Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы построения и структуры бюджетной системы Республики Казахстан;
- рассмотреть анализ и динамику доходов и расходов государственного бюджета РК;
- рассмотреть проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан……………………………………………………………………...
5
Понятие бюджетной системы Республики Казахстан…………………...
5
Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана....
8
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………………
12
2.1 Порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета………………………………………………………………………...
12
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………..
16
Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан……….
21
3.1 Проблемы в организации бюджетного процесса в Казахстане……...
21
3.2 Основные тенденции в развитии государственного бюджета Республики Казахстан…………………………………………………………
25
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

БС РК.docx

— 154.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

3

  1. Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан……………………………………………………………………...

5

    1. Понятие бюджетной системы Республики Казахстан…………………...

5

    1. Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана....

8

  1. Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………………

12

2.1 Порядок формирования доходов  и расходов государственного  бюджета………………………………………………………………………...

12

2.2 Анализ доходов и расходов  государственного бюджета за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………..

16

  1. Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан……….

21

3.1     Проблемы в организации бюджетного процесса в Казахстане……...

21

3.2 Основные тенденции в развитии  государственного бюджета Республики  Казахстан………………………………………………………

25

Заключение……………………………………………………………………

28

Список использованной литературы……………………………………...

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и  будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Правительство Республики Казахстан  намерено продолжить реформирование бюджетной  системы. Сбалансированный государственный  бюджет должен отражать социально-экономические  приоритеты государства.

Бюджетная система представляет собой  совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета (республиканский  и местный бюджеты), методов и  способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При  этом совокупность бюджетных отношений  составляет основу (базис) бюджетной  системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы  бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования  различных методов и способов управления.

Объект исследования – бюджетная система Республики Казахстан, ее структура, взаимосвязь с экономическими и социальными процессами, происходящими в стране.

Предмет исследования –  процесс формирования и развития бюджетной политики Республики Казахстан  и ее территорий в условиях нового этапа развития бюджетной системы.

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- исследовать основные  черты и принципы построения и структуры бюджетной системы Республики Казахстан;

- рассмотреть анализ и динамику доходов и расходов государственного бюджета РК;

- рассмотреть проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан

1.1 Понятие бюджетной системы Республики Казахстан

Государство имеет административно-территориальное деление и соответственно этому уровни власти и управления, то существуют бюджеты различных уровней, между которыми имеется взаимосвязь, и они объединены в единую бюджетную систему.

Бюджетная система представляет собой  совокупность всех видов бюджетов и  внебюджетных фондов, находящихся в  определенной взаимосвязи и основанных на экономических отношениях и юридических  нормах.

Бюджетная система Республики Казахстан - это есть «совокупность бюджетов и Национального фонда, а также  бюджетных процессов и отношений».

Бюджетная система Республики Казахстан  как унитарного государства является двухзвенным: республиканское звено  и местное звено. Каждому звену  бюджетной системы соответствуют  свои виды самостоятельных бюджетов:

- республиканский бюджет;

- областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

- бюджет района (города областного  значения).

Таким образом, в состав бюджетной  системы Республики Казахстан входят республиканский бюджет и местные  бюджеты, представленные областными бюджетами, бюджетами городов различных  уровней и бюджетов районов. Свод республиканского и местных бюджетов (без учета взаимопогашаемых операций между ними) образует государственный бюджет.

Если говорить об уровнях бюджетной системы Республики Казахстан, то в ней выделяют следующие три уровня:

- республиканский бюджет;

- областной бюджет, бюджет города  республиканского значения и  столицы;

- бюджет района (города областного  значения).

Республиканский бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и  других поступлений, определенных Бюджетным  кодексом, и предназначенный для  финансового обеспечения задач  и функций центральных государственных  органов, подведомственных им государственных  учреждений и реализации общереспубликанских  направлений государственной политики.

Республиканский бюджет на соответствующий  финансовый год утверждается законом  Республики Казахстан. Финансовый год  в Казахстане совпадает с календарным  годом, то есть начинается 1 января и  заканчивается 31 декабря.

 Областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и  предназначенный для финансового  обеспечения задач и функций  местных государственных органов  района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и  реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).

Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения).

В особых случаях действует чрезвычайный государственный бюджет. В частности, в случаях чрезвычайного или  военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный  бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Иначе говоря, основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного  государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан  о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан чрезвычайного  или военного положения.

Чрезвычайный государственный  бюджет разрабатывается центральным  уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается Указом Президента Республики Казахстан. Чрезвычайный государственный бюджет действует  в течение срока, на который введено  чрезвычайное или военное положение.

Также бюджетным законодательством  определено, что чрезвычайный государственный  бюджет может вводиться в случаях  введения чрезвычайного положения  на территории нескольких регионов Республики Казахстан одновременно и когда  его последствия могут создать  реальную угрозу национальным интересам  и экономической безопасности республики.

В бюджетной системе важная роль отводится Национальному фонду  Республики Казахстан.

Национальный фонд Республики Казахстан  представляет собой активы государства  в виде финансовых активов, сосредоточиваемых  на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. бюджет казахстан национальный фонд

Назначение Национального фонда  состоит в обеспечении стабильного  социально-экономического развития государства, накоплении финансовых активов и  иного имущества, снижении зависимости  экономики от сырьевого сектора  и воздействия неблагоприятных  внешних факторов.

Национальный фонд выполняет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета  от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.

На процесс формирования и использования  Национального фонда влияют ряд факторов:

  • конъюнктура мировых и внутренних товарных и финансовых рынков;
  • экономическая ситуация в республике и за рубежом;
  • приоритеты социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности.

Поступления и расходование средств  Национального фонда производятся в национальной и иностранной  валюте. Учет и отчетность по операциям  Национального фонда осуществляются в национальной валюте. Источниками  формирования Национального фонда  являются:

1) поступления в бюджет, направляемые  в Национальный фонд Республики  Казахстан, к которым относятся  поступления:

а) прямых налогов от предприятий  нефтяного сектора (за исключением  налогов, зачисляемых в местные  бюджеты), в том числе: корпоративный  подоходный налог, налог на сверхприбыль; роялти, бонусы, доля по разделу продукции; рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;

б) от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской  собственности и относящегося к  горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

в) от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения; инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан; иные поступления и доходы, не запрещенные  законодательством Республики Казахстан.

При Президенте РК создан консультативно-совещательный  орган - Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, который  вырабатывает предложения по эффективному использованию средств Национального  фонда Республики Казахстан, его  размещению в зарубежные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов. Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.

На Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан возложены  следующие функции:

1) выработка предложений по повышению  эффективности формирования и  использования Национального фонда  Республики Казахстан;

2) рассмотрение и выработка предложений  по объемам и направлениям  использования Национального фонда  Республики Казахстан;

Информация о работе Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан