Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

бюджетно-сраховая модель здравоохранения.docx

— 222.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….…………3

1. Модели и  источники финансирования здравоохранения.  Три модели финансирования здравоохранения  и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5

1.1 Бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения………………..……….5

1.2 Система  бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9

1.3 Система  обязательного медицинского страхования………………………..……………11

1.4 Государственное  финансирование здравоохранения…………………………….………14

1.5 Организация  планирования и финансирования  расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20

2. Фонды обязательного  медицинского страхования……………….…………….………….22

3. Проблемы  и пути совершенствования финансирования  здравоохранения……….…..…26

Заключение…………………………………………………………………………...…………31

Список использованной литературы…………………………………………….……………33

 

Введение

 

Данный реферат посвящен бюджетно-страховой  модели финансирования учреждений здравоохранения. В ней мы рассмотрим модели финансирования здравоохранения, организацию, планирование и финансирование расходов бюджетов на здравоохранение, сущность и механизмы  финансирования.

Существующие финансовые ресурсы  в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. Основными  целями бюджетной политики в сфере  здравоохранения является улучшение  качества жизни и здоровья путем  повышения уровня профилактики, а  также повышения эффективности  использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ  государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.

Расходы на здравоохранение включают следующие направления.

  • Здравоохранение
  • Прикладные научные исследования в области здравоохранения
  • Другие вопросы в области здравоохранения

Финансирование мероприятий по совершенствованию здравоохранения  основывается на приоритетах, определяемых Концепцией развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ от 5 ноября 1997 года № 1387, в которой  отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения в России. Целью  Концепции является сохранение и  улучшение, сокращение прямых и косвенных  потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению  репродуктивно здоровья, охрану материнства  и детства, вакцинация населения  и в первую очередь детей, стабилизация социально-обусловленных, внедрение  принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения, профилактика артериальной гипертонии и др.

Тема моего реферата очень жизненная, она касается каждого из нас. Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения.

К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней  весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Поэтому у врачей нет материальных стимулов осваивать новые методы лечения, внедрять прогрессивное оборудование.

 

1. Модели  и источники финансирования здравоохранения

 

Три модели финансирования здравоохранения  и источники финансовых ресурсов

В современном мире финансовое обеспечение  здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств  работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем  объеме средств, выделяемых обществом  на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли.

В настоящее время имеется три  такие модели:

  • Бюджетно-страховая модель – здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.)
  • Бюджетная модель – осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.)
  • Предпринимательская модель – финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США)

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства, доля которых общем объеме средств составляла примерно 85 %. Эти средства передались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15 %. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население  оплачивало лишь зубопротезирование и  в небольшом объеме некоторые  платные, в основном не жизненноважные медицинские услуги.[9]

 

1.1 Бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения

 

Социальная значимость системы  обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) заключается в  том, что, с одной стороны, она  является составной частью государственной  системы социальной защиты населения, а с другой – фонды ОМС дополняют, а в ряде случаев замещают бюджетные  ассигнования на здравоохранение.

Анализ практики финансирования и  организации здравоохранения в  зарубежных странах позволил условно  выделить три базовые модели хозяйственного механизма здравоохранения. Первая – преимущественно государственное  бесплатное медицинское обслуживание, как например, в Англии, Дании, Ирландии. Вторая – Финансирование основного  объема медицинской помощи частным  страховым компаниям, как, например, в США. В большинстве развитых стран, таких как Франция, Германии, Италия и др., финансирование здравоохранения  имеет смешанный бюджетно-страховой  характер. В этом случае за счет государства  оплачиваются целевые программы, капитальные  вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской  помощи осуществляется через систему  медицинского страхования. В настоящее  время страховые системы медико-социальной помощи продолжают развиваться. Страхование  на случай болезни введено более  чем в 25и странах. Это в основном индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, Израиль, Япония, некоторые страны Среднего Востока и Азии. Системы страхования  на случай болезни разнообразны –  государственные, частные, коммерческие. В большинстве стран созданы  смешанные системы страхования.

Системы медицинского страхования, как  правило, управляются государством, но финансируются из трех источников: целевых взносов работодателей, субсидий государства, взносов самих  работников. В некоторых странах  субсидии государства при оплате медицинской помощи отсутствуют, и  взносы на медицинское страхование  обеспечиваются за счет предпринимателей и работников. В целом в 1980-х  г в основных развитых странах  различными системами медицинского страхования было охвачено около 90 % населения, которому из общественных фондов компенсировалось около 74 % расходов на медицинское страхование. Наряду с этим отдельные западноевропейские страны продолжают, и небезуспешно, развивать системы преимущественно  правительственного финансирования здравоохранения. Это Скандинавские страны, Португалия, Ирландия, Великобритания.

Основными задачами, которые решались при переходе к ОМС в России, были:

  • Привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
  • Повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрения методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;
  • Повышения качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителя за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организаций (СМО);
  • Другие социально и финансово значимые задачи.

Обязательное медицинское страхование  имеет принципиальные отличия от других видов страхования. Во-первых, средства ОМС предназначены для  оплаты медицинских услуг, а не для  производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции  при оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские  компании, являющиеся страховщиками  населения. В-третьих, при страховании  задействованы средства бюджетов субъектов  РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками  неработающего населения.

Финансовые основы обязательного  медицинского страхования базируются на едином социальном налоге, собранные  же средства распределяются между государственными внебюджетными фондами по установленным  пропорциям. В частности, в фонды  обязательного медицинского страхования  зачисляется 5,1 %, из которых 3,1 % поступает  в федеральный фонд ОМС, 2,0 % - в  территориальные фонды ОМС. Поэтому  финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования  зависит от его уровня.

Первый уровень представляет Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет нормативное  и организационное руководство  системой ОМС. Основной финансовой функцией ФФОМС является предоставление субвенций  территориальным фондам ОМС для  выравнивания условий обеспечения  медицинскими услугами населения различных  по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств  осуществляются различные целевые  программы, оказывается медицинская  помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями. Например, по данным бюджета ФФОМС, в 2010 г. направлено на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных  фондов ОМС 2,3 млрд руб., или 87 % всех расходов фонда.

Второй уровень организации  обязательного медицинского страхования  представлен территориальными фондами  ОМС и их филиалами. Этот уровень  законодательно является основным в  системе, поскольку именно территориальные  фонды осуществляют аккумулирование  и распределение финансовых средств  ОМС. Территориальные фонды ОМС (далее  – ТФОМС) создаются на территориях  субъектов РФ органами представительной и исполнительной власти этих субъектов, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны создавшим их органам власти.

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности  и социальной справедливости. На ТФОМС  возложена основная работа по обеспечению  финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. Однако в настоящее  время территориальные фонды  напоминают передаточное, а не основное звено медицинского страхования. Территориальные  программы обеспечения граждан  медицинской помощью и правила  страхования граждан утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ, а ТФОМС только участвуют в  их разработке.

Как отмечалось выше, финансовые средства ТФОМС образуются в основном за счет двух источников:

  • Части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения в размерах, установленных шкалой единого социального налога;
  • Средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения (размер платежей устанавливается законом о бюджете субъекта РФ).

Доля бюджетных взносов составляет не более 25 % в общей структуре  доходов указанных фондов, при  том, что удельный вес неработающих равен 55 % всего населения страны, и коэффициент потребления медицинских  услуг детьми и престарелыми, по оценкам специалистов, в два раза выше, чем у работающих граждан.

Третий уровень в осуществлении  ОМС представляют страховые медицинские  организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости  от количества и половозрастной структуры  застрахованного ими населения  и осуществляют плату медицинских  услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Финансирование лечебно-профилактических учреждений через систему ОМС  осуществляется по согласованным тарифам. Тарифы на услуги определяются на основе уровня, структуры и состава компенсируемых расходов медицинского учреждения в  рамках территориальных программ ОМС. В соответствии с Методическими  рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных  программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской  помощью возмещению за счет средств  ОМС подлежат только оплата труда  с установленными начислениями, медикаменты  и перевязочные средства, продукты питания и мягкий инвентарь, обмундирование. Другие затраты государственных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС, покрываются за счет бюджета: коммунальные платежи, приобретение оборудования, ремонт помещений. Именно в этом и заключается одна из особенностей бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения