ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировой практике считается
нормой государственное поощрение малого
бизнеса в интересах общества и государства.
При этом задача государства состоит в
том, чтобы создать правовые и экономические
условия для их выживания, способности
расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В зарубежных странах с высоким
уровнем экономического развития и развитой
рыночной инфраструктурой, и в развивающихся
зарубежных странах эффективная поддержка
малого бизнеса осуществляется путем
реализации комплекса мер государственными
органами федерального и, особенно, регионального
и местного уровня. При этом меры осуществляются
дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы
содействие оказывалось определенным
приоритетным направлениям малого предпринимательства;
сохранению существующих рабочих мест
и стимулированию работодателей к созданию
новых малых предприятий.
Если в странах с развитой рыночной
экономикой системы финансовой поддержки
малого бизнеса развиваются уже десятилетия
и представляют собой большой комплекс
эффективных программ, включающий мероприятия
по оказанию помощи малым предприятиям
в течение всего срока их функционирования
(это: формирование государственных программ
обеспечивающих льготное кредитование
малых предприятий, субсидии, налоговых
и амортизационных льгот, и т.д.). В результате
проведения такой политики в развитых
странах предприятия малого бизнеса производят
до 70% ВВП, а также являются основными работодателями
для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого
сектора в экономику России значительно
скромнее: доля малых и средних фирм в
ВВП России составляет около 15%, а в общей
численности занятых - чуть более 10%.
Хотя сложившаяся в России система
государственной финансовой поддержки
малого бизнеса содержит практически
полный комплекс мероприятий, направлений,
форм и методов, используемых в развитых
странах. Однако исследования финансового
состояния отечественных субъектов малого
предпринимательства показывают, что
результативность работы этих государственных
механизмов очень низкая, т.е. неэффективная.
Поэтому приоритетными задачами в этой
области являются выявление и устранение
причин, блокирующих реализацию государственных
финансовых программ по поддержке малых
предприятий, разработка и внедрение их
качественных изменений при максимальном
использовании наиболее действенных механизмов.
Повышение эффективности системы государственной
финансовой поддержки малого бизнеса
следует рассматривать как актуальное
направление экономических реформ в России.
В настоящее время в тяжелых
условиях мирового финансового кризиса
конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро
нуждается в эффективной финансовой поддержке
государства.
В условиях мирового финансового
кризиса для мелких предприятий РФ характерны
такие слабости как чрезмерная зависимость
от внешней среды, неустойчивость, особенно
к финансовым потрясениям, недостаток
ресурсов, сложности со сбытом продукции
и т.п.
Во многих странах для финансовой
поддержки малого бизнеса в условиях кризиса
формируются специальные резервы для
инвестирования в основные средства, субсидии
или фискальные льготы на инвестиции,
льготные займы или дотации. Причем в ряде
стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу
в условиях кризиса на особо льготных
условиях предоставляется рисковый капитал,
в других (Великобритания, Нидерланды
и др.) ему выдаются гарантии под займы.
Очевидно, что игнорировать этот международный
опыт поддержки малого предпринимательства,
особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.
Однако, при разработке мер
государственной поддержки малого бизнеса
в России в условиях мирового финансового
кризиса в 2010 г. необходимо учитывать и
специфические российские черты малого
бизнеса, существенно отличающие его от
зарубежного. При этом эффективные меры
по содействию малым предприятиям, осуществляемые
на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях, должны не дублироваться, а органично
дополнять друг друга.
В период мирового кризиса Правительство
РФ возлагает особые надежды на малый
бизнес в первую очередь как один из главных
факторов экономического роста - потому
что малый бизнес (как уже рассматривалось
в теоретической части работы) быстро
адаптируется к изменяющимся условиям
рынка, социально ориентирован, создает
новые рабочие места. Поэтому РФ необходимо
срочно выработать эффективную программную
поддержки малого бизнеса, основой данной
программы должны стать:
- меры в области снижения
налоговой нагрузки;
- меры в области имущественной
поддержки;
- меры в области увеличения
финансовой поддержки.
Так правительству РФ, формируя
программы и разрабатывая механизмы финансовой
поддержки малого бизнеса, следует учитывать
как прогрессивный опыт данной поддержки
развитых и развивающих стран, так и учитывать
собственный позитивный опыт.
Механизмами обеспечения доступа
малого предпринимательства к источникам
финансирования являются: развитие лизинга
современного технологического, коммуникационного,
офисного оборудования, имущественных
комплексов, транспортных средств, включая
вторичный рынок, для обновления производственной
базы малых предприятий; развитие и внедрение
системы микрофинансирования субъектов
малого предпринимательства.
На сегодняшний момент не на
всех территориях муниципальных образований
РФ сформирована инфраструктура финансовой
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства. Но именно от муниципалитетов,
во многом, зависит, как работается малому
бизнесу на местах.
Список использованных
источников
1.Брагина Е. Индия:
государственная поддержка мелкой промышленности
// МЭМО, 2013. - №2. - С. 97-103.
2. Вайль П. Положение
малого бизнеса в экономике России и других
стран // Эксперт, 2012. № 4. С. 11.
3. Динамика развития
малого предпринимательства в регионах
России в январе-марте 2011года. Подготовлен
Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым.
– М., 2011.
4. Дорофеева О.Н. Финансовый
механизм поддержки и развития малого
предпринимательства/О.Н. Дорофеева, В.А
Иванов.- Сыктывкар: СЛИ, 2013.
5. Егишянец С. Мировой
кризис и Россия // Финансист, 2012. № 10. С.
21-23.
6. Жигулина Т.А. Малый
бизнес – важное звено развития экономики
в России // Управляющий директор, 2011. №
5. С. 22-24.
7. Иванова М. Ситуация
в российской экономике: оценки и прогнозы
// Белый мир, 2013. № 11. С.7-8.
8. Информационно-аналитический
обзор. № 019 от 26.02.2012 г. Влияние финансового
кризиса на малый и средний бизнес / Департамент
аналитики и мониторингов группы компаний
«Интегрум» (9. Карпов С.А.Последствия мирового
кризиса для российского малого предпринимательства:
вызовы и возможности адаптации // Финансист,
2012№ 1. С. 11-13.
10.Костина Е.В., Марковкин
А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного
российского предпринимательства (на
основе экспресс–опроса предпринимателей
Волгограда) / Социокультурные исследования:
Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина
(отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн.
ун-т. – Волгоград, 2011. – Вып. 8. – С. 148-152.
11.Лебедева Л. США: государство
и малый бизнес // Экономическая политика,
2013. № 6. С. 34-36.
12.Мытарев В. Что еще
ждать России от мирового финансового
кризиса //РИА Новости, 2012. 12.11.
13.Нагих В.Н., Карпухин
А.И., Ширабон Н.В. Оценка состояния малого
бизнеса региона: проблемы и пути решения
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
14.Положительный опыт
развития малого предпринимательства
в России и за рубежом /Орлова Н.Я.. - М.:
Сфера, 2011.
15.Программа антикризисных
мер Правительства Российской Федерации
на 2009 год // Регионы, 2013. от 23 марта.
16.Симонов А. Глобальный
экономический кризис и планы внешнеэкономической
экспансии российских ТНК // Власть, 2013.
№ 2. С. 11-12.
17.Шустов Л.Ю. О реализации
государственной политики в области поддержки
предпринимательства // Финансовый вестник
(Карелия), 2012. от 17 декабря.
18.Щетинин О. Развитие
малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2011.
19.Энциклопедия предпринимательства
/ Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север,
2012.
20.Белотелова Н. П., Шуляк
П. Н. Финансы. – М., 2012 год
21.Большаков
С. В. Финансовая политика государства
и предприятия – М., 2012 год
22.Говтань
О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы
прогнозирования – М., 2014 год
23.Живалов
В., канд. экон. наук. // Экономист №12, 2012
год
24.Любимцев
Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость
изменения ориентиров // Экономист. - №
1, 2014 год.
25.Перекрестова
Л. В., Романенко Н. М., Сазонов С. П. Финансы
и кредит. Учебное пособие – М.,2013год
26.Сабанти
Б. М. Теория финансов – М., 2013 год
27.Финансы
и кредит. Учебник / Под ред. професс. Белоглазовой
Г. Н. и Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2012
год
28.Финансы.
Учебник для вузов / Под ред. професс. Врублёвской
О. А., професс. Романского М. В., професс.
Сабанти Б. М. – М., 2011 год
29.Финансы.
Учебник для вузов / Под ред. проф. чл-корр.
РАЕН Дробозиной Л. А. – М., 2011 год
30.Шелопаев
Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит
– М.: Юрайт, 2011 год
31.Экономическая
теория. Учебник / Под ред. Видяпина В. И.,
Добрынина А. И., Журавлёвой Г. П., Л. С. Тарасовича
– М., 2011