Проблемы надежности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В нормативных документах Банка России используется понятие финансовой устойчивости банка, для оценки которой рекомендуется применять показатели оценки капитала; активов; качества управления банком, его операциями и рисками; доходности; ликвидности. В других источниках даются более общие определения стабильности коммерческого банка. Она трактуется как способность последнего выполнять на заданном обществом уровне присущие ему функции и роль в экономике вне зависимости от воздействия внешних и внутренних сил, препятствующих их осуществлению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы надежности КБ………………………………..4
1.1 Надежность и финансовая устойчивость КБ………………………………..4
1.2 Показатели надежности и финансовой устойчивости КБ…………………6
Глава 2. Управление надежностью КБ…………………………………………13
2.1 Анализ надежности КБ………………………………………………...……13
2.2 Управление ликвидностью банка………………………………………..…15
2.3 Управление риском……………………………………………………….…19
Глава 3.Повышение стабильности и надежности банковской системы РФ…23
3.1 Механизмы повышения стабильности и надежности банк. системы........23
3.2 Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению………........25
Заключение…………………………………………………………………...…..33
Список литературы…………………………………………………..…………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 115.16 Кб (Скачать файл)

Анализ финансового состояния  с использованием аналитического комплекса  проводится регулярно по каждому  банку. При его проведении специалисты  дистанционного надзора используют не только данные отчетности банков, но и материалы инспекционных проверок и заключения аудиторов, а также  информацию, содержащуюся в Банке  России и его территориальных  учреждениях. В последние годы особое значение придается достоверности  учета и отчетности, прозрачности собственности на капитал, полноте  формирования резервов, качеству управления рисками, которые оцениваются в  процессе проведения инспекционных  проверок банков.6

По результатам анализа  надзорное подразделение формирует  мотивированное суждение об отнесении  каждого банка в одну из четырех  групп проблемности. Критерии классификации банков по степени пробленых изложены в указаниях Банка России от 31 марта 2000г. №766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Согласно этим указаниям территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения их финансового состояния к одной из двух категорий: финансово стабильные и проблемные. В рамках каждой категории выделяются по две группы банков.

Не удовлетворяют требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняют обязанности  по уплате обязательных платежей, в  том числе перед Банком России в течение одного месяца и более  с момента наступления даты их исполнения

  • Не выполняют норматив достаточности собственного капитала Н1 (значение норматива ниже 5%)
  • Нарушили установленный Банком России порядок обязательного резервирования сроком более одного месяца и/или допустили более двух случаев нарушений за последние шесть месяцев
  • Систематически не представляют требуемые формы отчетности или представляющих с задержкой более чем на пять рабочих дней

Отнесение Банком России кредитных  организаций к одной из классификационных  групп является конфиденциальной информацией, используемой территориальными учреждениями для определения дифференцированного  режима взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями. Кредитные организации, отнесенные к категории 1, могут получать кредиты  Банка России в порядке рефинансирования.

К проблемным кредитным организациям применяются различные меры принудительного  характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации: штрафы; ограничения на осуществление  кредитными организациями отдельных  операций; запрет на осуществление  отдельных операций (преимущественно  на привлечение денежных средств  физических лиц во вклады); требования о замене руководителей; запрет на открытие филиалов. Отзыв лицензии считается  крайней мерой, принимаемой после  проведения комплексной профилактической работы.

Банк России, реализуя свои функции в области банковского  регулирования и надзора, принимает  активное участие в процессах  финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных  организаций.

В соответствии Законом о  банкротстве кредитных организаций  к мерам по предупреждению банкротства  кредитных организаций относятся:

    1. Финансовое оздоровление кредитной организации
    2. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций)
    3. Реорганизация кредитной организации

Основания для осуществления  мер по предупреждению банкротства  возникают, когда кредитная организация:

  • Не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и/или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации
  • Не удовлетворяет требований кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации
  • Допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России
  • Нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России
  • Нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%
  • Допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России7

В условиях стабилизации банковской системы Банк России стремится к  тому, чтобы  кредитные организации  устраняли возникшие у них  основания для осуществления  мер по предупреждению банкротства  собственными силами, без предъявления соответствующих требований Банком России как надзорным органом. С  этой целью территориальные учреждения Банка России предварительно оценивают  возможности устранения причин возникновения  оснований для осуществления  мер по предупреждению банкротства  силами кредитной организации или  с участием акционеров (участников), кредиторов или иных лиц.8 По результатам проведения оценки определяется целесообразность предъявлять к кредитной организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или мероприятий по реорганизации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут  осуществляться следующие меры:

    • Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами
    • Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации
    • Изменение организационной структуры кредитной организации
    • Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала)
    • Иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами9

Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со  сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России; предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитам для кредитной организации; предоставления отсрочки или рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации; новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Изменение структуры  активов кредитной организации может предусматривать улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией, и иные меры.

Изменение структуры  пассивов кредитной организации может предусматривать увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов и иные меры.

Приведение в  соответствие размера уставного  капитала и величины собственных  средств кредитной организации должно происходить в том случае, если величина собственных средств кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом об акционерных обществах или Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Изменение организационной  структуры кредитной организации может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. К тем кредитным организациям, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть финансовые проблемы, Банка России предъявляет требование осуществить меры по финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством о ее реорганизации. При этом Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мероприятий по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:

    • Оценку финансового состояния кредитной организации
    • Указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации
    • Меры по получению дополнительных доходов
    • Меры по возврату просроченной дебиторской задолженности
    • Меры по изменению организационной структуры  кредитной организации
    • Срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) текущей ликвидности кредитной организации.

В дальнейшем Банк России контролирует их выполнение планов финансового оздоровления. Например, в 2005г. Банк России контролировал  выполнение 13 кредитными организациями  планов финансового оздоровления, из них 10 кредитных организаций воостановили свое финансовое положение. В 2006г. шести кредитным организациям были предъявлены требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, из них пяти кредитным организациям – о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств.

Временная администрация  является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

    1. Кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения,0 в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации
    2. Кредитная организация допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чес на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России
    3. Кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%
    4. Кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок
    5. В соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация  назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Состав временной  администрации определяется приказом Банка России. Он распределяет обязанности  между членами временной администрации  и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной  администрации по согласованию с  государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие.

Информация о работе Проблемы надежности коммерческих банков