Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

бюджетно-сраховая модель здравоохранения.docx

— 222.49 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что наряду с  финансовыми функциями страховые  медицинские организации осуществляют контроль за объемом и качеством  предоставляемых медицинских услуг. По фактам нарушения условий ОМС  или причинения ущерба гражданам  они предъявляют регрессные требования и иски медицинским учреждениям.

Одной из важнейших задач является создание единой методологической базы планирования и финансирования расходов на здравоохранение.[9]

 

1.2 Система  бюджетного финансирования здравоохранения

 

Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств  государственного бюджета, формируемых  за счет общего налогообложения. В отдельных  странах в качестве источника  финансовых средств для здравоохранения  используются закрепленные налоговые  поступления. Например, в Бразилии с 1998г. часть налога на банковский оборот, исчисляемая по ставке 0,2 %, направляется на нужды здравоохранения.

В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают  государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую  помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими  врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными. В отдельных странах, где применяется  данная система. Предусматриваются  также соплатежи населения за получаемые медицинские услуги. Но они невелики и необременительны для пациентов и служат целям  ограничения избыточного спроса.

Система бюджетного финансирования и  система обязательного медицинского страхования являются альтернативными  способами организации государственного финансирования здравоохранения. Важнейшее  отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения –  независимость объема медицинской  помощи, получаемой заболевшим, от его  платежеспособности. Преимуществом  бюджетной системы по сравнению  со страховой является меньший уровень  необходимых административных издержек – расходов на содержание органов  управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления – это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков. В страховой системе больше объемы собираемой и обрабатываемой информации, документооборота.

Недостатком бюджетной системы  является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов. Каждый год размеры  бюджетных ассигнований на здравоохранение  определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов. Напротив, финансирование здравоохранения  в страховой системе имеет  четко закрепленные источники и  потому в меньшей мере зависит  от политической конъюнктуры. В страховой  системе обеспечивается более точная увязка гарантий медицинского обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений. Размеры страховых  взносов балансируются с объемом  гарантий, включаемых в программу  ОМС.

Но эти сравнительные преимущества могут в определенных случаях  стать недостатками. Система ОМС  имеет более узкую финансовую базу – страховые взносы устанавливаются  в процентном отношении к фонду  оплаты труда наемных работников. При плохой экономической конъюнктуре  размеры собираемых взносов могут  сократиться, и в системе ОМС  будет аккумулироваться недостаточно средств для оплаты медицинской  помощи, гарантируемой программой ОМС. При этом увеличение тарифов страховых  взносов или сокращение программы  ОМС может оказаться политически  неприемлемым. В результате потребуются  либо субсидии государства, либо рационирование потребления медицинских услуг, что ограничит их доступность.

Преимуществом системы страхового финансирования, в сравнении с  бюджетной системой финансирования здравоохранения, является четкое институциональное  разделение функций и ответственности  между субъектами финансирования медицинских  услуг и их производителями. Страховщики  несут ответственность за то, чтобы  застрахованные получили необходимую  им медицинскую помощь, и за оплату этой помощи. Они являются посредниками между медицинскими организациями  и населением, экономически заинтересованными  в защите прав застрахованных и в  эффективном использовании финансовых ресурсов, которыми они распоряжаются.

В бюджетных системах государственные  органы исторически выполняли функции  не только финансирования производителей медицинских услуг, но и управления работой государственных медицинских учреждений, находящихся в их ведении. Бюджетные системы возникали как части государственного сектора экономики, управляемые административными методами. Органы управления здравоохранением, в отличие от страховых фондов, отвечают и за результаты медицинского обслуживания, и за состояние сети подведомственных им государственных медицинских учреждений: за их ресурсное обеспечение, за финансовое покрытие их расходов и т. п. Это создает условия для воспроизводства затратного типа хозяйствования и не стимулирует к повышению эффективности использования ресурсов. Органы управления здравоохранением склонны жертвовать интересами пациентов в пользу интересов медицинских учреждений.

В настоящее время системы финансирования здравоохранения в разных странах  соединяют одновременно несколько  типов систем финансирования. Только в СССР и в странах Центральной  и Восточной Европы до начала 1990-х  гг. действовали исключительно бюджетные  системы. Сейчас почти в каждой стране ведущую роль играет либо бюджетная  система, либо система обязательного  медицинского страхования. Вместе с  ними сосуществует частная система  финансирования. Системы бюджетного финансирования действуют, например, в  Австралии, Великобритании, Дании, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии, Финляндии, Швеции. На основе ОМС построено  финансирование здравоохранения в  Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции. В Испании и Италии действующие  системы ОМС дополняются развитием  систем бюджетного финансирования. Большинстве  стран Центральной и Восточной  Европы, а также в Израиле в 1990-е гг. были введены системы  ОМС, и бюджетное финансирование сочетается со страховым. Частная система  финансирования преобладает в США  и Швейцарии.[9]

 

1.3 Система  обязательного медицинского страхования

 

Новый подход к финансированию медицинских  учреждений в Российской Федерации  связан с принятием Закона РСФСР  «О медицинском страховании граждан  в РСФСР», который был принят в  1991 г. В 1993 г. в этот Закон были внесены изменения. Таким образом, в настоящее время в России действует способ финансирования медицинских услуг – «социальное страхование». При переходе к социальному страхованию ставились следующие основные задачи:

  1. повышение качества медицинского обслуживания (за счет введения элементов конкуренции – свободный выбор медицинского учреждения и врача);
  2. улучшение финансирования медицинских учреждений (за счет нового источника финансирования медицинских учреждений, введения страхового элемента в оплату медицинских услуг).

Рассмотрим участников системы  обязательного медицинского страхования.

А) Граждане. Они имеют право:

  • на выбор медицинской страховой организации;
  • выбор медицинского учреждения и врача;
  • получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

Б) Страхователи. В качестве страхователя выступают:

  • для работающего населения – работодатели и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • для неработающего населения – исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, местная администрация.

Страхователь имеет право на свободный выбор страховой организации, контроль за выполнением условий  договора медицинского страхования. В  обязанности страхователя входит:

Заключать договор обязательного  медицинского страхования со страховой  медицинской организацией; вносить  страховые взносы в порядке, установленном  законом и договором медицинского страхования; в пределах своей компетенции  принимать меры по устранению неблагоприятных  факторов воздействия на здоровье граждан: предоставлять страховой медицинской  организации информацию о показателях  здоровья контингента, подлежащего  страхованию.

В) Страховые медицинские организации. Это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие  соответствующую лицензию.

Основные функции, которые должны выполнять страховые медицинские  организации:

  • работа со страхователями;
  • работа с медицинскими учреждениями для организации медицинской помощи застрахованным;
  • финансирование медицинской помощи застрахованным гражданам;
  • контроль соответствия объема и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным гражданам, требованиям территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • работа с застрахованными, выдача полисов, работа с заявлениями, защита прав застрахованных;
  • инвестирование временно свободных финансовых средств;
  • организация и финансирование предупредительных мероприятий;
  • рекламная деятельность.

Страховая медицинская организация  наделена следующими правами:

  • выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
  • участвовать в аккредитации медицинских учреждений;
  • устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
  • принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги
  • предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация  не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного  медицинского страхования, соответствующего действующим условиям страхования.

Г) Медицинские учреждения. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские  институты, другие учреждения, оказывающие  медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения подлежат обязательному  лицензированию и аккредитации.

Д) Фонды обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного  медицинского страхования представляют собой централизованные источники  финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств  на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются  за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Между гражданами и страхователями взаимодействие осуществляется на основе страхового медицинского полиса. Полис  – это документ установленного образца, подтверждающий факт заключения Договора обязательного медицинского страхования  и дающий застрахованным гражданам  право на получение бесплатной медицинской  помощи в объеме и на условиях, предусмотренных  областной Программой обязательного  медицинского страхования.

Между страхователями и страховой  медицинской организацией заключается  договор медицинского страхования, по которому страховые медицинские  организации обязуются организовать застрахованному контингенту медицинскую  помощь определенного объема и качества. Договор заключается на срок не менее  одного года.

Страхователь передает страховщику  заверенные списки застрахованных граждан  при заключении Договора обязательного  медицинского страхования.

Между страховой медицинской организацией и медицинскими учреждениями заключается  договор на предоставление медицинских  услуг. Медицинские учреждения обязуются  предоставлять медицинскую помощь в объеме, определяемом программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа государственных  гарантий оказания бесплатной медицинской  помощи гражданам Российской Федерации  разрабатывается на федеральном  уровне, территории принимают свою Программу, учитывающую социально-демагрофические  и финансово-экономические особенности  территории, но не ниже Базовой программы  обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения