Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа
Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.
Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….
1.4 Государственное финансирование здравоохранения
Рассмотрим структурную схему финансирования здравоохранения в Российской Федерации, которая представлена на рисунке 1:
На схеме выделены три основных финансовых потока, характерных для российского здравоохранения:
- средства бюджетов всех
- средства обязательного
- средства граждан и
Как уже отмечалось, бюджетная система
России включает федеральный, региональные
и местные бюджеты. Расходы на
здравоохранение осуществляются из
всех звеньев бюджетной системы.
За счет федерального бюджета финансируются
крупнейшие медицинские центры, клиники,
больницы федерального значения, научные
учреждения, ведомственные медицинские
учреждения. Из региональных бюджетов
финансируются республиканские, краевые,
областные медицинские
Главным, наиболее весомым, источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т. д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
Бюджетные средства – наиболее крупный
источник финансирования здравоохранения.
Они в значительной мере обеспечивают
выполнение гарантий государства на
получение населением бесплатной медицинской
помощи. Эти гарантии зафиксированы
в ст. 41 Конституции РФ: «медицинская
помощь в государственных и
Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» В этой программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством.
Базовая программа госгарантий включает:
Финансирование программы
Нормативные показатели объемов медицинской
помощи, оказываемой населению
Используя базовую программу госгарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы госгарантий. Территориальные программы госгарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.
В рамках программ госгарантий разрабатываются
подушевые нормативы
В рамках территориальных
программ госгарантий органы
управления субъектов РФ
Региональные органы
Финансовые источники
Это второй по размеру источник финансирования
здравоохранения. Например, в 2010 году расходы
на медицинские нужды составили
69,5 млрд руб., или 44,3 % всех расходов на
охрану здоровья в стране. Из этой суммы
32 млрд руб. было направлено на оплату
услуг медицинских учреждений, 37
млрд руб. – на приобретение лекарств
и 0,2 млрд руб. – на добровольное медицинское
страхование. Таким образом, официально
расходы населения на здравоохранение
в этом году превысили расходы
консолидированного бюджета РФ на 5,1
млрд руб., или почти на 8 %. Если же
учесть теневые расходы, то превышение
расходов населения над государственными
расходами еще более
Это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15 % всех амбулаторных учреждений и 6 % больниц, в которых находится 10 % медицинских работников. Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников.
Национальный проект «Здоровье»
Большое значение в развитии здравоохранения в нашей стране, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальной сферы, придается реализации Национального проекта «Здоровье» , стартовавший с 1 января 2006 года. Проект включает такие направления, как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью»
Главная задача направления
«Развитие первичной медико-
Для достижения таких показателей планируется:
Второй задачей направления «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью. Для этого планируется:
1.5 Организация
планирования и финансирования
расходов бюджетов на
Одной из основных задач системы
финансирования здравоохранения является
обеспечение на всей территории Российской
Федерации возможности для
Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех уровней: федеральном, субъектов РФ и местных. Важным для оценки предусматриваемых объемов расходов на здравоохранение является подход к их планированию не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета. Расходы федерального бюджета на здравоохранение ориентированы на:
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения