Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики__ Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Необходимость в страховании появилась давно. Это было связано с развитием торговых и экономических, гражданских и правовых отношений в мире. Как предприятия, так и частные лица всегда пытались сократить ущерб от различных внешних непредсказуемых явлений. Поэтому, с возникновением потребности в уменьшении влияния рисков, появлялись и специальные лица и учреждения, бравшие на себя ответственность по этим рискам за определённую плату.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...……..………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях……………………………...……………….7
1.1. Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства………………………………………………………………..……………7
1.2. Основные составляющие страхового рынка…………………...………….11
1.3. Необходимость и особенности государственного регулирования функционирования страхового рынка в Республике Беларусь…………………….16
2. Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2009-2010гг………………...……..21
2.1. Анализ динамики финансовой структуры страхового рынка………...….21
2.2. Анализ динамики отраслевой структуры страхового рынка…………….23
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности страховых организаций…………………………………………………………………………..…….24
3. Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе……..........................27
3.1. Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка ……………………………….……………………………….27
3.2. Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта…………………………………………………………………..………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…….….……….…….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

strahovoy_rino (Восстановлен).docx

— 185.84 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1 Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка

 

 

Главная задача развития отечественной страховой отрасли – это увеличение доли страховых взносов в ВВП и приближение страхового рынка к показателям соседних стран. К 2016 году удельный вес страхования в ВВП должен вырасти до 1,5%. Однако тенденции динамичного увеличения пока не наблюдается. В условиях кризисных явлений и связанной с этим неопределенности строить политику развития страхования на наращивании поступлений недостаточно и неэффективно.

Для понимания ситуации, сложившейся в страховом секторе, необходимо фундаментальное представление о причинах, сущности и содержании процессов, влияющих на развитие страхового рынка. Следует понимать, что устойчивую основу для последующего развития страхования могут создать только широкомасштабные инвестиции в реальный сектор отечественной экономики и соответствующая экономическая политика. Иначе придется снова прибегнуть к введению со стороны государства новых видов принудительного страхования.

Следует признать, что сложившаяся модель страхового рынка не полностью соответствует  потребностям белорусской экономики и лишь частично выполняет основные функции страхования. Небольшой объем спроса на страховые услуги относительно величины рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, отражается в значительном уровне недострахования белорусских промышленных предприятий и имущественных интересов граждан. Низкий уровень капитализации белорусских страховых компаний не позволяет им в полной мере удовлетворить растущий спрос на страховые услуги. А недостаточный уровень развития национального перестраховочного рынка делает белорусскую страховую отрасль неконкурентоспособной на мировых финансовых рынках.

Уклон страхового рынка в пользу обязательных видов страхования создает предпосылки для развития системного кризиса в страховой отрасли и снижает ее эффективность. Кроме того, рост объемов страхового рынка не сопровождается развитием его инфраструктуры, совершенствованием IT-технологий и увеличением числа профессиональных кадров.

Низкие уровни стандартов деятельности ряда страховых компаний, а также несовершенство нормативной базы приводят к нерезультативному использованию инструмента страхования [18, с. 14].

Совершенно очевидно, что страховой отрасли необходима иная концепция дальнейшего развития. Страховому рынку нужно достигнуть уровня развития, который позволит ему в полной мере удовлетворять потребности экономики и общества: обеспечивать непрерывность процесса производства и возмещения убытков предприятий за счет страховых организаций; предупреждать и снижать вероятный ущерб при страховых событиях; содействовать социально-экономической стабильности.

Для реализации возможностей страховой отрасли нужна более активная государственная поддержка. Государство должно осознать роль страхования как стратегического сектора экономики, благодаря которому в Беларуси будет осуществлен переход к социально ориентированному рыночному росту.

Основными направлениями в плане роста объемных показателей страхового рынка в новой концепции должна стать стимулирование спроса на страховые услуги и содействие повышению страховой грамотности населения и бизнеса, увеличение капиталов страховых организаций. В плане преодоления структурных диспропорций – снижение доли обязательных видов страхования в совокупных взносах и повышения эффективности работы систем обязательного страхования, базирование их на основе рыночных принципов; развитие инфраструктуры страхового рынка; поэтапное создание равных условий деятельности для страховых организаций всех форм собственности. В плане повышения эффективности страхового сектора – развитие конкуренции, совершенствование страхового законодательства, форм и методов страхового надзора, поэтапное введение требований к МСФО по  составлению отчетности.

Государство и страховое сообщество в целом должны заботиться о повышении страховой грамотности населения, обеспечении высоких стандартов качества предоставляемых услуг, формирования имиджа страховых компаний как надежных защитников на случай чрезвычайных ситуации.

Роль обязательных видов страхования в развитии страхового рынка следует постепенно снижать. Государству необходимо пересмотреть механизмы функционирования имеющихся обязательных видов страхования и построить на их основе рыночных принципов. Обязательность страхования должна обеспечиваться экономическими и правовыми методами, вытекать из требований гражданского законодательства.

Рост объемов собранных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться развитием его инфраструктуры: созданием института независимых актуариев, совершенствованием деятельности оценщиков, страховых брокеров, повышением квалификации специалистов страхового дела.

Для предотвращения противоречий на страховом рынке необходимо разработать единые принципы его регулирования. Важную роль здесь может сыграть профессиональная организация. К ней должны перейти функции по поддержанию норм ведения бизнеса, созданию единых баз данных по страхователям и сбору страховой статистики, определению рекомендованного среднего уровня тарифов по различным видам страхования, разработке типовых правил по новым страховым продуктам и т.д.

Развитие страхового законодательства должно происходить в направлении создания системы законодательных актов в сфере страхования и определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых компаний, предоставлении возможности защищать свои права в равной мере всем субъектам страхового рынка. Возможно составление страхового кодекса Республики Беларусь.

Основной фактор сокращения зависимости белорусской экономики от внешних страховых рынков – развитие собственного перестраховочного рынка. Для этого государству следует содействовать устранению институциональных ограничений на передачу рисков страховыми организациями.

Необходим переход на единственные требования и стандарты, применяемые в международной практике, в том числе применять правила, нормативы и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами. Для этого необходимо совершенствовать нормативную правовую базу бухгалтерского учета и отчетности.

Государственное регулирование должно содействовать учреждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, которые могут нанести ущерб субъектам страховых отношений.

Не менее важная задача – развертывание страховой пропаганды, воспитание в обществе страховой культуры. Для решения этой проблемы требуется объединить усилия страховщиков и государства.

 

 

3.2. Страховой маркетинг как инструмент  продвижения страхового продукта

 

 

Маркетинг в страховании представляет собой особый вид коммерческой деятельности, направленной на достижение стратегических и тактических целей страховой организации.

Задачей страхового маркетинга является увеличение количества страхователей путем внедрения новых или изменения уже существующих страховых продуктов и достижение максимально возможной степени удовлетворения потребностей страхователей.

Страховой маркетинг имеет две основные плоскости: макроэкономическую и практическую. С одной стороны, это явление страхового рынка, определяющее лицо страхования; а с другой – практический инструмент работы страховых компаний. Последнее олицетворение маркетинга играет все большую роль в повышении прибыльности компаний. Поэтому практическая сторона страхового маркетинга представляет собой набор инструментов для улучшения рыночной результативности страховщика. В связи с этим в последнее время страховой маркетинг становится одной из составляющих технологического арсенала страховщиков и иных субъектов страхового рынка — брокеров, агентов и др. [19].

Система сбыта страховой продукции для  большинства современных компаний является основной частью организационной  структуры, наиболее важной с точки  зрения маркетинга. Объясняется это следующим образом: в условиях рынка сложнее всего именно продать страховой продукт, а общение с клиентурой по поводу приобретения полиса как раз является прерогативой системы сбыта страховой продукции.

Основным  принципом эффективного организационного построения страховой компании является ее максимальная ориентация на конечный результат — удовлетворенность клиентов ценой и качеством страхового обслуживания. Общая направленность работы компании не должна теряться в бюрократическом построении структуры. Поэтому отправной точкой создания структуры компании является построение систем сбыта страховой продукции, а все остальные подразделения – инвестиционные, юридические – можно считать обслуживающими по отношению к ней.

Способы продажи страховой продукции  можно разделить на прямые и косвенные. При прямой продаже клиент приобретает собственно страховой полис, при косвенных продажах страхование является дополнением к основному продукту — автомобилю, дому, сотовому телефону и т.д. Прямые продажи наиболее эффективны применительно к рынку страхования предприятий. На рынке страхования населения лучше применять системы косвенных продаж, а прямые подходят для сбыта массовой стандартизированной продукции повышенного спроса — например, обязательного страхования автогражданской ответственности. Тем не менее, современные белорусские страховщики применяют в основном прямые продажи, как на рынке корпоративного страхования, так и страхования населения.

В настоящее время известно несколько  типов прямых каналов сбыта страховой  продукции:

  1. через независимых специализированных страховых посредников — брокеров;
  2. непосредственно в офисе страховщика;
  3. через независимых посредников, для которых продажа страховой продукции не является основным занятием (банки и т.п.);
  4. у представителей страховщика, являющихся его штатными и нештатными сотрудниками (агентами),
  5. по компьютерной сети.

Каждая  из перечисленных систем сбыта соответствует  требованиям определенных потребительских  групп, а также может лучше  или хуже обслуживать различные группы рисков.

Самым простым и дешевым способом продаж страховой продукции является прямое приобретение полиса страхователем  непосредственно в офисе или  специальной торговой точке компании. Такая продажа является пассивной. Ее недостатком является то, что  она рассчитана на достаточно немногочисленных активных потребителей, самостоятельно выбирающих и приобретающих страховой  продукт. Размер этого рынка невелик  из-за незначительности прослойки активной клиентуры. Еще одним недостатком прямых продаж является то, что они наиболее эффективны применительно к простым, массовым страховым продуктам, цена которых, как правило, не велика.

Агентские сети являются наиболее эффективным  каналом продаж. Дело в том, что  агент может провести отбор потенциальных  клиентов, дойти до конечного потребителя, изложить ему суть предложения, убедить  в необходимости приобретения полиса. Поэтому они очень результативны при работе с пассивными потребителями, а также со сложными страховыми продуктами, смысл которых необходимо разъяснять потребителям. В то же время они дороги: на конкурентных рынках доля расходов на содержание агентских сетей в собираемой ими премии может доходить до 60%. Такие высокие издержки во многом определяются низким уровнем развития страхования в Республике Беларусь, который снижает эффективность агентского труда. Надо учитывать низкий уровень платежеспособности белорусского населения: доля расходов на ведение дела при продаже дешевых полисов объективно растет.

Агентские сети достигают наилучшего результата там, где имеется стабильное население, открытое для контактов. Крупным недостатком агентских сетей является необходимость обучения торговых представителей. Его основной составляющей является тренинг по организации продаж. Как показывает опыт, залогом успешных агентских продаж является умение искать клиентов и решать их разнообразные проблемы при помощи страховых инструментов.

Серьезное внимание в последнее время в  Беларуси уделяется участию банков в продаже страховой продукции. Это направление в развитии продаж вызвано желанием банков диверсифицировать  собственную деятельность и приобрести дополнительные рынки финансовых услуг. Оно может выражаться как в заключении договора со страховщиком, так и в создании банком собственного филиала — страховой компании. В обоих случаях страхователями являются клиенты банков. Такая сбытовая система стоит очень недорого. Банковские служащие, занятые обслуживанием клиентов, проходят курс дополнительного обучения и параллельно с банковским обслуживанием предлагают им различные страховые услуги.

В последнее время ведется разработка продаж страховой продукции через  Интернет. Основными инструментами  прямых продаж являются также рассылка почтовой рекламы потенциальным  клиентам. Почтовые отправления содержат в себе описания предлагаемых страховых продуктов, а также телефоны, по которым можно связаться со страховщиком. Как показывает опыт, прямые продажи наиболее эффективны, если они опираются на детализированные базы данных о потенциальных клиентах. В этом случае страховщик может направить своему потребителю детализированное коммерческое предложение, максимально адаптированное к потенциальным потребностям страхователя. Однако прямые продажи не будут эффективны, если не будут сопровождаться активной агентской работой при личном контакте.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики__ Беларусь в современных условиях