Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы построения и структуры бюджетной системы Республики Казахстан;
- рассмотреть анализ и динамику доходов и расходов государственного бюджета РК;
- рассмотреть проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Теоритическая основа бюджетной системы Республики Казахстан……………………………………………………………………...
5
Понятие бюджетной системы Республики Казахстан…………………...
5
Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана....
8
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………………
12
2.1 Порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета………………………………………………………………………...
12
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………..
16
Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан……….
21
3.1 Проблемы в организации бюджетного процесса в Казахстане……...
21
3.2 Основные тенденции в развитии государственного бюджета Республики Казахстан…………………………………………………………
25
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

БС РК.docx

— 154.90 Кб (Скачать файл)

3) выработка предложений по перечню  разрешенных зарубежных финансовых  инструментов, за исключением нематериальных  активов, для размещения Национального  фонда Республики Казахстан.

 

1.2 Принципы построения и структура бюджетной системы Казахстана

 

Бюджетная система Республики Казахстан  основывается на принципах, определенных статьей 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан: единства, полноты, реалистичности, транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.

Единство бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной единицы, форм бюджетной документации бюджетного процесса и процедур. Как  отмечено в Бюджетном кодексе, «принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе  использование единой бюджетной  классификации, единых процедур осуществления  бюджетного процесса на территории Республики Казахстан».

Принцип полноты означает отражение  в бюджетах и Национальном фонде  Республики Казахстан всех поступлений  и расходов, предусмотренных законодательством  Республики Казахстан в обязательном порядке в полном объеме. При этом не допускается проведение зачета взаимных требований с использованием бюджетных  средств, равно как и уступки  прав требований по бюджетным средствам.

Принцип реалистичности означает соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и  регионов.

Принцип транспарентности означает обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля.

Принцип последовательности означает соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений  в сфере бюджетных отношений.

Принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных  паспортами бюджетных программ с  использованием оптимального объема бюджетных  средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение  наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных  средств.

Принцип приоритетности означает осуществление  бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями  социально-экономического развития республики или региона;

Принцип ответственности означает привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства Республики Казахстан.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) установление стабильного распределения  поступлений между бюджетами  разных уровней и определение  направлений их расходования  в соответствии с Бюджетным  кодексом;

2) право всех уровней государственного  управления самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс согласно нормам  Бюджетного кодекса;

3) недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе  исполнения местных бюджетов, свободных  остатков средств местных бюджетов  в вышестоящий бюджет.

Если говорить о структуре бюджета Республики Казахстан, то оно состоит из следующих разделов:

1) доходы:

    • налоговые поступления;
    • неналоговые поступления;
    • поступления от продажи основного капитала;
    • поступления трансфертов;

2) затраты;

3) чистое бюджетное кредитование:

    • бюджетные кредиты;
    • погашение бюджетных кредитов;

4) сальдо по операциям  с финансовыми активами:

    • приобретение финансовых активов;
    • поступления от продажи финансовых активов государства;

5) дефицит (профицит) бюджета;

6) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

    • поступление займов;
    • погашение займов;
    • используемые остатки бюджетных средств.

Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных  кредитов, поступления от продажи  финансовых активов государства, займы.

  Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов.

  Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.

  Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

  Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

  Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег:

1) от продажи государственного  имущества, закрепленного за государственными  учреждениями;

2) от продажи товаров  из государственного материального  резерва;

3) от продажи земельных  участков, находящихся в государственной  собственности, в частную собственность  или предоставления их в постоянное  или временное землепользование  либо реализованных иным способом  в порядке, предусмотренном законами  Республики Казахстан или международными  договорами;

4) от продажи нематериальных  активов, принадлежащих государству.

  Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.

  Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.

  Поступлениями от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

  Займами являются поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов. 

Особенности исполнение поступлений  государственного бюджета представлен в таблице №1 и схеме №1.

Таблица №1

Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

  Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.

  Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.

  Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.

  Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.

Схема №1

  1. Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан

 

2.1 Порядок формирования  доходов и расходов государственного  бюджета

 

Функционирование бюджета, связанное с формированием и  использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы  стоимостного распределения. Обе категории  объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство  необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура  доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной  и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических  и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и  методы формирования доходов и осуществления  расходов.

Как правило, источником доходов  являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов  государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей  системой налоговых платежей и поступлениями  неналоговых средств относительно нестабильного характера. 
 Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

"Доходы" - все поступления  в бюджет, кроме поступлений от  правительственного заимствования  и полученных официальных трансфертов  (грантов);

"Полученные официальные трансферты (гранты)" - все поступления в  бюджет, кроме поступлений, входящих  в раздел "Доходы";

"Погашение" - поступления от  погашения выданных из бюджета  кредитов;

"Расходы" - все расходы из  бюджета, включая расходы по  обслуживанию государственного  долга, кроме платежей из бюджета  по кредитованию и погашению  основной суммы государственного  долга;

"Кредитование минус погашение" - платежи из бюджета по кредитованию  и поступления от погашения  ранее выданных из бюджета  кредитов и отражает чистое  кредитование;

"Кредитование" - платежи из  бюджета на возвратной основе;

"Финансирование дефицита бюджета" - поступления в бюджет по взаимствованию, за вычетом погашения основной суммы долга, или распределение профицита бюджета на погашение основной суммы долга, за вычетом поступлений по взаимствованию.

В свою очередь доходы подразделяются на:

  - налоговые поступления;

  - неналоговые поступления;

  - доходы от операции с капиталом.

Эти три основные категории  бюджетных поступлений дополняются  частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы  на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой  поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих  субъектов по бюджетным кредитам предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части - расходы  отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок  и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные  трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с  выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

Информация о работе Проблемы и мероприятия по совершенствованию процедур исполнения государственного бюджета Республики Казахстан