Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы построения и структуры бюджетной системы Республики Казахстан;
- рассмотреть анализ и динамику доходов и расходов государственного бюджета РК;
- рассмотреть проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
Введение……………………………………………………………………….
3
Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан……………………………………………………………………...
5
Понятие бюджетной системы Республики Казахстан…………………...
5
Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана....
8
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………………
12
2.1 Порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета………………………………………………………………………...
12
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………..
16
Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан……….
21
3.1 Проблемы в организации бюджетного процесса в Казахстане……...
21
3.2 Основные тенденции в развитии государственного бюджета Республики Казахстан…………………………………………………………
25
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованной литературы…………
3) выработка предложений по
1.2 Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана
Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах, определенных статьей 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан: единства, полноты, реалистичности, транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.
Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной единицы, форм бюджетной документации бюджетного процесса и процедур. Как отмечено в Бюджетном кодексе, «принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан».
Принцип полноты означает отражение
в бюджетах и Национальном фонде
Республики Казахстан всех поступлений
и расходов, предусмотренных
Принцип реалистичности означает соответствие
утвержденных (уточненных, скорректированных)
показателей бюджета
Принцип транспарентности означает обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля.
Принцип последовательности означает соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений.
Принцип эффективности и
Принцип приоритетности означает осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона;
Принцип ответственности означает привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
1) установление стабильного
2) право всех уровней
3) недопустимость изъятия
Если говорить о структуре бюджета Республики Казахстан, то оно состоит из следующих разделов:
1) доходы:
2) затраты;
3) чистое бюджетное кредитование:
4) сальдо по операциям с финансовыми активами:
5) дефицит (профицит) бюджета;
6) финансирование дефицита
(использование профицита)
Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.
Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов.
Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.
Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.
Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег:
1) от продажи государственного
имущества, закрепленного за
2) от продажи товаров
из государственного
3) от продажи земельных
участков, находящихся в государственной
собственности, в частную
4) от продажи нематериальных
активов, принадлежащих
Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.
Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.
Поступлениями от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.
Займами являются поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.
Особенности исполнение поступлений государственного бюджета представлен в таблице №1 и схеме №1.
Таблица №1
Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.
Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.
Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.
Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.
Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.
Схема №1
2.1 Порядок формирования
доходов и расходов
Функционирование бюджета,
связанное с формированием и
использованием централизованного
фонда денежных средств государства,
происходит посредством особых экономических
форм - доходов и расходов бюджета.
Они выражают отдельные этапы
стоимостного распределения. Обе категории
объективны, как и сам бюджет,
и имеют специфическое
Состав и структура
доходов и расходов зависят от
направлений осуществления
Как правило, источником доходов
являются налоги или платежи, адекватные
им. Состав и структура доходов
государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей
системой налоговых платежей и поступлениями
неналоговых средств
Структура государственного бюджета строится
на основе бюджетной классификации и включает
семь частей:
"Доходы" - все поступления
в бюджет, кроме поступлений от
правительственного
"Полученные официальные
"Погашение" - поступления от погашения выданных из бюджета кредитов;
"Расходы" - все расходы из
бюджета, включая расходы по
обслуживанию государственного
долга, кроме платежей из
"Кредитование минус погашение"
- платежи из бюджета по
"Кредитование" - платежи из бюджета на возвратной основе;
"Финансирование дефицита
В свою очередь доходы подразделяются на:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операции с капиталом.
Эти три основные категории
бюджетных поступлений
Категория погашение кредитов,
выданных из бюджета представляет собой
поступления денежных средств со
стороны государственных
Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию государственного
долга проводятся по функциональной
группе - «обслуживание долга» с
выделением государственных учреждений
администраторов бюджетных