Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ проблем и перспектив развития финансового контроля в РФ.
Для достижения цели в ходе работы необходимо рассмотреть следующие задачи:
· Содержание финансового контроля,
· Понятие финансового контроля,
· Виды и принципы осуществления финансового контроля,
· Органы финансового контроля,
· Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ,
· Пути развития финансового контроля в РФ,
· Актуальные проблемы финансового контроля.
Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.

Содержание работы

Введение
1. Финансовый контроль: понятие, виды
1.1 Понятие финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля и принципы его осуществления
1.3 Органы финансового контроля, их задачи и функции
2. Проблемные аспекты, возникающие при осуществлении финансового контроля
2.1 Актуальные проблемы финансового контроля в РФ
2.2 Анализ проблем финансового контроля на современном этапе
3. Современное состояние финансового контроля и перспективы развития
3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ
3.2 Пути развития финансового контроля в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гос и мун фин-курсяк Финансовый контроль проблемы и перспективы развития.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

:

· выработка и проведение единой государственной налоговой  политики;

· взимание налогов и сборов;

· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

· осуществление контроля за соблюдение законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие  бюджеты государственных налогов  и других платежей;

· контроль за производством  и оборотом этилового спирта и  алкогольной продукции.

Функции МНС Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и  будущее // Государственная власть и  местное самоуправление. - 2006. - № 5. - С. 13-17.:

· проводит непосредственно  и организует работу государственных  налоговых инспекций по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в  бюджет;

· производит в министерствах  и ведомствах, на предприятиях, в  учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и  у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и  уплатой налогов и других платежей в бюджет;

· организует работу государственных  налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву  наследования к государству, и кладов;

· осуществляет возврат излишне  взысканных и уплаченных налогов  и других обязательных платежей в  бюджет через кредитные организации;

· анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах  и иных платежах в бюджет и другие функции.

· МНС имеет разветвленную  сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями  по районам, районам в городах, городам  без районного деления, инспекциями  межрайонного уровня. В соответствии со ст.18 Положения о министерстве эти структуры реализуют в  процессе своей деятельности следующие  функции:

· осуществляют контроль за соблюдением законодательства о  налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные  фонды;

· обеспечивают своевременный  и полный учет плательщиков налогов  и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

· контролируют своевременность  представления плательщиками бухгалтерских  отчетов и балансов, налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой платежей в бюджет, а  также проверяют достоверность  этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

· передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная  ответственность;

· предъявляют в суд  и в арбитражный суд иски;

· приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций  и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Федеральная служба налоговой  полиции (ФСНП) также является субъектом  государственного контроля. Федеральные  органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и  составной частью сил обеспечения  экономической безопасности государства. Образованы Законом РФ «О федеральных  органах налоговой полиции» от 24.06.93г.

Основные задачи этих органов  Щуплецова Ю.И. Финансовое право. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2009.

:

· выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

· обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых  инспекций;

· предупреждение, выявление  и пресечение коррупции в налоговых  органах.

Система федеральных органов  налоговой полиции обладает рядом  особенностей в построении и организации  деятельности. ФСНП возглавляется директором, осуществляющим общее руководство  деятельностью федеральных органов  налоговой полиции и координацию  их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами. Территориальными органами являются органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и округам. Местными органами налоговой полиции  являются органы налоговой полиции  районов в городах Москве и  Санкт-Петербурге, а также межрайонные  отделы управлений отделов ФСНП.

Банковский контроль является важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной  деятельностью, осуществляемый банками  в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Существует несколько  главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет  наличие у предприятия собственных  оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной  деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет  ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия  товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих  субъектов, а также на месте с  проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в  процессе кредитования сочетается с  контролем, осуществляемым при организации  расчетов. Выполняя поручение клиента  на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные  работы - в соответствии с договором  или на другом указанном в нормативном  акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных  средств. Банки контролируют своевременность  предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем  в установленные сроки. Отказ  плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются  со счета заказчика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдение банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать  и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским  фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской  и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания  об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может  предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому  оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

Финансовый контроль - составная  часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством финансов для решения  своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Назначение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

финансовый контроль

2. Проблемные аспекты,  возникающие при осуществлении  финансового контроля

2.1 Актуальные  проблемы финансового контроля  в РФ

В современном государстве  реализация экономической политики осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. По нашему мнению, финансовый контроль является одним из наиважнейших средств управления финансовой системы  государства - реализацией функции  государственного контроля. Сам же «государственный контроль как один из общих и обязательных элементов  государственного управления реализуется  в различных направлениях, но от имени и в интересах государства». Вполне естественно, что финансовый и государственный контроль соотносятся  между собой как часть и  целое.

С другой стороны, в качестве наиважнейшего элемента экономической  безопасности страны и ее суверенитета рассматривается финансовая безопасность, «которая является основным условием способности государства осуществлять самостоятельную финансово - экономическую  политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства  в целом можно определить как  состояние экономики, при котором  обеспечивается формирование положительных  финансовых потоков государства  в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций». Вполне естественно, что финансовый контроль необходимо рассматривать как одно из важнейших  средств обеспечения финансовой безопасности. Таким образом, государственный  финансовый контроль рассматривается  и как механизм и средство «защиты  от угроз экономической безопасности, так как финансово-кредитная система  страны может работать эффективно при  жестком, комплексном, регулярном и  действенном контроле». В науке  финансового права было выработано достаточно много определений финансового  контроля.

По нашему мнению наиболее удачно определение, разработанное  В.В. Бурцевым. Так вот, согласно нему «под финансовым контролем следует  понимать осуществляемую с использованием специфических организационных  форм и методов деятельность государственных  органов, а в ряде случаев и  негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений  в бюджет и сохранности государственной  собственности».

Отметим тот факт, что  Советский Союз располагал достаточно развитой системой органов финансового  контроля, которая в условиях административно-командной  экономической системы определенно  справлялась с поставленными  перед ней задачами, то есть была эффективной. Однако вопрос в том, что  с переводом экономики на рыночные рельсы, сохранение в неизменном виде системы финансового контроля было совершенно не возможно. Наиболее четко  необходимость создания работоспособной  и сбалансированной системы органов  финансового контроля для отечественных  законодателей стала очевидна к 1996 году. В конечном счете, это выразилось в проделанной законодательной  работе, венцом которой стал указ Президента РФ "О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ", а так же дебаты в Государственной  Думе по вопросам начала законодательной  работы над ФЗ "О финансовом контроле»  Щуплецова Ю.И. Финансовое право. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2009.

.

К настоящему времени Россия обладает вполне устойчивой, работоспособной  и действенной системой финансового  контроля.

Согласно классификации, предложенной Н.И. Химичивой, в настоящий  момент таковой контроль осуществляется силами представительных органов государственной  власти и местного самоуправления, аппарата Президента РФ, исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов. Имеет  место быть как ведомственный, так  и внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль. По нашему мнению в рамках настоящей  статьи нет возможности всесторонне  рассматривать вопрос правового  статуса, полномочий и компетенции  действующих органов финансового  контроля - он неоднократно поднимался совершенно разными учеными правоведами, как в небольших научных публикациях, так и в серьезных монографических  исследованиях. Для нас же важен  вопрос, насколько эффективна ныне действующая система финансового  контроля.

Средства массовой информации достаточно регулярно предоставляют  информацию, свидетельствующую о  непрерывной деятельности и работе различных органов и институтов финансового контроля. Например, нецелевое  использование бюджетных средств  в объеме 6,4 млн. руб. установило Управление финансового контроля Иркутской  области в результате проверок, проведенных  в 2006 году. Или, нецелевое использование 21 миллионов рублей бюджетных средств  администрацией Добрянского района в 2003-2005 годах вскрыла совместная проверка отдела контроля и Главного управления финансов Пермского края. Таким образом, с одной стороны  система финансового контроля в  России работает, а ее деятельность приносит результаты. С другой стороны, рядом авторов отмечается, что  «практика свидетельствует, в настоящее  время в Российской Федерации  функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в  том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между  собой. В научном смысле - это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект  последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных  органов». Более того, если проанализировать точки зрения различных авторов-правоведов на само понятие финансового контроля, становится ясно, что в правовой науке так и не выработано единого  подхода к данному понятию. В  продолжение этого, отмечается тот  факт, что «государственный финансовый контроль в сфере противодействия  легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем находится на сегодняшний  день внеудовлетворительном состоянии, поскольку, несмотря на весь положительный  опыт, имеющийся в сфере борьбы с вышеуказанным деянием, данная деятельность (прежде всего правоохранительных органов), не доводится до логического  конца». Другой существенный недостаток действующего законодательства заключается  в том, что недостаточно хорошо разработан «институт ответственности за финансовые правонарушения. Из 18 составов преступлений, предусмотренных Бюджетным кодексом, в Кодексе административных нарушений  устанавливается ответственность  лишь по трем составам».

Информация о работе Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ