Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

бюджетно-сраховая модель здравоохранения.docx

— 222.49 Кб (Скачать файл)
  • Реализацию приоритетных направлений реформирования и совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект и определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;
  • Соответствие выделяемых средств гарантированным объемам медицинских услуг;
  • Обеспечение реальной доступности и высокого качества медицинской помощи для всех слоев населения.

Региональные аспекты финансирования здравоохранения являются не менее  важными, чем общегосударственные. Особенность услуг здравоохранения  – их локальность, определенная замкнутость  на конкретные административно-территориальные  единицы. Наиболее эффективно производство их может быть организовано региональными  и местными органами власти, которые  находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения  подведомственной территории, особенности  социально-гигиенической ситуации в ней. Поэтому основная ответственность  за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским  обслуживанием, лежит на региональных и местных органах власти. Объем  расходов на содержание учреждений здравоохранения  складывается из расходов по каждой целевой  статье. Кроме того, определяются платежи  из бюджета на обязательное медицинское  страхование неработающих граждан.

В целом расходы бюджета определяются на основе действующей сети учреждений и предполагаемого ее развития в  планируемом периоде в соответствии с типовыми формами расчетов по экономическим  статьям расходов. Расходы на питание  и медикаменты в стационарах  рассчитываются по установленным нормам на проектируемое количество койко-дней; медикаменты в поликлинических  учреждениях – по установленным  нормам на количество врачебных посещений  на дому и посещений к врачам.

Вопросы по финансовому обеспечению  медицинской помощи в рамках территориальной  программы ОМС целесообразно  рассматривать на правлении территориального фонда ОМС совместно с органами управления здравоохранением и финансовым органом субъекта РФ, принимая во внимание необходимость:

  • Корреляции расчетных территориальных показателей с нормативами, как в части объемов медицинской помощи, так и в стоимости единицы услуги;
  • Возможности расширения использования стационарозамещающих технологий и применения интенсивных методов лечения;
  • Оптимизации стоимости одного койко-дня, одного посещения за счет повышения эффективности использования имеющихся материальных и кадровых ресурсов;
  • Рационализации системы оказания медицинской помощи с учетом региональной интеграции сети лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, в процессе планирования расходов на здравоохранение в проектах бюджетов всех уровней имеется целы ряд сложностей: ограниченность средств; недостаточно четкая регламентация  распределения расходов (в правовом отношении) между бюджетом, ОМС и  другими источниками; устаревшие методики расчетов (наиболее прогрессивной является методика планирования на основе государственных  минимальных социальных стандартов); отсутствие сбалансированной системы  нормативных показателей и др. Поэтому при формировании и утверждении  бюджета ежегодно происходят достаточно острые споры, в процессе которых  осуществляется согласование объемов  расходов отрасли к проекту бюджета. Очевидно, что успехи развития экономики  в целом, увеличение ресурсов бюджета, научные разработки по совершенствованию  хозяйственного механизма отрасли  здравоохранения будут способствовать решению перечисленных и других проблем.[8]

 

2.Фонды  обязательно медицинского страхования

 

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный  и Территориальный фонды обязательного  медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «О порядке обязательного  медицинского страхования граждан» на 1993 г. (от 24.02.93 г № 4543-1)

В России с 1993 года медицинское страхование  существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское  страхование свойственно странам  с социально ориентированной  рыночной экономикой и является частью системы социального страхования  государства. Добровольное представляет собой самостоятельный вид медицинского страхования, служащий дополнением  к обязательному.

По данным форм ведомственного статистического  наблюдения на 1 октября 2011 года в Российской Федерации в системе обязательного  медицинского страхования работало по договорам 8115 медицинских учреждений, в которые поступило средств  ОМС: всего – 224 396,0 млн. рублей, в  том числе из территориального фонда  – 26 376,8 млн. рублей.

Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам  ОМС, составила 143 065,0 тыс. человек; численность  граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС – 139 346,0 тыс. человек, в том числе работающих – 57 217,5 тыс. человек, неработающих – 82 128,5 тыс. человек.

На 01.01.2011 года в ТФОМС (Территориальный  Фонд Обязательного Медицинского Страхования) зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего  населения – органов исполнительной власти.

Основными источниками доходов  бюджетов ТФОМС являются налоги, в  том числе единый социальный налог  в части, зачисляемой на счета  ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего  населения, которые в структуре  поступлений финансовых средств  соответственно составили 45,4 % и 51,4 %. На счета ТФОМС поступило средств  единого социального налога в  сумме 125 093,5 млн. рублей (на 25% больше, чем  в 2010 году), а страховых взносов  на ОМС неработающего населения  – 141 541,2 млн. рублей (на 25,7 % больше, чем  в 2010 году). Таким образом, в 2011 году в части формирования доходов  по ОМС, достигнуты позитивные результаты, о чем свидетельствует возросший  по сравнению с 2010 годом уровень  финансового обеспечения населения  субъектов Российской Федерации  средствами ОМС.

В 2011 году в среднем на одного застрахованного поступило налогов и взносов на ОМС неработающего населения в сумме 2 298,4 рублей, или 118,7 % от подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС – 1 936,3 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 № 885 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».

Исполнение бюджетов ТФОМС по поступлению  ЕСН в части, зачисляемой ы  ТФОМС, в среднем по России составило 102,3 %. При этом в 54 субъектах Российской Федерации превышен средний показатель по России.

Поступило средств ОМС из ТФОМС  в СМО – 203 766,7 млн. рублей.

На 1 января 2011 года работу по организации  и проведению вневедомственного  контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12 108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1 412 штатных специалистов ТФОМС, 3 253 штатных специалистов СМО, 7 443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр.[5]

Рассмотри структуру доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010-2011 гг. (млн. руб.), представленную ниже в таблице 1:

 

 

 

 

 

Табл. 1

Код бюджетной классификации

Наименование дохода

2010

2011

000 1 02 00000 00 0000 000

Налоги и взносы на социальные нужды

34 580

55 685

182 1 02 01030 08 0000 110

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС

34 580

55 685

182 1 09 08040 08 0000 140

Недоимка,пени и штрафы по взносам  в ФФОМС

340,0

61,450

000 1 05 00000 00 0000 000

Налоги на совокупный доход

280,0

540,078

182 1 05 01000 00 0000 110

Единый налог, взимаемый в связи  с приминением упрощенной системы  налогооблажения

145,7

296,208

182 1 05 02000 02 0000 110

Единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности

133,3

242,47

182 1 05 03000 01 0000 110

Единый сельскохозяйственный налог

1,0

1,4

000 2 02 02030 08 0000 151

Субвенции ФФОМС

50 792

29 085

000 2 02 01100 08 0000 151

Дотации бюджету ФФОМС

3 000

28 010

 

Доходы,всего

88 992

113 380


[5]

Как мы видим, по всем статьям доходов, кроме статей «недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС», «субвенции ФФОМС», в 2011 году происходит значительное увеличение поступления средств  по сравнению с 2010 годом. Самые большие  суммы поступлений в ФФОМС  происходят за счет налога на совокупный доход, единого налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения и единого  налога на вмененный доход.

Далее рассмотрим структуру расходов Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2010 – 2011 гг. (млн. руб.), представленную в таблице  № 2.

Табл. 2

Наименование расходов

2010

2011

Руководство и управление в сфере  установленных функций

82,5

122,9

Международные отношения и международное  сотрудничество

0,5

0,3

Переподготовка и повышение квалификации кадров

7,5

8,0

Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

6,0

6,5

Здравоохранение

88 895,2

113 202,7

Обязательное медицинское страхование

35 099,5

56 104,5

Дотации на выполнение территориальный  программ ОМС в рамках Базовой  программы ОМС

27 628,5

33 245 320

Нормированный страховой запас ФФОМС

4 085,0

4 950, 000

Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма

340,0

360,0

Информатика

46,0

49,2

Прикладные научные исследования в области здравоохранения и  спорта

4,0

4,3

Средства (трансферты), передаваемые ФФОМС

53 791,7

57 093,9

Реализация мер социальной поддержки  отдельных категорий граждан  по обеспечению лекарственными средствами

50 791,7

29 083,9

Субсидии бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

-

2 000

Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение государственного задания  в соответствии с программой государственных  гарантий на оказание учреждениям здравоохранения  муниципальных образований

-

12 800

Дотации бюджетам ТФОМС на реализацию социальной программы поддержки  неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы ОМС

-

3 600

Субсидии бюджетам ТФОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической  помощи, оказанной неработающим пенсионерам  в рамках территориальной программы  ОМС

-

6 400

Субсидии на ОМС неработающего  населения (детей)

3 000,0

3 210,0

Всего расходов

88 991,7

113 340,4


[5]

Рассмотрев таблицу, можно заметить, что расходы Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  в 2011 году по сравнению с 2010 значительно  увеличились. В 2010 году не предоставлялись  субсидии бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, субвенции бюджетам ТФОМС  на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий, дотации  бюджетам ТФОМС на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной  программы ОМС и субсидии бюджетам ТФОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической  помощи, оказанной неработающим пенсионерам  в рамках территориальной ОМС  программы. В 2011 году на эти статьи производились  некоторые расходы. Однако, по сравнению  с 2010 годом, в 2011 году уменьшились расходы  фонда на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

 

3. Проблемы  и пути совершенствования финансирования  здравоохранения

 

На рисунке 3 представлено распределение  по основным источникам финансирования бесплатной медицинской помощи для  разных типов учреждений здравоохранения.

 

 

В настоящее время подавляющее  большинство медицинских организаций  находятся в государственной  и муниципальной собственности, ограничивающей возможности учреждений на самостоятельное определение  ресурсов, необходимых для выполнения плана-задания по программе ОМС.

Очевидно, что больницы и поликлиники, которые являются основой сети медицинских  учреждений России, выполняют программу  ОМС.

Несмотря на проведенную в последние  годы реформу в здравоохранении  в финансовом обеспечении этой отрасли  имеются серьезные недостатки. Главный  из них – недостаточный размер финансирования. Постоянное недофинансирование отрасли ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям  государства, ухудшению социального  климата в стране.

В этих условиях важным фактором улучшения  финансового обеспечения здравоохранения  является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования, т.е. повышение результативности направляемых в отрасль бюджетных средств.

Прогнозы и планы в развитии здравоохранения, расширения их материально-технической  базы, а также число занятых  здесь трудовых ресурсов требуют  постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В  связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности медицинских  учреждений.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения