Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа
Целью работы является теоретический и практический анализ организации потребительского кредитования, а также выявление проблем и путей его совершенствования на примере ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и разновидности потребительского кредитования;
- проанализировать современную практику потребительского кредитования в условиях жесткой конкуренции банков и выявить основные проблемы потребительского кредитования;
Введение
3
1 Теоретические аспекты потребительского кредитования
6
1.1 Экономическая сущность, функции и принципы кредитования
6
1.2 Формы кредита
11
1.3 Разновидности потребительского кредитования
12
2 Анализ потребительского кредитования в ООО КБ «КОЛЬЦО
УРАЛА»
24
2.1 Характеристика банка ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА»
24
2.2 Анализ кредитного портфеля Банка
26
3 Проблемы и перспективы потребительского кредитования в России
36
Заключение
42
Список использованных источников
С учетом имеющегося продуктового ряда для частных клиентов нишей банка на рынке Уральского региона является среднесрочное (3-5 лет) и долгосрочное (ипотечное) кредитование населения.
В целом российский рынок потребительского кредитования испытывает небывалый рост, причем, по оценкам экспертов, потенциал этого рынка далеко не исчерпан, и активный рост объемов потребительских кредитов будет продолжаться еще в течение двух - трех лет.
Однако состояние
российского рынка
С точки зрения банка можно выделить следующие основные проблемы потребительского кредитования.
Кредитные истории. Банк также должен оперативно отсекать недобросовестных заемщиков, которые привлекали кредиты ранее и не смогли их должным образом вернуть.
Правоохранительными органами уже зафиксированы случаи мошенничества, связанного с получением розничного кредита. Мошенники используют подставных лиц или их паспорта для многократного получения кредита, который они изначально не собираются возвращать. Приобретенные товары продаются, а следующий кредит берется в другой организации. При этом в отсутствие системы кредитных бюро банки лишены возможности отследить таких заемщиков.
В долгосрочной перспективе отсутствие кредитных историй в долгосрочном плане также приводит к бесконтрольному кредитованию одного заемщика в нескольких банках, что может вызвать кризис «перекредитования». Остается надеяться, что закон о кредитных историях появится на свет в обозримом будущем.
Целевое использование кредита. Предположим, что банк выдает заемщику кредит на получение образования в надежде, что это поможет ему повысить его доходы и своевременно вернуть кредит с процентами. Однако заемщик расходует полученный кредит на приобретение бытовой техники. В такой ситуации банк не имеет возможности контролировать целевое использование кредита и адекватно воздействовать на заемщика.
Гражданский иск и уголовное преследование. Предъявление иска против потребителя вряд ли имеет для банка большие перспективы, если учитывать потраченное время юристов, судебные издержки, расходы на исполнение судебного акта, которые могут превышать размер самого кредита. Эта проблема связана как с общей неповоротливостью судебной и исполнительной системы, так и с объективными трудностями судопроизводства и исполнения против физических лиц в нашей стране (в связи с низким уровнем доходов, недостаточностью имущества, отсутствием должника и т.д.).
Банки в ряде случаев решают проблему недобросовестности своих клиентов не путем возбуждения гражданского иска, а используя ресурсы собственной службы безопасности и возможности сотрудничества с правоохранительными органами. Этот подход часто оказывается действенным, поскольку перспективы уголовного преследования (ст. 159 УК РФ «Мошенничество») обычно видятся заемщику малопривлекательными.
Залог. Несмотря на то, что залог является одной из наиболее популярных форм обеспечения кредитных обязательств, механизм реализации залога представляет собой достаточно сложный и неудобный процесс. По действующему Гражданскому кодексу регистрация залога движимого имущества (в том числе автомобиля) не предусмотрена. Это означает, что, отдав автомобиль в залог банку, недобросовестный заемщик может, при некоторой изворотливости, продать или повторно его заложить. К сожалению, возврата к ранее действующей системе регистрации залога автотранспортных средств в ближайшем будущем не ожидается.
Банк также столкнется с рядом сложностей на стадии обращения взыскания и реализации предмета залога. Реализация заложенного имущества должна осуществляться на публичных торгах (ст. 349 и 350 ГК РФ). Реализация предмета залога на комиссионных началах, к сожалению, не предусмотрена действующим Гражданским кодексом. Стоимость организации взыскания заложенного имущества, таким образом, может быть сравнима со стоимостью самого имущества. И даже такое эффективное средство обеспечения обязательств, как залог, на практике оказывается для кредитора не столь удобным.
Таким образом, после проведенного анализа становится понятно, что в области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных юридических проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.
Однако практика российских банков в этой сфере финансовых услуг вселяет определенную надежду на то, что эти проблемы носят временный характер и найдут свое разрешение в недалеком будущем. Как уже было отмечено, ведется законодательная работа по созданию необходимой нормативной базы - закона «О потребительском кредитовании» и закона «О бюро кредитных историй». Усилия по совершенствованию нормативной базы в области потребительского кредита предпринимает также Центральный банк.
Темпы роста объемов потребительского кредита в России позволяют говорить о росте доверия населения к кредитным продуктам. Позитивный опыт накапливается и самими банками. Можно надеяться, что указанные факторы в ближайшие годы приведут к созданию в России стабильного рынка потребительского кредита.
Охарактеризуем основные проблемы потребительского кредитования, возникающие в деятельности ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».
Проблемы организации операций кредитования в дополнительных офисах:
Система обучения.
Проблемы контроля рисков.
Предложения по оптимизации потребительского кредитования в ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».
Оценочную стоимость недвижимого имущества, транспортных средств и другого имущества определять на основании:
При подготовке
кредитным работником заключения целесообразно
использовать отчеты об оценке стоимости,
выполненные в отношении
Таким образом, исследование условий потребительского кредитования позволяет определить основные предпосылки дальнейшего развития потребительского кредитования в России:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребительский кредит представляет собой предоставление коммерческими банками или финансово-банковскими учреждениями с правом кредитной деятельности кредитов физическим лицам для удовлетворения их потребностей. Потребительский характер кредита определяется целью (объектом кредитования) предоставления кредита.
Основным результатом от внедрения различных форм и видов потребительского кредитования становится повышение уровня жизни населения страны, ускорение товарооборота и создание условий для развития производства, и, как следствие этого, - снижение социальной напряженности в обществе в результате доступности более высокого качества жизни для широких слоев населения.
Потребительская форма кредита в отличие от его производительной формы используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости, преследует цель удовлетворить потребительские нужды заемщика.
По своему экономическому содержанию потребительский кредит является частью банковского, расширяя его действие на физических лиц.
Таким образом, необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров.
ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» осуществляет кредитование физических лиц на следующие цели: на неотложные нужды – приобретение транспортных средств, дорогостоящих предметов домашнего обихода, хозяйственное обзаведение, платные медицинские услуги, и другие цели потребительского характера; на приобретение, строительство, реконструкцию и ремонт объектов недвижимости, включая долевое участие в финансировании строительства объектов недвижимости по договору инвестирования; на образовательные цели; на покупку потребительских товаров и неотложные нужды под залог мерных слитков драгоценных металлов; на покупку жилья на финансируемых банком объектах жилищного строительства; на различные цели работникам финансово устойчивых предприятий и организаций под корпоративные гарантии; на оплату услуг по установке телефона и подключению к абонентской сети; на неотложные нужды под заклад ценных бумаг; на оплату дорогостоящих товаров длительного срока пользования под залог приобретаемого имущества.
Пути минимизации риска для ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» могут быть следующие:
Сформированные предложения по совершенствованию потребительского кредитования в ООО «КОЛЬЦО УРАЛА» базируются и на следующих тенденциях на рынке:
Информация о работе Проблемы и перспективы потребительского кредитования в России