Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью работы является анализ проблем и перспектив развития финансового контроля в РФ.
Для достижения цели в ходе работы необходимо рассмотреть следующие задачи:
· Содержание финансового контроля,
· Понятие финансового контроля,
· Виды и принципы осуществления финансового контроля,
· Органы финансового контроля,
· Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ,
· Пути развития финансового контроля в РФ,
· Актуальные проблемы финансового контроля.
Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.
Введение
1. Финансовый контроль: понятие, виды
1.1 Понятие финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля и принципы его осуществления
1.3 Органы финансового контроля, их задачи и функции
2. Проблемные аспекты, возникающие при осуществлении финансового контроля
2.1 Актуальные проблемы финансового контроля в РФ
2.2 Анализ проблем финансового контроля на современном этапе
3. Современное состояние финансового контроля и перспективы развития
3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ
3.2 Пути развития финансового контроля в РФ
Заключение
Список литературы
Ревизия - эта форма
контрольного мероприятия, применяемая
для углубленного и расширенного
охвата объекта контроля. Отличительной
чертой ревизии является то, что
при проверке объекта используются
различные источники
Выявленные нарушения законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, для ревизий характерна конкретность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системой доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации и т.д.) Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2008. N 2. С. 61.
.
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
По уровням управления контрольные мероприятия можно разделить на общегосударственные, когда осуществляется проверка ряда министерств и ведомств; отраслевые - проверка той или иной отрасли и выборочно отдельных ее предприятий и организаций; региональные - когда проверяется регион и его отдельные предприятия; объектные - когда проверяется отдельное предприятие, банк, АО и т.п.
По субъектам
контроля он (контроль) делится на две
категории: внутренний контроль, когда
проверка осуществляется ведомственным
органом контроля, например, проверка
предприятия АПК контрольным
органом Минсельхозпрода
Классификация по
объектам контроля отражает собственно
специфику этих объектов: контроль
органов государственного управления;
контроль банков; контроль предприятий
сферы материального
По информационному
обеспечению различают
Документальный
контроль заключается в установлении
сущности и достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и
Фактический контроль
состоит в определении
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы Денисенко В.В. «Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля»// «Современное право», 2008, № 3
.
· Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
· Принцип системности
означает, что при проведении контрольных
мероприятий должны рассматриваться
все стороны объекта контроля
и вся система его взаимосвязей
по вертикали и горизонтали
· Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
· Принцип законности
обусловлен Конституцией Российской Федерации,
предусматривающей, что государство,
все его органы (в том числе
и контрольные) действуют на основе
законности, обеспечивают охрану интересов
общества и граждан. Органы финансового
контроля, их должностные лица при
исполнении своих обязанностей должны
соблюдать Конституцию
· Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
· Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
· Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
· Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
1.3 Органы финансового контроля, их задачи и функции
Государственный
финансовый контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными.
Законодательство предусматривает
проведение не реже одного раза в год
соответствующими контрольными и финансовыми
органами комплексных ревизий и
тематических проверок поступления
и расходования бюджетных средств
в федеральных органах
Государственный контроль осуществляют органы представительной (законодательной) исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство
финансов РФ согласно Положению, утвержденному
Постановлением Правительства РФ от
06.03.98г., является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в
стране и координирующим деятельность
в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти. В
составе министерства создано Контрольно-
Министерство
финансов РФ в процессе финансового
контроля осуществляет следующие основные
функции Грачева Е.Ю. Финансовая
деятельность и финансовый контроль
в системе социального
:
· проводит в пределах своей
компетенции комплексные
· контролирует в установленном
порядке рациональное и целевое
использование средств
· проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
· организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Финансовые органы субъектов
РФ при осуществлении
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию (ФС) РФ. Она создана для усиления контроля со стороны ФС РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.
Председатель счетной палаты назначается Государственной думой на шесть лет. Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя ее председателя. Конкретные участки работы палаты ведут аудиторы Счетной палаты. Это - должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Шесть аудиторов назначаются на шесть лет Госдумой, еще шесть - Советом Федерации. Аппарат Счетной палаты представлен инспекторами и иными штатными сотрудниками, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11.01.95г. ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2003. № 2. С. 11.
:
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
· определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
· оценка обоснованности доходных и расходных проектов федерального бюджета;
· финансовая экспертиза проектов
федеральных законов и
· анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
· контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
· регулярное представление палатам ФС РФ информации и ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Основные функции Счетной палаты РФ Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2003. № 2. С. 11.
:
· контрольно-ревизионная (организация и проведение оперативного контроля за исполнение федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных и внебюджетных фондов; подготовка и представление в Совет Федерации и Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);
· экспертно-аналитическая (экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ, подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ);
· информационная и др.
Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В случаях выявления нарушений
в хозяйственной, финансовой или
иной деятельности, наносящих государству
ущерб и требующих пресечения,
Счетная палата РФ вправе давать администрации
проверяемой организации
Счетная палата РФ должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), подчиняясь Президенту РФ и Правительству РФ, выполняет следующие главные задачи Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 5. - С. 13-17.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ