Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

бюджетно-сраховая модель здравоохранения.docx

— 222.49 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Государственное  финансирование здравоохранения

 

Рассмотрим структурную схему  финансирования здравоохранения в  Российской Федерации, которая представлена на рисунке 1:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На схеме выделены три основных финансовых потока, характерных для  российского здравоохранения:

- средства бюджетов всех уровней; 

- средства обязательного медицинского  страхования (ОМС);

- средства граждан и предприятий  (в том числе добровольное медицинское  страхование (ДМС).

  • Средства бюджетной системы

Как уже отмечалось, бюджетная система  России включает федеральный, региональные и местные бюджеты. Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются  крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные  учреждения, ведомственные медицинские  учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия  и др.

Главным, наиболее весомым, источником бюджетного финансирования здравоохранения  являются местные бюджеты. По каналам  этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т. д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства – наиболее крупный  источник финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской  помощи. Эти гарантии зафиксированы  в ст. 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно»

  • Программа государственных гарантий

Для обеспечения этих гарантий и  обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» В этой программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством.

Базовая программа госгарантий включает:

  1. перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно рамках программы госгарантий.
  2. базовую программу обязательного медицинского страхования
  3. нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий
  4. подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование программы госгарантий  осуществляется из следующих источников: из средств бюджетов здравоохранения  всех уровней; из средств фондов обязательного  медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение.

Нормативные показатели объемов медицинской  помощи, оказываемой населению бесплатно  в рамках Программы госгарантий, используются в качестве основы для  формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу «здравоохранение», а  также федерального и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования.

Используя базовую программу госгарантий, региональные органы управления создают  и затем утверждают территориальные  программы госгарантий. Территориальные  программы госгарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.

В рамках программ госгарантий разрабатываются  подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение  финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых  для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

 В рамках территориальных  программ госгарантий органы  управления субъектов РФ формируют  подушевые нормативы, принимая  во внимание нормативы стоимости  всех видов бесплатной медицинской  помощи, рассчитанные ими в соответствии  с федеральными методическими  рекомендациями по порядку формирования  и экономического обоснования  территориальных программ государственных  гарантий обеспечения граждан  РФ бесплатной медицинской помощью.

 Региональные органы управления  ежегодно формируют территориальные  программы госгарантий, к которых  имеются следующие разделы:

  1. перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы госгарантий и финансируемой за счет средств бюджетов здравоохранения всех уровней; перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы госгарантий и финансируемой за счет средств бюджетов обязательного медицинского страхования;
  2. перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств бюджета здравоохранения; перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств фондов обязательного медицинского страхования
  3. рассчитанный итоговый объем медицинских услуг, оказываемых в рамках территориальной программы госгарантий, и итоговая стоимость программы (госзаказ);
  4. виды и объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями и финансируемой за счет средств бюджета здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования и в рамках муниципальной части территориальной программы госгарантий («муниципальный заказ»);
  5. план реализации «государственного и муниципального заказов»;
  6. перечень наиболее важных лекарственных средств, предметов медицинского назначения и материалов, используемых в рамках Программы госгарантий;
  7. условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта РФ;
  8. итоговая стоимость утвержденной территориальной программы госгарантий, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Финансовые источники программы  государственных гарантий:

  1. средства бюджетов разных уровней
  2. средства ОМС
  3. национальный проект «Здоровье»
  4. средства населения
  • Средства населения

Это второй по размеру источник финансирования здравоохранения. Например, в 2010 году расходы  на медицинские нужды составили 69,5 млрд руб., или 44,3 % всех расходов на охрану здоровья в стране. Из этой суммы 32 млрд руб. было направлено на оплату услуг медицинских учреждений, 37 млрд руб. – на приобретение лекарств и 0,2 млрд руб. – на добровольное медицинское  страхование. Таким образом, официально расходы населения на здравоохранение  в этом году превысили расходы  консолидированного бюджета РФ на 5,1 млрд руб., или почти на 8 %. Если же учесть теневые расходы, то превышение расходов населения над государственными расходами еще более возрастает.

  • Средства ведомств и предприятий

Это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В  настоящее время ведомствам и  предприятиям принадлежит около 15 % всех амбулаторных учреждений и 6 % больниц, в которых находится 10 % медицинских  работников. Ведомственные медицинские  учреждения финансируются за счет двух источников.

  1. Средства федерального бюджета.
  2. Многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.[8]

Национальный проект «Здоровье»

Большое значение в развитии здравоохранения  в нашей стране, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальной сферы, придается реализации Национального  проекта «Здоровье» , стартовавший с 1 января 2006 года. Проект включает такие направления, как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью»

 Главная задача направления  «Развитие первичной медико-санитарной  помощи» - повышение доступности  и качества первичной медико-санитарной  помощи. Это будет достигаться  на основании повышения уровня  квалификации врачей участковой  службы; снижения коэффициента совместительства  в учреждениях, оказывающих первичную  медико-санитарную помощь; сокращение  сроков ожидания диагностических  исследований в поликлиниках  до одной недели; обновления парка  санитарного автотранспорта службы  скорой медицинской помощи; снижение  заболеваемости: гепатитом В –  не менее чем в 3 раза, краснухой  – не менее чем в 10 раз,  гриппом в период эпидемии, раннего  выявления болезней не менее  чем у 250 детей; снижение материнской  смертности; снижение младенческой  смертности до 10,6 на 1000 родившихся  живыми и снижение временной  нетрудоспособности не менее  чем на 20 %.

Для достижения таких показателей  планируется:

  • Дополнительная подготовка врачей (в 2006-2007 гг. планировалось подготовить 13 848 тыс. врачей)
  • Повышение уровня оплаты труда отдельных категорий врачей и медицинских сестер;
  • Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом.
  • Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных;
  • Проведение дополнительной иммунизации в рамках Национально календаря профилактических прививок;
  • Оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов.

Второй задачей направления  «Обеспечение населения высокотехнологичной  медицинской помощью» является повышение  обеспеченности населения высокотехнологичной  медицинской помощью. Для этого  планируется:

  • Строительство новых центров высоких медицинских технологий в субъектах РФ. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечнососудистой хирургии, травматологии, ортопедии, эндокринологии нейрохирургии, трансплантологии, и репродуктивным технологиям;
  • Увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий.

 

1.5 Организация  планирования и финансирования  расходов бюджетов на здравоохранение

 

Одной из основных задач системы  финансирования здравоохранения является обеспечение на всей территории Российской Федерации возможности для реализации программы государственных гарантий населению в бесплатной медицинской  помощи за счет средств бюджета и  обязательного медицинского страхования. Совершенствование системы финансирования здравоохранения должно основываться на:

  • Использовании финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения ее социальной, медицинской и экономической эффективности;
  • Реализации заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинской помощи на всех ее этапах;
  • Рациональном использовании дорогостоящих видов медицинской помощи, развитии стационарозамещающих технологий;
  • Оплате всех видов лечебно-профилактической помощи в объеме государственных гарантий за счет средств ОМС;
  • Обеспечении целевых программ здравоохранения, а также инфраструктуры здравоохранения за счет бюджетного финансирования с использованием механизма государственных заказов, позволяющего, с одной стороны, концентрировать ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохранения, а с другой – контролировать их эффективное и целевое использование.

Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех уровней: федеральном, субъектов РФ и местных. Важным для оценки предусматриваемых  объемов расходов на здравоохранение  является подход к их планированию не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета. Расходы федерального бюджета  на здравоохранение ориентированы  на:

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения