Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Необходимость в страховании появилась давно. Это было связано с развитием торговых и экономических, гражданских и правовых отношений в мире. Как предприятия, так и частные лица всегда пытались сократить ущерб от различных внешних непредсказуемых явлений. Поэтому, с возникновением потребности в уменьшении влияния рисков, появлялись и специальные лица и учреждения, бравшие на себя ответственность по этим рискам за определённую плату.
ВВЕДЕНИЕ……...……..………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях……………………………...……………….7
1.1. Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства………………………………………………………………..……………7
1.2. Основные составляющие страхового рынка…………………...………….11
1.3. Необходимость и особенности государственного регулирования функционирования страхового рынка в Республике Беларусь…………………….16
2. Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2009-2010гг………………...……..21
2.1. Анализ динамики финансовой структуры страхового рынка………...….21
2.2. Анализ динамики отраслевой структуры страхового рынка…………….23
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности страховых организаций…………………………………………………………………………..…….24
3. Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе……..........................27
3.1. Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка ……………………………….……………………………….27
3.2. Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта…………………………………………………………………..………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…….….……….…….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39
В качестве объекта страхования в личном страховании выступает жизнь, здоровье, трудоспособность, в имущественном страховании – здания, сооружения, материальные ценности.
Предметом купли-продажи на рынке страхования являются страховые продукты. Страховой продукт — это набор основных и вспомогательных услуг, предоставляемых страхователю при заключении договора страхования. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка [3].
Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.
Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы (денежная сумма, указывающая, максимальную страховую ответственность страховщика). Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Но она не означает потери продавца, так как число полисов обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого страховщик не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно.
Страховщиком устанавливается
определенные соотношения между
платежами страхователей и
Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов[4, с. 215].
Организация и проведение гибкой тарифной политики являются одной из главных составляющих страхового рынка. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным страхователям [5, с. 45].
Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций. Основная функция страхового рынка — компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования.
Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму.
Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования.
Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства.
Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования.
Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население.
Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности.
Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования.
Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.
Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы, как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д. [6, с. 284].
1.2 Основные составляющие
Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Структура страхового рынка
Примечание. Источник: собственная разработка
Страховые организации — институциональная основа страхового рынка. Страховая организация или страховая компания — это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования [7, с. 153].
Страховые организации классифицируются по следующим признакам (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Классификация страховых организаций
Источник: собственная разработка
Государственная страховая компания — форма организации страхового фонда государством. Она образуется:
Государство заинтересовано в монополии на проведение любых или отдельных видов страхования.
Акционерное страховое общество — наиболее широко распространенная форма страховой деятельности. Уставный капитал в этом случае формируется на основе централизации денежных средств путем продажи акций. Особенности акционерных страховых компаний:
Частные страховые компании:
К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорацию «Ллойд», которая представляет собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц.
Общество взаимного страхования — это форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Для данной разновидности страховых организаций характерно:
Если объем собранной
В отдельных
странах действуют
Негосударственные пенсионные фонды представляют собой форму организации личного страхования, гарантирующую рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного возраста (как правило, пенсионного). В странах с развитой рыночной экономикой негосударственные пенсионные фонды являются источником существенных инвестиций, а также важнейшим элементом системы социальной защиты.
Непременным составным элементом страхового рынка являются специализированные консалтинговые фирмы (компании) страховых экспертов. Основные задачи данных консультационных фирм:
Кэптивные страховые компании:
Страховой пул — это объединение страховых компаний для совместного страхования определенных, преимущественно особо крупных, опасных и малоизвестных рисков. Страховые пулы бывают двух типов: