате процентов
по государственному долгу и его погашению
и управлению. Система налогообложения
должна была создать необходимое поступление
средств для обеспечения сбалансированного
бюджета государства. Причем система налогов
строилась в основном на косвенных и имущественных
налогах, которые были достаточно просты
и эффективны с точки зрения механизма
их взимания. Система управления финансовой
деятельностью была сосредоточена, как
правило, в одном органе управления - министерстве
финансов (казначействе).