Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы построения и структуры бюджетной системы Республики Казахстан;
- рассмотреть анализ и динамику доходов и расходов государственного бюджета РК;
- рассмотреть проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан……………………………………………………………………...
5
Понятие бюджетной системы Республики Казахстан…………………...
5
Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана....
8
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………………
12
2.1 Порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета………………………………………………………………………...
12
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………..
16
Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан……….
21
3.1 Проблемы в организации бюджетного процесса в Казахстане……...
21
3.2 Основные тенденции в развитии государственного бюджета Республики Казахстан…………………………………………………………
25
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

БС РК.docx

— 154.90 Кб (Скачать файл)

Средства, предназначенные  для кредитования других экономических  единиц, подлежащие в последующем  возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей  части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть - дефицит  бюджета - представляет собой отрицательную  разницу между поступлениями  и расходами, включая кредитование: положительная разница между  этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение  внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение  средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих  банков, реализации ценных бумаг,  по зачету, остатки бюджетных  средств назначало года, обращаемые  на покрытие расходов) и от  внешних займов;

2) при профиците - использование  сверхплановых поступлений, в  первую очередь на погашение  государственных обязательств или  дополнительное финансирование  первоочередных бюджетных программ.

Подробный перечень и группировка  доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация - это систематизированная  группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация  обеспечивает тесную связь бюджета  с планами, прогнозами и программами  экономического и социального развития государства, с финансовыми планами  министерств и ведомств, организаций  и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и  планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

До 1996 г. бюджетная классификация  содержала следующие структурные  подразделения: раздел, параграф, статью, главу. 
Однако применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса.

Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее финансирование; движение остатков бюджетных средств.

Остальные подразделения  характеризуют доходы в порядке  все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых  поступлениях класс означает налоговую  группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретного плательщика или  объекта налога.

В расходах предусмотрена  функциональная, экономическая и  ведомственная классификации. Согласно функциональной классификации расходы  подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное  учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание  названных уровней образует код  функциональной классификации расходов.

Функциональная классификация  представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий  и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация  расходов распределяет их по экономическим  признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфики.

Категория включает: текущие  расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги.

При исполнении бюджет используется сочетание функциональной и экономической  классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения  обеих классификаций.

Исполнение расходов и  кредитование бюджета по ведомственной  классификации означают группировку  по администраторам бюджетных программ, например: Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное  управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.

Бюджетная классификация  позволяет всесторонне четко  и адресно систематизировать  поступления и расходы для  достижения высокой оперативности  управления с применением средств  автоматизации.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и  другие затраты, связанные с расширенным  воспроизводством. В текущем бюджете  сконцентрированы все расходы, которые  вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений  от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями  расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально- экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более  взвешенно и осмотрительно подойти  к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно  осуществляться принцип: финансировать  потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных  и заемных. Предусмотренные расходы  бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний  предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы  бюджета развития.

 

2.2 Анализ доходов и  расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы

 

Государственные доходы как  экономическая категория, присущи  любой общественно-экономической  формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и  классов. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения  национального дохода. В то же время  государственные доходы представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках государства для выполнения своих функций.

С расширением функций  государства меняется структура  расходов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса  растут расходы государства на образование  и науку, возрастают также расходы  на социальные нужды и на оборону.

 

Таблица №2.                       Государственный бюджет за 2009-2011годы

Единица измерения: млн. тенге

 

 
   

Наименование

2009г.

2010г.

2011г.

I. ДОХОДЫ

3 505 344,7

4 299 132,2

4 931 396,2

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

2 228 681,8

2 934 080,7

3 613 922,7

Налоговые поступления

2 228 681,8

2 934 080,7

3 613 922,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

136 175,5

104 398,2

114 652,0

Неналоговые поступления

136 175,5

104 398,2

114 652,0

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО  КАПИТАЛА

35 887,4

60 653,3

42 821,4

Поступления от продажи основного  капитала

35 887,4

60 653,3

42 821,4

ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ

1 104 600,0

1 200 000,0

1 160 000,0

Поступления трансфертов

1 104 600,0

1 200 000,0

1 160 000,0

II. ЗАТРАТЫ

3 746 840,2

4 457 164,6

4 661 221,4

Государственные услуги общего характера

166 062,7

224 944,3

246 349,2

Оборона

187 615,3

221 345,1

209 079,0

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

316 189,7

368 776,3

384 282,7

Образование

660 917,1

755 294,8

852 296,9

Здравоохранение

450 892,6

551 325,7

541 664,9

Социальная помощь и социальное обеспечение

758 308,4

905 272,7

1 045 392,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

304 048,8

334 154,8

315 480,8

Культура, спорт, туризм и  информационное пространство

173 618,1

227 564,3

178 559,3

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

58 577,0

79 720,0

85 907,0

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные  территории, охрана окружающей среды  и животного мира, земельные отн

168 117,9

207 073,8

234 330,8

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

30 920,7

28 236,0

20 134,5

Транспорт и коммуникации

337 511,5

390 669,5

370 916,5

Прочие

64 853,4

68 170,4

60 588,0

Обслуживание долга

69 206,9

94 616,8

116 239,6

III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ  КРЕДИТОВАНИЕ

27 476,5

22 189,2

102 755,5

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ

31 539,5

110 814,4

113 093,2

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные  территории, охрана окружающей среды  и животного мира, земельные отн

242,7

83 069,8

82 848,5

Прочие

31 296,8

22 044,6

24 667,9

ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ

4 063,0

88 625,2

10 337,7

Погашение бюджетных кредитов

4 063,0

88 625,2

10 337,7

IV. САЛЬДО ПО  ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ

223 720,5

347 042,7

358 889,0

ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

224 593,0

348 071,9

360 473,7

Государственные услуги общего характера

649,5

845,2

1 081,1

Образование

9 871,5

27 299,5

33 359,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

6 583,1

5 700,0

17 154,6

Культура, спорт, туризм и  информационное пространство

20 290,0

4 998,6

37 374,6

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные  территории, охрана окружающей среды  и животного мира, земельные отн

9 670,8

39 391,5

30 252,1

Транспорт и коммуникации

4 957,5

15 517,8

46 266,7

Прочие

167 906,7

235 924,4

188 868,3

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА

872,4

1 029,2

1 584,7

Поступления от продажи финансовых активов государства

872,4

1 029,2

1 584,7

V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА

-492 692,6

-527 264,2

-191 469,7

VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА)  БЮДЖЕТА

492 692,6

527 264,2

191 469,7

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

809 430,1

882 228,5

664 221,9

Поступления займов

809 430,1

882 228,5

664 221,9

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

249 061,0

290 107,2

272 064,8

Погашение займов

249 061,0

290 107,2

272 064,8

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ  БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-67 676,5

-64 857,1

-200 687,4


*Источник отчетности  minfin.kz

Рассматривая доходы государственного бюджета можно сделать вывод  о том, что доходы государства  увеличиваются из года в год за счет налоговых и неналоговых  поступлений, поступлений от продажи  основного капитала и за счет поступления трансфертов в государственный бюджет. Структура государственных расходов и их доля в национальном доходе зависят от множества причин. Это и этап общественного развития, это и государственное устройство, и внешняя и внутренняя политика государства.

Ведь самой противоречивой статьей государственных расходов являются расходы на управление. Они  отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием  критериев оценки результативности, с другой. Больше того, доказать необходимость  их роста или уменьшения никому еще  не удавалось ни на практике, ни в  теории. В этом отношении Н.А. Назарбаев  четко сказал, что пусть меньше будет чиновников, но лучше качество. И платить им надо больше.

В рыночных условиях государственному аппарату управления отводится важная роль в хозяйственном строительстве  в проведении в жизнь социальной и экономической политики.

Государственные расходы  на управление включают в себя затраты  на содержание законодательных органов, правительства страны, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры.

В Конституции РК (ст.2) записано, что суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство  обеспечивает целостность, неприкасаемость  и не отчуждаемость своей территории.

Для этих целей наше государство  содержит вооруженные силы, где в  государственном бюджете предусматриваются  определенные военные расходы.

К военным расходам относятся  затраты на содержание, обучение и  материальное обеспечение армии  и резервов. Сюда относятся и расходы  на производство и покупку вооружений, на финансирование инфраструктуры стратегического назначения и другие.

В Казахстане вся работа в этом отношении сосредоточена  на оборонительную доктрину. Вся работа проводится на предотвращение войны, прогнозирование  и оценку военной угрозы, организацию  обороны государственной границы, подготовку и осуществление мероприятий  гражданской и территориальной  обороны, мобилизационную подготовку экономики, созданию запасов товарно-материальных ценностей в государственных  и мобилизационных резервах.

Доходы государственного бюджета  на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей  социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного  кодексов и других нормативных правовых актов, а также влияния вступления Казахстана в Таможенный союз (Таблица №3 и схеме №2,3).

В расчетах доходов на 2011 год учитывалось  повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 30%.

Таблица №3

Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов), в % к ВВП

Наименование показателей

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы

16,8

17,0

17,4

налоговые поступления

16,3

16,7

17,0

неналоговые поступления

0,4

0,3

0,3

поступления от продажи основного  капитала

0,1

0,1

0,1




 

Схема №2.          Доходы (без учета поступлений транфертов) и расходы

                               государственного бюджета в 2008 – 2013 годах  

Прогноз расходов государственного бюджета демонстрирует умеренные  темпы роста по сравнению с  докризисным периодом, на уровне, не превышающем темпы роста ВВП, что не означает отказа от социальных обязательств государства.

Схема №3 Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 – 2013 годах 

Несмотря на незначительный прирост доходов, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе  будет сохранена, и основным приоритетом  при планировании государственных  расходов будет являться устойчивый рост и повышение уровня жизни  людей без принятия новых завышенных обязательств, влекущих за собой рост дефицита бюджета.

При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная  цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию», «Новое десятилетие – новый экономический  подъем – новые возможности Казахстана».

Как и в прежние годы в системе социального обеспечения  особое внимание будет уделено формированию финансово-устойчивой пенсионной системы. В 2011 году в реализацию поручений  Главы государства размеры пенсионных выплат будут увеличены на 30%. К 2015 году размер базовой пенсионной выплаты  будет повышен до уровня 60 % от величины прожиточного минимума, а размеры  государственных социальных пособий - увеличены в 1,2 раза по отношению  к 2010 году.

Президент нашей страны обозначил  основные задачи, стоящие перед правительством, - использование бюджета развития на нужды образования, здравоохранения (материнство и детство, диагностика), на финансирование объектов инфраструктуры через Банк развития, повышение солидарных пений и социальных выплат. В этом направлении в настоящее время  Правительством страны проводится большая  работа.

Информация о работе Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан