Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Необходимость в страховании появилась давно. Это было связано с развитием торговых и экономических, гражданских и правовых отношений в мире. Как предприятия, так и частные лица всегда пытались сократить ущерб от различных внешних непредсказуемых явлений. Поэтому, с возникновением потребности в уменьшении влияния рисков, появлялись и специальные лица и учреждения, бравшие на себя ответственность по этим рискам за определённую плату.
ВВЕДЕНИЕ……...……..………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях……………………………...……………….7
1.1. Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства………………………………………………………………..……………7
1.2. Основные составляющие страхового рынка…………………...………….11
1.3. Необходимость и особенности государственного регулирования функционирования страхового рынка в Республике Беларусь…………………….16
2. Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2009-2010гг………………...……..21
2.1. Анализ динамики финансовой структуры страхового рынка………...….21
2.2. Анализ динамики отраслевой структуры страхового рынка…………….23
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности страховых организаций…………………………………………………………………………..…….24
3. Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе……..........................27
3.1. Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка ……………………………….……………………………….27
3.2. Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта…………………………………………………………………..………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…….….……….…….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39
По сфере деятельности различают:
Продвижение страховых продуктов на страховом рынке и их реализацию преимущественно осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры.
Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховой агент выполняет следующие основные функции:
Страховой агент может действовать и от имени нескольких страховщиков.
Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Особенностью страхового брокера является то, что не является участником страхового договора.
Обязанность брокера:
После заключения договора страхования брокер может осуществлять консультирование страхователя по вопросам выполнения договора страхования, включая уплату им страховой премии (взносов), получение страховых выплат, если это предусмотрено соглашением между брокером и страхователем [9, с. 295].
Функционирование страхового рынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры.
Сюрвейеры — инспектора или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействие которых со страховщиком строится на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования.
Аджастеры — это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).
Важным звеном страхового рынка
выступает система
Опыт многих развитых стран с
устойчивой рыночной экономикой убеждает,
что для успешного
Субъектами государственного регулирования являются: страхователи, страховщики, страховые посредники, государство в лице его разнообразных институтов.
Предмет регулирования – страховая деятельность. Целью государственного страхового надзора является контроль над соблюдением интересов застрахованных, обеспечение гарантии исполнения договоров страхования.
Таким образом, регулирование – это совокупность способов и приемов упорядочения деятельности страховых организаций, определения направлений их развития в соответствии с требованиями законодательства с помощью таких рычагов, как регистрация, лицензирование, налоги, единообразное ведение учета и составление отчетности, публикация балансов и т.д. [11, с. 43].
Деятельность страховых
Главной задачей государственного
регулирования страховой
Государственное регулирование осуществляется президентом Республики Беларусь, национальным собранием Республики Беларусь, правительством Республики Беларусь, Департаментом страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь.
Президент определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности, вводит новые виды обязательного страхования, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией.
Правительство разрабатывает основные
направления государственной
Департамент страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь выполняет следующие задачи:
- государственная регистрация
субъектов страховой
- выдача лицензий на проведение
страховой и посреднической
- обеспечение единообразного
- принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования;
- представление Республики
- осуществление иных задач
Важнейшей среди данных задач является
регистрация страховых
Посредством регистрации осуществляется допуск на национальный страховой рынок субъектов хозяйствования. Устанавливаются требования, которым должна удовлетворять страховая организация:
- минимальный размер уставного фонда;
- наличие специального фонда
в иностранной валюте для
- предельная доля иностранного инвестора в уставном фонде белорусского страховщика;
- организационно-правовая форма создания и т.д.
Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на ведение данной деятельности на территории Республики Беларусь. Выдача лицензии производится на основании заявления, составленного по установленной форме.
Функции Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь:
- структура и минимальный
- соотношение между финансовыми
активами и принятыми
- платежеспособность и
- контроль за структурой и размером тарифных ставок по видам обязательного страхования, а также за размером отчислений в гарантийный фонд и другие фонды в соответствии с законодательством.
Департамент по страховому надзору
также выполняет
Орган государственного надзора за
страховой деятельностью
производить проверки выполнения страховыми
и перестраховочными
применять к страховым, перестраховочным организациям и страховым посредникам санкции за нарушение законодательства о страховании в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;
приостанавливать действие выданных лицензий до устранения выявленных нарушений на определенный срок, или давать указания об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензий, или принимать решения об их отзыве. При повторном или грубом нарушении порядка осуществления страховой или перестраховочной деятельности, на которую выдана лицензия, может ее аннулировать;
давать предписания владельцам страховой или перестраховочной организации либо ставить вопрос перед соответствующим государственным органом о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой или перестраховочной организации;
приостанавливать операции страховых и перестраховочных организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях их деятельности без регистрации либо соответствующей лицензии или систематического нарушения страховой или перестраховочной организацией требований действующего страхового законодательства;
взимать со страховых и перестраховочных организаций, их обособленных структурных подразделений и брокеров плату за регистрацию и выдачу им лицензий на осуществление страховой деятельности в размерах, установленных законодательством;
получать от страховых и перестраховочных организаций установленную отчетность по страховым и перестраховочным операциям [13].
Важным условием развития здорового цивилизованного страхового рынка является его открытость для широкого круга общественности. Это достигается путем публикации различных данных, сведений о работе страховых компаний. Страховые организации обязаны публиковать в отрытой печати свои годовые балансы, отчеты о прибылях и убытках по форме и в сроки, установленные Министерством финансов, после утверждения аудиторской фирмой достоверности указанных в них сведений. Главное управление страхового надзора регулярно публикует рейтинг страховых организаций и дает к нему развернутый комментарий. Наряду с другими мероприятиями это позволяет страхователям выбрать страховщика по своему усмотрению.