Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа
Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.
Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Модели и источники финансирования здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов…………………………………..……..5
1.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения………………..……….5
1.2 Система бюджетного финансирования здравоохранения……………………..………….9
1.3 Система обязательного медицинского страхования………………………..……………11
1.4 Государственное финансирование здравоохранения…………………………….………14
1.5 Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение………………………………………………………………………………..20
2. Фонды обязательного медицинского страхования……………….…………….………….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения……….…..…26
Заключение…………………………………………………………………………...…………31
Список использованной литературы…………………………………………….
Региональные аспекты
В целом расходы бюджета
Вопросы по финансовому обеспечению медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС целесообразно рассматривать на правлении территориального фонда ОМС совместно с органами управления здравоохранением и финансовым органом субъекта РФ, принимая во внимание необходимость:
Таким образом, в процессе планирования
расходов на здравоохранение в проектах
бюджетов всех уровней имеется целы
ряд сложностей: ограниченность средств;
недостаточно четкая регламентация
распределения расходов (в правовом
отношении) между бюджетом, ОМС и
другими источниками; устаревшие методики
расчетов (наиболее прогрессивной является
методика планирования на основе государственных
минимальных социальных стандартов);
отсутствие сбалансированной системы
нормативных показателей и др.
Поэтому при формировании и утверждении
бюджета ежегодно происходят достаточно
острые споры, в процессе которых
осуществляется согласование объемов
расходов отрасли к проекту бюджета.
Очевидно, что успехи развития экономики
в целом, увеличение ресурсов бюджета,
научные разработки по совершенствованию
хозяйственного механизма отрасли
здравоохранения будут
2.Фонды
обязательно медицинского
Для реализации государственной политики
в области обязательного
В России с 1993 года медицинское страхование
существует в двух формах: обязательное
и добровольное. Обязательное медицинское
страхование свойственно
По данным форм ведомственного статистического
наблюдения на 1 октября 2011 года в Российской
Федерации в системе
Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065,0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС – 139 346,0 тыс. человек, в том числе работающих – 57 217,5 тыс. человек, неработающих – 82 128,5 тыс. человек.
На 01.01.2011 года в ТФОМС (Территориальный
Фонд Обязательного Медицинского Страхования)
зарегистрировано 8 000 620 страхователей,
из них 87 страхователей неработающего
населения – органов
Основными источниками доходов
бюджетов ТФОМС являются налоги, в
том числе единый социальный налог
в части, зачисляемой на счета
ТФОМС, и страховые взносы на обязательное
медицинское страхование
В 2011 году в среднем на одного застрахованного поступило налогов и взносов на ОМС неработающего населения в сумме 2 298,4 рублей, или 118,7 % от подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС – 1 936,3 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 № 885 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».
Исполнение бюджетов ТФОМС по поступлению ЕСН в части, зачисляемой ы ТФОМС, в среднем по России составило 102,3 %. При этом в 54 субъектах Российской Федерации превышен средний показатель по России.
Поступило средств ОМС из ТФОМС в СМО – 203 766,7 млн. рублей.
На 1 января 2011 года работу по организации и проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12 108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1 412 штатных специалистов ТФОМС, 3 253 штатных специалистов СМО, 7 443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр.[5]
Рассмотри структуру доходов Федерального
фонда обязательного
Табл. 1
Код бюджетной классификации |
Наименование дохода |
2010 |
2011 |
000 1 02 00000 00 0000 000 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
34 580 |
55 685 |
182 1 02 01030 08 0000 110 |
ЕСН, зачисляемый в ФФОМС |
34 580 |
55 685 |
182 1 09 08040 08 0000 140 |
Недоимка,пени и штрафы по взносам в ФФОМС |
340,0 |
61,450 |
000 1 05 00000 00 0000 000 |
Налоги на совокупный доход |
280,0 |
540,078 |
182 1 05 01000 00 0000 110 |
Единый налог, взимаемый в связи с приминением упрощенной системы налогооблажения |
145,7 |
296,208 |
182 1 05 02000 02 0000 110 |
Единый налог на вмененный доход
для отдельных видов |
133,3 |
242,47 |
182 1 05 03000 01 0000 110 |
Единый сельскохозяйственный налог |
1,0 |
1,4 |
000 2 02 02030 08 0000 151 |
Субвенции ФФОМС |
50 792 |
29 085 |
000 2 02 01100 08 0000 151 |
Дотации бюджету ФФОМС |
3 000 |
28 010 |
Доходы,всего |
88 992 |
113 380 |
[5]
Как мы видим, по всем статьям доходов,
кроме статей «недоимка, пени и штрафы
по взносам в ФФОМС», «субвенции
ФФОМС», в 2011 году происходит значительное
увеличение поступления средств
по сравнению с 2010 годом. Самые большие
суммы поступлений в ФФОМС
происходят за счет налога на совокупный
доход, единого налога, взимаемого в
связи с применением упрощенной
системы налогообложения и
Далее рассмотрим структуру расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 – 2011 гг. (млн. руб.), представленную в таблице № 2.
Табл. 2
Наименование расходов |
2010 |
2011 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
82,5 |
122,9 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
0,5 |
0,3 |
Переподготовка и повышение |
7,5 |
8,0 |
Другие вопросы в области |
6,0 |
6,5 |
Здравоохранение |
88 895,2 |
113 202,7 |
Обязательное медицинское |
35 099,5 |
56 104,5 |
Дотации на выполнение территориальный программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС |
27 628,5 |
33 245 320 |
Нормированный страховой запас ФФОМС |
4 085,0 |
4 950, 000 |
Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма |
340,0 |
360,0 |
Информатика |
46,0 |
49,2 |
Прикладные научные |
4,0 |
4,3 |
Средства (трансферты), передаваемые ФФОМС |
53 791,7 |
57 093,9 |
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами |
50 791,7 |
29 083,9 |
Субсидии бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
- |
2 000 |
Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий на оказание учреждениям здравоохранения муниципальных образований |
- |
12 800 |
Дотации бюджетам ТФОМС на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы ОМС |
- |
3 600 |
Субсидии бюджетам ТФОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС |
- |
6 400 |
Субсидии на ОМС неработающего населения (детей) |
3 000,0 |
3 210,0 |
Всего расходов |
88 991,7 |
113 340,4 |
[5]
Рассмотрев таблицу, можно заметить,
что расходы Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
в 2011 году по сравнению с 2010 значительно
увеличились. В 2010 году не предоставлялись
субсидии бюджетам ТФОМС на проведение
дополнительной диспансеризации работающих
граждан, субвенции бюджетам ТФОМС
на финансовое обеспечение государственного
задания в соответствии с программой
государственных гарантий, дотации
бюджетам ТФОМС на реализацию социальной
программы поддержки
3. Проблемы
и пути совершенствования
На рисунке 3 представлено распределение по основным источникам финансирования бесплатной медицинской помощи для разных типов учреждений здравоохранения.
В настоящее время подавляющее
большинство медицинских
Очевидно, что больницы и поликлиники, которые являются основой сети медицинских учреждений России, выполняют программу ОМС.
Несмотря на проведенную в последние
годы реформу в здравоохранении
в финансовом обеспечении этой отрасли
имеются серьезные недостатки. Главный
из них – недостаточный размер
финансирования. Постоянное недофинансирование
отрасли ведет к сокращению профилактических
медицинских мероприятий, снижению
материально-технической
В этих условиях важным фактором улучшения
финансового обеспечения
Прогнозы и планы в развитии здравоохранения, расширения их материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности медицинских учреждений.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения