Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы построения и структуры бюджетной системы Республики Казахстан;
- рассмотреть анализ и динамику доходов и расходов государственного бюджета РК;
- рассмотреть проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
Введение……………………………………………………………………….
3
Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан……………………………………………………………………...
5
Понятие бюджетной системы Республики Казахстан…………………...
5
Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана....
8
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………………
12
2.1 Порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета………………………………………………………………………...
12
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………..
16
Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан……….
21
3.1 Проблемы в организации бюджетного процесса в Казахстане……...
21
3.2 Основные тенденции в развитии государственного бюджета Республики Казахстан…………………………………………………………
25
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованной литературы…………
Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.
Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.
Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:
1) в случае дефицита - привлечение
средств из внутренних
2) при профиците - использование
сверхплановых поступлений, в
первую очередь на погашение
государственных обязательств
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.
До 1996 г. бюджетная классификация
содержала следующие
Однако применяемая долгое время классификация
перестала отвечать современным требованиям
прогнозирования, учета и контроля бюджетных
средств, а также осуществления бюджетного
процесса.
Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее финансирование; движение остатков бюджетных средств.
Остальные подразделения
характеризуют доходы в порядке
все большей детализации
В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная классификации. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфики.
Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги.
При исполнении бюджет используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.
Исполнение расходов и
кредитование бюджета по ведомственной
классификации означают группировку
по администраторам бюджетных
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.
В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития.
В бюджет развития включаются
ассигнования на финансирование инвестиционной
и инновационной деятельности и
другие затраты, связанные с расширенным
воспроизводством. В текущем бюджете
сконцентрированы все расходы, которые
вытекают из действующих норм и сложившегося
уровня социальной обеспеченности. Он
полностью сбалансирован за счет
прироста денежных накоплений и поступлений
от населения, аккумулируемых в бюджете.
В бюджете развития объединяются
затраты, связанные с потребностями
расширенного воспроизводства, централизованным
финансированием новых
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы
Государственные доходы как
экономическая категория, присущи
любой общественно-
С расширением функций государства меняется структура расходов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса растут расходы государства на образование и науку, возрастают также расходы на социальные нужды и на оборону.
Таблица №2. Государственный бюджет за 2009-2011годы
Единица измерения: млн. тенге |
|
||
Наименование |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
I. ДОХОДЫ |
3 505 344,7 |
4 299 132,2 |
4 931 396,2 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
2 228 681,8 |
2 934 080,7 |
3 613 922,7 |
Налоговые поступления |
2 228 681,8 |
2 934 080,7 |
3 613 922,7 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
136 175,5 |
104 398,2 |
114 652,0 |
Неналоговые поступления |
136 175,5 |
104 398,2 |
114 652,0 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА |
35 887,4 |
60 653,3 |
42 821,4 |
Поступления от продажи основного капитала |
35 887,4 |
60 653,3 |
42 821,4 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ |
1 104 600,0 |
1 200 000,0 |
1 160 000,0 |
Поступления трансфертов |
1 104 600,0 |
1 200 000,0 |
1 160 000,0 |
II. ЗАТРАТЫ |
3 746 840,2 |
4 457 164,6 |
4 661 221,4 |
Государственные услуги общего характера |
166 062,7 |
224 944,3 |
246 349,2 |
Оборона |
187 615,3 |
221 345,1 |
209 079,0 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
316 189,7 |
368 776,3 |
384 282,7 |
Образование |
660 917,1 |
755 294,8 |
852 296,9 |
Здравоохранение |
450 892,6 |
551 325,7 |
541 664,9 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
758 308,4 |
905 272,7 |
1 045 392,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
304 048,8 |
334 154,8 |
315 480,8 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
173 618,1 |
227 564,3 |
178 559,3 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
58 577,0 |
79 720,0 |
85 907,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
168 117,9 |
207 073,8 |
234 330,8 |
Промышленность, архитектурная,
градостроительная и |
30 920,7 |
28 236,0 |
20 134,5 |
Транспорт и коммуникации |
337 511,5 |
390 669,5 |
370 916,5 |
Прочие |
64 853,4 |
68 170,4 |
60 588,0 |
Обслуживание долга |
69 206,9 |
94 616,8 |
116 239,6 |
III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ |
27 476,5 |
22 189,2 |
102 755,5 |
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ |
31 539,5 |
110 814,4 |
113 093,2 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
242,7 |
83 069,8 |
82 848,5 |
Прочие |
31 296,8 |
22 044,6 |
24 667,9 |
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ |
4 063,0 |
88 625,2 |
10 337,7 |
Погашение бюджетных кредитов |
4 063,0 |
88 625,2 |
10 337,7 |
IV. САЛЬДО ПО
ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ |
223 720,5 |
347 042,7 |
358 889,0 |
ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ |
224 593,0 |
348 071,9 |
360 473,7 |
Государственные услуги общего характера |
649,5 |
845,2 |
1 081,1 |
Образование |
9 871,5 |
27 299,5 |
33 359,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
6 583,1 |
5 700,0 |
17 154,6 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
20 290,0 |
4 998,6 |
37 374,6 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
9 670,8 |
39 391,5 |
30 252,1 |
Транспорт и коммуникации |
4 957,5 |
15 517,8 |
46 266,7 |
Прочие |
167 906,7 |
235 924,4 |
188 868,3 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА |
872,4 |
1 029,2 |
1 584,7 |
Поступления от продажи финансовых активов государства |
872,4 |
1 029,2 |
1 584,7 |
V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА |
-492 692,6 |
-527 264,2 |
-191 469,7 |
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА |
492 692,6 |
527 264,2 |
191 469,7 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ |
809 430,1 |
882 228,5 |
664 221,9 |
Поступления займов |
809 430,1 |
882 228,5 |
664 221,9 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ |
249 061,0 |
290 107,2 |
272 064,8 |
Погашение займов |
249 061,0 |
290 107,2 |
272 064,8 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ |
-67 676,5 |
-64 857,1 |
-200 687,4 |
*Источник отчетности minfin.kz
Рассматривая доходы государственного бюджета можно сделать вывод о том, что доходы государства увеличиваются из года в год за счет налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала и за счет поступления трансфертов в государственный бюджет. Структура государственных расходов и их доля в национальном доходе зависят от множества причин. Это и этап общественного развития, это и государственное устройство, и внешняя и внутренняя политика государства.
Ведь самой противоречивой
статьей государственных
В рыночных условиях государственному аппарату управления отводится важная роль в хозяйственном строительстве в проведении в жизнь социальной и экономической политики.
Государственные расходы на управление включают в себя затраты на содержание законодательных органов, правительства страны, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры.
В Конституции РК (ст.2) записано,
что суверенитет Республики распространяется
на всю ее территорию. Государство
обеспечивает целостность, неприкасаемость
и не отчуждаемость своей
Для этих целей наше государство
содержит вооруженные силы, где в
государственном бюджете
К военным расходам относятся затраты на содержание, обучение и материальное обеспечение армии и резервов. Сюда относятся и расходы на производство и покупку вооружений, на финансирование инфраструктуры стратегического назначения и другие.
В Казахстане вся работа
в этом отношении сосредоточена
на оборонительную доктрину. Вся работа
проводится на предотвращение войны, прогнозирование
и оценку военной угрозы, организацию
обороны государственной
Доходы государственного бюджета на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, а также влияния вступления Казахстана в Таможенный союз (Таблица №3 и схеме №2,3).
В расчетах доходов на 2011 год учитывалось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 30%.
Таблица №3
Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов), в % к ВВП
Наименование показателей |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы |
16,8 |
17,0 |
17,4 |
налоговые поступления |
16,3 |
16,7 |
17,0 |
неналоговые поступления |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
поступления от продажи основного капитала |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Схема №2. Доходы (без учета поступлений транфертов) и расходы
государственного бюджета в 2008 – 2013 годах
Прогноз расходов государственного
бюджета демонстрирует
Схема №3 Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 – 2013 годах
Несмотря на незначительный
прирост доходов, социальная направленность
бюджета в среднесрочной
При прогнозе расходов государственного
бюджета учтены мероприятия по реализации
поручений Главы государства, озвученных
в ежегодных посланиях народу
Казахстана «Повышение благосостояния
граждан Казахстана – главная
цель государственной политики», «Через
кризис к обновлению и развитию»,
«Новое десятилетие – новый
Как и в прежние годы
в системе социального
Президент нашей страны обозначил основные задачи, стоящие перед правительством, - использование бюджета развития на нужды образования, здравоохранения (материнство и детство, диагностика), на финансирование объектов инфраструктуры через Банк развития, повышение солидарных пений и социальных выплат. В этом направлении в настоящее время Правительством страны проводится большая работа.