Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа
Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.
Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….
Важнейшая задача в области организации, экономики и финансирования здравоохранения – определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному, рациональному и экономному использованию средств, направляемых на содержание медицинских учреждений.
Анализ расходов на здравоохранение показывает, что в городах они растут быстрее, чем в сельской местности. Это обусловлено тем, что в городских больницах больше высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, следовательно, и фонд заработной платы больше. В городах расположены крупные больницы, оснащение которых современным и более дорогим оборудованием идет быстрее, нежели в мелких сельских учреждениях. Отсюда и опережение темпов роста затрат на эти цели. В свою очередь это также ведет к более быстрому росту затрат на хозяйственные расходы, капитальный ремонт зданий и сооружений.
На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты. Правительство Российской Федерации в марте 2003 г. в основном одобрило Концепцию модернизации обязательного медицинского страхования. Основа модернизации системы обязательного медицинского страхования - это укрепление финансовой базы. Доминирующим принципом модернизации должна стать сбалансированность ресурсов и обязательств системы ОМС.
В программном документе "Основные
направления социально-
Предполагалось, что в случае увеличения
бюджетных ассигнований на здравоохранение
на 0,3% ВВП. может быть достигнуто формальное
равенство размеров государственного
финансирования здравоохранения и
стоимости программы
Нормативы стоимости медицинской помощи, используемые для расчетов стоимости этой программы, не учитывают расходов по проведению требуемой широкомасштабной реструктуризации здравоохранения, занижают затраты, необходимые на медикаменты, а также фиксируют существующий относительно низкий уровень заработной платы медицинских работников, которые в реальности получают часть доходов за счет теневых платежей пациентов. Кроме того, стоимость программы государственных гарантий рассчитывалась на основе требуемых объемов медицинской помощи, исходя из предпосылки, что оплачиваться будут только объемы медицинской помощи без расходов на содержание медицинских организаций.
На практике же бюджетные средства расходуются преимущественно на содержание медицинских организаций. Развитие и укрепление финансовой устойчивости российского здравоохранения, функционирующего на основе двухканального (за счет бюджетов всех уровней и ОМС) финансирования с постатейным разграничением полномочий между соответствующими структурами, возможно в зависимости от выбранной стратегии по следующим вариантам:
1. интеграция страховой системы
в бюджетную систему
2. переход от постатейного
3. интеграция бюджетных ресурсов в систему ОМС;
4. сохранение сложившейся
Правительство РФ при подготовке проекта очередного Закона об обязательном медицинском страховании на основе Концепции модернизации ОМС, как представляется, остановилось на преимущественно бюджетном финансировании здравоохранения, но при сохранении организационной структуры ОМС. Получит ли Правительство в итоге укрепление финансовой устойчивости отрасли, сказать трудно.
С учетом фактически имеющего место
кризиса финансирования здравоохранения
наиболее эффективным представляется
концентрация ресурсов и ответственности
в рамках одного института - социального
обеспечения и одной
Практика применения ОМС в России привела к существенным результатам: не реализовано ни одно из теоретически присущих ему преимуществ; не сформировало стимулов к экономии финансовых ресурсов по причине их катастрофического дефицита, не повысило качества медицинского обслуживания застрахованных, которые по-прежнему не стремятся вести здоровый образ жизни, а страхователи и страховщики по-прежнему экономически не заинтересованы заниматься его пропагандой или профилактикой заболеваний.
Что касается платной медицины, когда услуги оказываются за счет средств пациентов, то она должна развиваться на базе частных клиник в соответствии с законами рыночной экономики. Использование зданий и оборудования, государственных ЛПУ, созданных на средства бюджетов, а также рабочего времени врачами в ущерб пациентам, получающим услуги бесплатно в гарантированном государством объеме, является фактором, усиливающим социальное неравенство и напряженность в обществе.
Не стоит забывать, что высокий уровень социальной защиты является, в свою очередь, фактором экономического роста.
Делегирование государством части своих полномочий по социальной защите корпорациям могло бы снизить нагрузку на бюджет.
В современных российских условиях
можно было бы поступить следующим
образом. В отраслях, обеспечивающих
высокий уровень рентабельности
и заработной платы, обязать работодателей
на крупных предприятиях осуществлять
медицинское страхование своих
работников в объеме территориальной
программы ОМС (Программы государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи) за счет прямых
отчислений от прибыли и заработной
платы. При этом предоставить право
уплаты взносов в солидарную систему
ОМС по пониженной ставке, но их необходимо
сохранить, так как любой уволившийся
должен иметь возможность обменять
полис обязательного
Таким образом, охрана здоровья граждан
РФ, проживающих на всей территории
страны должна гарантироваться в
равной степени за счет общегосударственных
финансовых ресурсов в объеме не менее
6% ВВП в год( а не 3 %, которые
наблюдаются по факту), в том числе
за счет института обязательного
корпоративного медицинского страхования
или фабрично-заводской
В письме президента (В.В.Путина) на 2011 год указано:
Необходимо обратить внимание на следующие принципиальные моменты.
Первое. В 2010 году, в целом по России, дефицит финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составил почти 130 миллиардов рублей, 21,4%. При этом в каждом четвертом субъекте Федерации госгарантии финансировались только на 40–50% от потребности.
К чему приводит подобный дефицит финансирования – известно. Люди вынуждены доплачивать за гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь из своего кармана. Так, по данным Росстата, в 2010 году из личных средств на эти цели было потрачено почти 110 миллиардов рублей.
Сегодня в связи с
Третье. В соответствии с ранее
принятыми решениями новые, более
оптимальные системы
Необходимо выявить все лучшее, что наработано в территориях, и опробировать новые модели управления материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами. А затем предложить к реализации в других регионах наиболее эффективные из них.
В то же время это не означает, что
повышение эффективности
Финансирование
Важно также разработать и внедрить новую систему оплаты труда медицинских работников. Систему, главными критериями которой станут объем и качество предоставленных услуг.[13]
Заключение
здравоохранение финансирование медицинский страхов
По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 130-м месте по поддержке государством здравоохранения. По данным социологических обследований, в настоящее время примерно 60% всех расходов в стране на медицину производится за счет различных государственных источников и примерно 40 % составляют расходы граждан. То есть в реальной жизни, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент, чтобы получить качественную помощь, вынужден доплачивать сам.[5]
Здоровье нации как одна из важнейших
сфер, определяющих качество жизни
граждан, вошло в число приоритетных
направлений социально-
В современных условиях финансирование
отечественного здравоохранения требует
тщательного переосмысления с позиции
дополнительного привлечения
Здравоохранение занимает исключительное
место в социально
Нужен переход от «реформирования» к планомерному развитию всей системы медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений, в которые и надо инвестировать основные финансовые ресурсы. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.
Чтобы обеспечить оптимальный уровень
финансирования здравоохранения нужно
сочетать различные источники оплаты
оказываемой медицинской
Наконец нужно наращивать выпуск отечественных медицинских препаратов и изделий. Сегодня из примерно 40 млрд. руб. общего объёма рынка медицинских изделий в нашей стране лишь треть – российская продукция. Даже вату и бинты мы вынуждены импортировать, не говоря уж о сложном диагностическом оборудовании.
Список использованной литературы
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения