Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа
Целью работы является теоретический и практический анализ организации потребительского кредитования, а также выявление проблем и путей его совершенствования на примере ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и разновидности потребительского кредитования;
- проанализировать современную практику потребительского кредитования в условиях жесткой конкуренции банков и выявить основные проблемы потребительского кредитования;
Введение
3
1 Теоретические аспекты потребительского кредитования
6
1.1 Экономическая сущность, функции и принципы кредитования
6
1.2 Формы кредита
11
1.3 Разновидности потребительского кредитования
12
2 Анализ потребительского кредитования в ООО КБ «КОЛЬЦО
УРАЛА»
24
2.1 Характеристика банка ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА»
24
2.2 Анализ кредитного портфеля Банка
26
3 Проблемы и перспективы потребительского кредитования в России
36
Заключение
42
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Теоретические
аспекты потребительского |
6 |
1.1 Экономическая сущность, функции и принципы кредитования |
6 |
1.2 Формы кредита |
11 |
1.3 Разновидности потребительского кредитования |
12 |
2 Анализ потребительского кредитования
в ООО КБ «КОЛЬЦО |
24 |
2.1 Характеристика банка ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» |
24 |
2.2 Анализ кредитного портфеля Банка |
26 |
3 Проблемы и
перспективы потребительского |
36 |
Заключение |
42 |
Список использованных источников |
45 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие банковского
сектора экономики России в течение
последних 15 лет было крайне неравномерным.
Крупные кризисы в экономике
страны (например, кризисы 1998 или 2008 года)
приводили к банкротству
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.
В нашей стране до кризиса 2008 года наблюдается стремительный рост потребительского кредитования. Можно выделить несколько причин подобного роста: во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности, во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель), в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.
Актуальность потребительского кредитования для банков сегодня очевидна. Более того, многие небанковские структуры начали оказывать эту чисто банковскую услугу своим клиентам. В последние год-два появилась у банков и новая забота — конкуренты на рынке потребительского кредитования из небанковской, а именно торговой сферы. Фактически сегодня уже многие крупные торговые сети занимаются потребительским кредитованием своих покупателей, хотя юридически вроде бы заниматься этим не имеют права, поскольку это банковская операция. Такое положение дел вызывает у банков законное чувство протеста: небанковские организации выполняют чисто банковские операции безо всякого надзора со стороны регулирующих органов. Как быть в этой ситуации? Запретить эту ставшую уже широкой практику вряд ли возможно, да и нецелесообразно. Похоже, банки, поднимая данный вопрос и обсуждая его, скорее рассчитывают, с одной стороны, на смягчение надзора (для себя) со стороны Центробанка в данной сфере, а с другой — на появление новых эффективных форм обоюдовыгодного сотрудничества банков и магазинов в сфере потребительского кредитования.
Кроме того, в российской практике потребительского кредитования существует еще много проблем, которые освещаются в данной курсовой работе. Поэтому тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Целью работы является теоретический и практический анализ организации потребительского кредитования, а также выявление проблем и путей его совершенствования на примере ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть
сущность и разновидности
- проанализировать современную практику потребительского кредитования в условиях жесткой конкуренции банков и выявить основные проблемы потребительского кредитования;
- сформировать
предложения по
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».
Предметом исследования являются экономические отношения по поводу организации потребительского кредитования в России.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе работы на основе сопоставления различных точек зрения раскрываются теоретические аспекты потребительского кредитования: его необходимость, роль, сущность, принципы, а также разновидности.
Во второй главе на примере ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» уделено внимание анализу кредитного портфеля Банка.
В третьей главе данной работы выявляются наиболее существенные проблемы организации потребительского кредитования, предлагаются варианты их решения (одним из способов решения данных проблем выступает страхование рисков) и пути совершенствования существующей практики организации потребительского кредитования.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются основные выводы и обобщаются предложения по совершенствованию современной практики организации потребительского кредитования.
Теоретической и методологической основой исследования в курсовой работе выступают труды российских и зарубежных ученых – экономистов и специалистов в области банковской деятельности, на основе которых разработана теоретическая база изучаемых вопросов.
Информационная
база исследования состоит из федеральных
законов и нормативно-
Кредит
– экономическая категория.
Под категорией понимаются общественные,
специфические, однородные отношения,
которые в абстрактном виде характеризуют
одну из сторон общественного бытия
[21, с. 69].
Кредит (лат. «credit») в переводе с латинского означает «верю, доверяю». Однако многие авторы утверждают, что термин «кредит» исходит от лат. «сreditum» - «долг», «ссуда». Кроме того, он связан с иным близким по значению термином — «credo», т.е. «верю». Таким образом, под кредитом как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с размещением временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности. Однако данное понятие не единственное, и многие российские ученые дают свое толкование понятия «кредит».
О.И. Лаврушин утверждает, что кредит – это «разновидность экономической сделки, договор между юридическими и (или) физическими лицами о займе (ссуде)» [16, с. 258]. Следует заметить, что в данном определении не идет речи об основных принципах кредитования – возвратности, срочности и платности. Т.е. заемщик получает кредит на условиях доверия, что в общих чертах отражает первоначальную сущность кредита, но не учитывает современных условий хозяйствования.
М.В. Романовский и О.В. Врублевская расширяют в своих трудах понятие, данное выше: «кредит – определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности» [22, с. 369]. Это понятие дано еще в 1998 году, и на протяжении восьми лет не пересматривалось. Но уже в 2007 году М.В. Романовский в соавторстве с другим известным ученым – Г.Н. Белоглазовой – дает следующее понятие кредита: «предоставление денег или имущества другому юридическому либо физическому лицу в собственность на условиях срочности, возвратности и платности» [20, с. 336].
По моему мнению, наиболее полно отражает сущность современного кредита определение, данное Романовским и Белоглазовой, поскольку оно учитывает в себе и нормы гражданского права, в котором кредит – это «денежные средства, выдаваемые заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее»1 и три основных принципа кредитования: платность, срочность и возвратность.
Кредит возникает на второй стадии процесса воспроизводства — стадии распределения. Способом организации кредитных отношений является ссуда. Так как кредит — экономическая категория, то правильнее говорить не «выдать кредит, получить кредит», а «выдать ссуду, получить ссуду».
Участниками кредитных отношений являются кредитор и заемщик. Кредитор предоставляет ссуду на время, оставаясь собственником ссуженной стоимости. Для выдачи ссуды кредитору необходимо иметь определенные средства. Их источником могут стать собственные накопления, а также заемные средства, полученные от других хозяйствующих субъектов.
Заемщик получает ссуду и обязуется ее возвратить к обусловленному сроку. Заемщик не является собственником ссуженного капитала, он лишь временный его владелец. Он использует ссуду в производстве или обращении, чтобы извлечь доход, и возвращает ссуду после ее участия в кругообороте и получения дополнительной прибыли. Заемщик платит за кредит ссудный процент, он должен обладать определенным имущественным обеспечением, гарантирующим возврат кредита по требованию кредитора.
Временно свободные денежные средства, предназначенные для предоставления в ссуду, называются кредитными ресурсами. Совокупность денежных средств, передаваемых во временное пользование за плату в виде процента, называется ссудным капиталом. Специфика ссудного капитала проявляется в процессе его перемещения от кредитора к заемщику и обратно. Ссудный капитал, находящийся в собственности кредитора, представляет собой своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется ею способностью продуктивно использоваться заемщиком, обеспечивая ему прибыль, часть которой идет на погашение процента, взимаемого за пользование ссудой.
Основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе производства, в том числе:
Кредит выполняет определенные функции. Ниже даны наиболее часто встречающиеся функции:
Как следует из понятия кредита, кредитные отношения строятся по определенным правилам (принципам). Наиболее часто упоминаемыми принципами являются возвратность, срочность и платность. К ним обычно добавляют другие, не менее значимые принципы [21, с. 154].
1.2 Формы кредита
Сущность кредита выражается не только в функциях и принципах, но и в его формах. Исторически сложились следующие формы кредита:
1. Банковский кредит – это кредит, предоставляемый банками и другими денежными субъектами заемщикам в виде денежных ссуд. Это наиболее распространенная форма кредитных отношений. Именно банки чаще всего предоставляют ссуды хозяйствующим субъектам, которые временно нуждаются в финансовой помощи. Банковский кредит имеет свои особенности:
- его источник – привлеченный капитал, т.е. полученный за счет средств банковских клиентов;
- банк ссужает временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, помещенные на счетах в банке;
Информация о работе Проблемы и перспективы потребительского кредитования в России