Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа
В нормативных документах Банка России используется понятие финансовой устойчивости банка, для оценки которой рекомендуется применять показатели оценки капитала; активов; качества управления банком, его операциями и рисками; доходности; ликвидности. В других источниках даются более общие определения стабильности коммерческого банка. Она трактуется как способность последнего выполнять на заданном обществом уровне присущие ему функции и роль в экономике вне зависимости от воздействия внешних и внутренних сил, препятствующих их осуществлению.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы надежности КБ………………………………..4
1.1 Надежность и финансовая устойчивость КБ………………………………..4
1.2 Показатели надежности и финансовой устойчивости КБ…………………6
Глава 2. Управление надежностью КБ…………………………………………13
2.1 Анализ надежности КБ………………………………………………...……13
2.2 Управление ликвидностью банка………………………………………..…15
2.3 Управление риском……………………………………………………….…19
Глава 3.Повышение стабильности и надежности банковской системы РФ…23
3.1 Механизмы повышения стабильности и надежности банк. системы........23
3.2 Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению………........25
Заключение…………………………………………………………………...…..33
Список литературы…………………………………………………..…………..35
Анализ финансового состояния
с использованием аналитического комплекса
проводится регулярно по каждому
банку. При его проведении специалисты
дистанционного надзора используют
не только данные отчетности банков, но
и материалы инспекционных
По результатам анализа
надзорное подразделение
Не удовлетворяют требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняют обязанности по уплате обязательных платежей, в том числе перед Банком России в течение одного месяца и более с момента наступления даты их исполнения
Отнесение Банком России кредитных
организаций к одной из классификационных
групп является конфиденциальной информацией,
используемой территориальными учреждениями
для определения
К проблемным кредитным организациям
применяются различные меры принудительного
характера в целях
Банк России, реализуя свои функции в области банковского регулирования и надзора, принимает активное участие в процессах финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
В соответствии Законом о
банкротстве кредитных
Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства возникают, когда кредитная организация:
В условиях стабилизации банковской
системы Банк России стремится к
тому, чтобы кредитные организации
устраняли возникшие у них
основания для осуществления
мер по предупреждению банкротства
собственными силами, без предъявления
соответствующих требований Банком
России как надзорным органом. С
этой целью территориальные
В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России; предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитам для кредитной организации; предоставления отсрочки или рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации; новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией, и иные меры.
Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов и иные меры.
Приведение в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств кредитной организации должно происходить в том случае, если величина собственных средств кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом об акционерных обществах или Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. К тем кредитным организациям, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть финансовые проблемы, Банка России предъявляет требование осуществить меры по финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством о ее реорганизации. При этом Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мероприятий по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:
В дальнейшем Банк России контролирует
их выполнение планов финансового оздоровления.
Например, в 2005г. Банк России контролировал
выполнение 13 кредитными организациями
планов финансового оздоровления, из
них 10 кредитных организаций
Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
Временная администрация
назначается Банком России на срок
не более шести месяцев. Состав временной
администрации определяется приказом
Банка России. Он распределяет обязанности
между членами временной